Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире игр и игрушек.

  Все выпуски  

В мире игр и игрушек.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
В мире игр и игрушек - рассылка магазина Данилка сайта Раннее развитие детей - www.danilova.ru

В мире игр и игрушек

Выпуск № 17 от 4 сентября 2001 г.

 ИГРЫ В МАГАЗИНЕ "ДАНИЛКА"

Новая игра "БИ-БО-БУ"

 

Игра рассчитана на детей от 3 лет. В игровой форме ребенок при участии родителей научится читать, складывать слоги и небольшие предложения.
Состав игры: игра включает в себя 60 карточек, на 58 из которых изображена буква (одиночная карточка) и 80 карточек, на каждой из которых изображен слог (наиболее часто встречающиеся слоги).

ИГРЫ от Лены Даниловой

Играем с колечками

Возраст: 10-18 месяцев.

Принято давать маленьким детям для игры пирамидки. Но чаще всего малыши не могут с ними справиться, поэтому колечки от пирамидок просто валяются в ящике для игрушек отдельно от основания. Как научить ребенка надевать колечки на пирамидку? Предлагаю начать с упрощенных вариантов игры.

Из пластиковой бутылки от кетчупа, шампуня, довольно большого диаметра (выбирайте бутылки из плотного пластика) нарежьте тоненькие колечки (шириной от 0,5 до 1,5 см) и предложите малышу надевать их на палочки (не тонкие и неострые) и снимать обратно. Кроме палки можно использовать такую же бутылку меньшего диаметра. Чем меньше диаметр колечка, тем, конечно, сложнее. Поэтому начинать надо с более простых, а значит более широких.

Палочки в такой игре малышу будет удобнее держать в руке (а не на подставке). Потому что, во-первых, так проще попасть, двигая и палочкой и кольцом. А во-вторых, на горизонтально расположенную палочку легче одеть колечко, чем на вертикальную. Эти  же  колечки  можно вешать на крючки. В детском уголке прибейте на стенку  или  приклейте  к  спинке кроватки (снаружи)  небольшие  покупные крючочки  для  хозяйственных  мелочей или  одежды.  Покажите  малышу,  как повесить  на  них  колечко.  Пусть  попробует сам. Крючок должен быть не один, так как малышу захочется вешать еще и еще, а на один крючок много колечек  не поместится. Лучше 5-10 штук.

Надевать колечки на веревочку у него сразу не получится, но вот снимать с нее – пусть попробует. Нанижите на веревку несколько пластиковых колечек меньшего диаметра. Начните снимать сами, предложите малышу попробовать. Снимать с веревки можно также деревянные колечки от пирамидок, большие макаронины, крупные бусины,  (но тут надо внимательно следить, чтоб ни одна не попала в рот).

Когда малыш всем этим овладеет, разовьет свои пальчики, предложите ему нанизывать кольца на настоящую пирамидку. Не забудьте, что для начала ребенок должен освоить сам процесс нанизывания. Поэтому не требуйте от него правильного расположения колечек на пирамидке (обычно, по убыванию размера).

Геометрическое лото

Возраст: 2-6 лет.

Возьмите альбомный лист. Разрежьте его пополам (по длине). Одна половина станет игровым полем, другая – карточками. Расчертите каждую половину на три части.

Нарисуйте в каждой клеточке не закрашенный контур геометрической фигуры. Обе половинки должны иметь абсолютно одинаковые фигуры, лучше рисовать их по трафарету (линейка с отверстиями в виде фигур или игра «Рамки и вкладыши геометрические»).

Потом одну половину листа разрежьте на карточки. У вас получится первое, самое простое лото, в которое можно играть с малышом полутора - двух лет. Мама показывает малышу карточку и просит найти такую же картинку на листе и закрыть ее, при этом называя геометрические фигуры.

Сразу сделайте еще несколько листов, чтобы не наскучить ребенку. Добавьте изображение других фигур или измените размер и соотношение сторон в уже известных фигурах, разместите их на листе под другим углом.

Когда малыш будет легко находить все фигуры, познакомится со всеми имеющимися  картами, предложите ему поиграть на двух одновременно.

Через некоторое время продублируйте уже имеющиеся у вас  карты и карточки к ним, при этом одинаковые по форме и размеру фигуры раскрасьте разными цветами (или вырежьте из цветной бумаги).

Играя в такой вариант игры, называйте и фигуру, и ее цвет.

Самым сложным вариантом будет игра, в которой встретятся фигуры разных типов, окрашенные в 3 – 5 разных цветов, двух-трех разных размеров.

Используя карточки от такого лото, можно придумать несколько игр дополнительно.

Попросите малыша сложить в одну стопку (или коробку, конвертик, нарисованный на листе бумаги домик и т.п.) все круги, или квадраты, или треугольники. Чем младше ребенок, тем проще должно быть задание – например, двухлетку можно попросить отделить круги от квадратов (всего два типа фигур) и дать ему не больше десяти карточек. А пятилетнему – дать весь комплект.

Можно назвать фигуры печеньями, конфетами, яблоками и предложить разложить «продукты» по «полочкам», нарисованным на листе, а затем поиграть в магазин с куклами.

Задания такого же типа придумайте, ориентируясь на цвета и размер фигур. Вариантов сюжета может быть много. Например, маленьким деткам (маленьким треугольникам) нужно дать маленькие яблочки или конфетки, а ребятам постарше – нужны средние яблоки и конфеты (средние треугольники), а взрослым – большие.

В таких играх совершенно не обязательно, чтобы цвет или форма фигуры соответствовала реальному цвету или форме того объекта, который она заменяет.

Игра «Четвертый лишний»
Предложите малышу карточки, в которых три фигуры будут иметь один или два общих признака, а четвертая будет отличаться одним признаком от всех.

Можно сравнивать фигуры группами. В одной группе (три-четыре фигуры) все фигуры маленькие, но разного цвета и формы, а в другой – фигуры разных цветов и форм, но большие. Здесь нужно увидеть, чем все фигуры одной группы отличаются от всех фигур другой группы.

Игра  «Пирамидка»
Предложите ребенку найти все красные круги, из них показать большой, средний и маленький, затем положить их по убыванию размера – как пирамидку, снизу вверх. Потом можно найти все синие квадраты, желтые треугольники и т.д. и тоже составить из них «пирамидки».

Чтобы усложнить игру, можете дать ребенку, например, такое задание: пусть большой круг будет синим, средний желтым, а маленький красным. Или: пусть вся пирамидка будет красная, внизу -  квадрат, в середине – круг, вверху – треугольник. Чем старше ребенок, тем сложнее может быть задание, например, пирамида из девяти кругов, цвета чередуются снизу так: синий, красный, желтый. Ребенок должен сам найти из некоторого количества карточек нужные и выполнить задание.

Игра «Дорожка»
Играют двое и более участников, карточки делят поровну на всех. Первый играющий кладет любую свою карточку на стол. Следующий должен положить рядом свою карточку, у которой есть один общий признак с фигурой на первой карточке. Следующий кладет дальше – так, чтобы получилась дорожка, причем у каждой очередной пары карточек должен быть свой общий признак, не такой, как у предыдущей пары. Если играющему нечего положить, он пропускает ход.

Можно менять условия игры. Например, должны быть два общих признака или ни одного.

 

Игра «Коврик»

Возраст: 2-6 лет.

Если вы не хотите делать геометрическое лото (допустим, ваш малыш вообще не любит играть в лото), можете поиграть в другую игру с вырезанными из цветного картона геометрическими фигурами. Для игры вам понадобиться некоторое количество простых геометрических фигур (5-6 типов), двух-трех размеров, трех-пяти цветов. И два одинаковых листа цветного картона – это будут коврики.

Знакомство с орнаментом

  Из геометрических фигур на поле коврика выложите простейший орнамент – дорожку в центре коврика, в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребенка продолжить орнамент. Самое простое задание - выкладывать в ряд одинаковые фигуры подряд  Детям постарше дают задания продолжить более сложные ряды – с чередованием двух разных фигур одного цвета или одинаковых фигур двух цветов ли: 1 кружок одного цвета, второй – другого или 1+2, 2+1, 2+2, 2+3, 3+2, 3+3.

Выкладывайте дорожки с «пробелам», то есть, пропуская небольшое расстояние между фигурами.

Сделайте на своем коврике дорожку вдоль краев так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребенка повторить орнамент на своем коврике, придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.

Поставьте фигуры в ряд. Попросите ребенка выставить такие же фигуры в обратном порядке.

Сделайте на своем коврике орнамент, ориентированный на центр – в центре одна фигура, вокруг – четное количество других фигур. Попросите ребенка повторить на своем коврике, придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.

Знакомьте ребенка с понятиями «право», «лево», «верх», «низ». Предложите ребенку сделать узор, располагая фигуры определенным образом под вашу диктовку:

  • Положи в верхний правый угол – круг, в центр – квадрат и т.д.

  • Положи синий кружок на поле в любом месте, справа от него  - красный, под ним – еще синий и так далее.

  • Положи четыре кружка так, чтобы крайний слева был красный , а справа от синего лежал только один красный.

Придумайте сами  подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д..

Развитие навыков счета

Научите ребенка называть числа до десяти. Покажите ему одну, две, три фигуры и так далее. Попросите ребенка показать, где одна фигура, где пять и т.д. Пусть попробует разместить на коврике заданное вами количество фигур.

Выставьте в ряд несколько фигур. Под ними в ряд несколько фигур (их может быть больше, меньше или столько же). Научите ребенка сравнивать, где больше, а где меньше. Пусть попробует сделать так, чтобы их было поровну или одних фигур больше (или меньше), чем других.

Выполняйте простейшие примеры на сложение и вычитание, показывая их фигурами. Давайте задания типа:

  • к одной фигуре добавь еще две – сколько получилось;

  • от четырех фигур отними две – сколько получилось;

  • сколько фигур нужно добавить к трем, чтоб стало пять;

  • сколько фигур надо убрать от шести, чтобы осталась одна и т.д.

Более подробно об обучении счету в нашей рассылке «Математика для дошкольников».

Игры на развитие внимания и памяти

  Составьте на коврике дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество).  Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

  Составьте дорожку (узор) из фигур. Пусть ребенок посмотрит на нее. Уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно.

Задания на развитие фантазии, воображения

  Спросите у ребенка, на что похожа та или иная фигура. Попросите найти предметы в комнате, похожие на ту или иную фигуру. Попросите припомнить, что еще такой же формы он видел раньше.

  Предложите составить из фигурок простое изображение (домик, кораблик и пр.). Не предлагайте готового решения – какие лучше фигуры взять, как их лучше расположить между собой. Пусть ребенок пофантазирует.

 

ИЗ ИСТОРИИ ИГР И ИГРУШЕК

Кто придумал матрешку?

До сих пор точно не установлен год появления русской матрешки. Предположительно ее возникновение относят к середине 90-х годов 19 века, между 1893 и 1896 годами. Основанием для этого служат некоторые отчеты и доклады Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год заведующий художественной частью Кустарного музея Н.Д. Бартрам пишет о том, что, «например, столь популярная «матрешка», продававшаяся при появлении ее на свет, около пятнадцати лет тому назад, по 6-8 рублей за штуку, - теперь, хотя и ниже качеством, продается за 35 копеек». А двумя годами позже в докладе Бюро кустарному совету он сообщает несколько иные сведения: «Цены на «матрешки» во время их первого появления (что было 20 лет тому назад) стояли до 10 рублей за штуку, теперь же мы имеем матрешки от 35 копеек». Чем же можно объяснить расхождение во времени происхождения матрешки? Вероятно, тем, что Н.Д. Бартрам был современником ее быстрого распространения и, по-видимому, не придавал тогда этому факту большого значения.

Считают, что первые образцы матрешек появились в Московской мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей М.А. Мамонтовой. Действительно, в музейных коллекциях сохранились матрешки со штампом этой мастерской, владелица которой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году была награждена бронзовой медалью за игрушки. Успех матрешки за границей и содействовал ее массовому производству в России.

 

 ЧТО ПОЧИТАТЬ ОБ ИГРАХ И ИГРУШКАХ


Эйнон Д.
Творческая игра: "От рождения до десяти лет"
 пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.-192с.: ил. 


Всем известно, что игра – ведущий вид деятельности в детском возрасте, и чем меньше ребенок, тем большее место в его жизни она занимает. В ней, и только в ней ребенок получает и тут же применяет свои первые знания об окружающем мире. Именно она из помогает ему понять и усвоить отношения между людьми, принятые в цивилизованном обществе, испытать первые радости и получить первые уроки жизни. Только творческая игра ребенка дает возможность проявиться и закрепиться стержневым, таким его личностным качествам, как инициативность, самостоятельность, стремление найти необычное решение, умение строить взаимоотношения с коллективом сверстников и т.д.

Как ни печально, но приходится констатировать тот факт, что в последнее время в реальном образовательном процессе самостоятельная игровая деятельность детей занимает небольшое место. И родители и педагоги стремятся, буквально, «до отказа» заполнить жизнь ребенка обучающими занятиями, оставляя ему на игру все меньше и меньше времени. Они забывают о том, что наилучший способ усвоения и закрепления знаний для ребенка – это применение их в своей самостоятельной деятельности.

На наш взгляд, попыткой поднять авторитет творческой игры в глазах родителей и педагогов, можно назвать книгу американского психолога Д.Эйнон. В ней вы найдете не только ответы на вопрос, почему так важна игра для детей разного возраста, но и конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей в домашних условиях.

Первая глава посвящена играм и игрушкам детей раннего возраста. Автор подчеркивает важность развития в этом возрасте органов чувств и первых психических процессов ощущения и восприятия. Она подробно описывает условия и наиболее эффективные приемы их развития. Не меньшее значение уделяется играм поддерживающим и развивающим эмоциональное общение ребенка со взрослым. Достаточно сказать, что довольно простая потешка, заканчивающаяся словами «забодаю, забодаю» дает ему возможность понять, что он способен вызвать эмоциональный отклик на свои действия со стороны другого человека и повлиять на его стремление к общению в будущем.

Основным «завоеванием» ребенка дошкольного возраста является наполненная глубоким социальным смыслом сюжетно-ролевая игра, подкрепляемая бурно развивающейся речью ребенка и его представлениями об окружающем мире. Правда, автор несколько, на наш взгляд, стирает границу между занятиями игровой деятельностью, куда им включены конструирование, рисование, обучение счету и грамоте, и самостоятельной творческой игрой ребенка.

Завершает обзор развития игровой деятельности у детей возраст от шести до десяти лет. Развивающееся мышление, внимание, независимость и самоконтроль дают широкое поле для полета детской фантазии как в изобретении новых сюжетов игр, так и в преобразовании старых. Главное, о чем, по нашему мнению, нельзя забывать родителям в этот период жизни ребенка, это то, что даже став школьником, он не перестал быть ребенком. Сюжетно-ролевая игра становиться для него не столько способом познания окружающего мира, сколько средством восстановления психологического равновесия и снятия напряжения. Ведь даже мы, взрослые, не прочь порой «разрядиться» и погонять мяч со своим взрослеющим сыном или «собрать в школу» куклу Машу.

С.Леднева
по материалам сайта www.pokoleniye.ru 

 

 

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

1. Новая игра в  МАГАЗИНЕ "Данилка"

2. Игры для ваших малышей: "Играем с колечками", "Геометрическое лото", "Коврик"

3. Из истории игр и игрушек. "Кто придумал матрешку?"

4. Что почитать об играх и игрушках

 НОВОСТИ САЙТА

04.09.2001

В "Публикациях" в разделе Эстетическое развитие читайте "Влияние музыки в развитии одаренности личности". 

02.09.2001

В "Публикациях" в разделе "Психология и воспитание" читайте "Кто притаился в темноте?". В разделе "Полезная информация" открылась рубрика "Где купить". Размещена информация о магазинах детского питания.

30.08.2001

В разделе "Математика" опубликована глава "Логика и математика" из книги Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". 

28.08.2001

В "Публикациях" в разделе "Развитие речи" читайте "Чтобы во рту не было "каши". Советы логопеда" . В "Кладовой" опубликована новая сказка  для самых маленьких.

НАШИ РАССЫЛКИ

 Рассылка 'В мире игр и игрушек.'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей
Здоровье и питание ребенка
Математика для дошкольников
 Наша новая рассылка
Сайт "Раннее развитие" открывает новую рассылку "Математика для дошкольников".
Описание рассылки: Как научить дошкольника считать, решать простейшие задачи, познакомить с основами геометрии, развить логику, внимание, память. От простейших понятий - числа и цифры, математические действия, геометрические фигуры к более сложным - дроби, декартовы координаты, отрицательные числа. И все это - в играх и занимательных задачах! Авторские статьи, обзоры основных методик и пособий, выдержки из книг, описания развивающих игр, обзор литературы, советы родителей.  
Рассылка будет включать в себя следующие рубрики:
  • Считаем
  • Основы геометрии
  • Математические игры, задачки, головоломки
  • Развиваем логику, внимание, память
  • Метрическая система мер и время
  • Что почитать о математике для дошкольников
  • Что купить в магазине - обзор математических игр
  • Интересные сведения о математике и математиках
  • Советы родителей

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 
 
TopList

  



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное