Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Наказывать ли за лень?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 16

Наказывать ли за лень?

 Недавно я приняла участие в обсуждении на форуме http://www.likar.info/mamforum/ на тему «Дарить ли подарок сыну на ДР, если он наказан за плохую учебу в школе». Полный текст обсуждения тут http://www.likar.info/mamforum/read_all.php?theme=4829, а мои комментарии в этом выпуске.

 Итак, ситуация такая: мальчику 11 лет, мама и бабушка учительницы (мама только по специальности), бабушка преподает в классе мальчика, ребенок не хочет учиться, его контролируют, начиная от того, что задано и до оценок в дневнике и выполнения домашних заданий.

 Обсуждение началось с вопроса мамы :  «Дарить ли подарок сыну на ДР, если он наказан? Дело в том, что давно было оговорено, что он не получит подарок ко ДР если будет лениться в учебе. Ходит в платный лицейный класс, способности очень хорошие, а желания учиться нет. Может после проведенной беседы "забыть" : дома дневник, выучить стих, написать сочинение, и т.д. В общем-полное безразличие как к учебному процессу, так и к поощрениям и наказаниям. Посоветуйте, что делать. Бабушка настаивает на праздновании ДР и подарках, а родители настаивают на приведении "приговора" в действие.»

 Тут и далее мои комментарии черным, слова мамы - коричневым.

Тут дело вовсе не в подарках, и не в наказаниях вообще. Нельзя ничего хотеть ЗА ребенка, чем больше Вы это делаете, принуждая его к учебе, тем он больше сопротивляется и больше испытывает отвращение к тому, к чему его принуждают кнутом или пряником. Безразличие - это уже крайняя форма нежелания, т.е. сначала человек противится активно, а потом появляется лень и апатия. И это уже трудно "пробить".

А подарок на ДР - это не награда и поощрение, а впервую очередь это выражение любви и заботы. Дело в том, что манипулирование ребенком по принципу "сделай то, что Я хочу и получишь то, что ты хочешь" рано или поздно заканчивается отказом ребенка играть в эти игры, или ребенок сам овладевает тонкостями и начинает рулить родителями.

Важно за воспитательными играми не потерять главного - доверия, готвоности ребенка прислушиваться к Вам (не слушаться, а слышать). Нет этого - все впустую.

Пока есть хорошие отношения с ребенком, есть шанс, что он рано или поздно прислушается к словам родителей, особенно когда слова с делами не расходятся. Хорошо или плохо учиться в школе - это второстепенно, оглянитесь вокруг и Вы это увидите на примере либо своем личном, либо знакомых троечников, которые выросли и стали очень успешными взрослыми. Или на обратном примере отличников-заучек, которые стали неудачниками по жизни. Так стоит ли беспокоиться о ничего не значащих вещах?

А что делать если  лень и апатия уже есть? Да и не манипулировали им в той форме что вы пишете, никогда. Никогда не заставляли делать что-то против его воли. Не хочет ходить в муз. школу-не ходит. Хочет ходить в спортивную секцию-ходит, не смотря на то, что никаких результатов на соревнованиях да и в физическом развитии тоже. (3 года занимается, а подтянуться на турнике не умеет). По натуре он "черепашка". Если не подталкивать-заснет на ходу. Не было бы обидно, если бы был неспособный к учебе. Может просидеть за столом целый день и написать простое упражнение-отвратительнейшим почерком только потому, что не предупредили что проверят. Ну нельзя же, в самом деле, опустить руки и совсем не проверять уроки и не наказывать? Или я не права?

 Правы Вы или нет - жизнь покажет.  Если Вы что-то делаете (проверяете уроки, наказываете, поощряете) и это не работает так, как хочется, значит, нет смысла это делать дальше с надеждой на другой результат. Остановитесь, подумайте. Как вариант - временно устранитесь вообще. Лень и апатия не возникают ниоткуда - вспомните сына в 1-3 года, у него была лень и апатия тогда? Лень возникает либо когда цели стоят перед человеком ненужные, непривлекательные - а это обычно, когда цели чужие, а не вытекающие из личных потребностей. Или как защитная реакция, если человек боится неудачи, не верит или не знает, как эти цели достичь. В зависимости от того, какой из 2 случаев у сына, то и делать Вам надо разное.

Если ребенок пишет аккуратно, только если проверят, что это значит? Что ему эта аккуратность на фиг не нужна, он тратит на это силы только для кого-то. А стоит ли на какое-то упражнение тратить целый день? Целый день жизни...Неужели у него нет более интересных и важных дел в жизни, его любимых дел, которыми ему нравится заниматься? Не верю. В футбол он с пацанами играет - или и тут апатия? Тогда дело совсем плохо.

 Я тоже понимаю, что в жизни калиграфия ему может и не пригодится :) Но ведь в начальных классах дети учатся учиться. Да и прочитать написаное не представляется возможным- настолько ужасен почерк. Если сейчас не привить ему усердия, аккуратности в выполнении любого задания-не только уроков, он может остаться необязательным, безответственным на всю жизнь. Я понимаю, и виню себя в том что, возможно, я моментами была настойчивой и авторитарной. Но я всегда стараюсь выслушать его мнение и не всегда :) настаиваю на своем. Самое ужасное что Вы правы, и я от этого в ужасе- с самого раннего детства у него нет подлинного интереса ни к чему -он с легкостью может отказаться от всего. Любит читать и играть в компьютерные игры, любит бесцельно шататься по улице (это меня очень пугает)-может опоздать на занятия только потому, что по дороге рассматривал витрыны магазинов :), или заигрался в футбол. Но в данный момент я не могу уделять ему внимания больше чем уделяю. А еще у него нет настоящего друга-с детства тяжелый настойчивый характер. И его он проявляет в общении со взрослыми и детьми.

 У такого маленького человека не может не быть интересов, просто они погребены под завалами :-). Или Ваше представление о "правильных" интересах не совпадает с его реальными интересами. Что очень может быть.

Я недавно листала Ошо "О детях", он рассказывает о своей учебе в школе, что ему было намного интересней смотреть в окно на птиц и деревья, чем слушать скучные объяснения учителя по математике. Учитель в качестве наказания выгнал его на улицу, что с точки зрения Ошо было большой наградой. С тех пор вместо уроков математики Ошо сидел под деревьями. А математике его потом обучал директор школы, профессор, который тоже любил гулять в школьном саду :-).

Самое смешное, что мы - кто проучились в школе и дальше - сами поверили в то, что в школе учат учиться. До школы дети сами всему учатся на лету - правда учатся они только тому, что им самим нужно и интересно :-). А в школе их начинают учить заучивать кучу всякой ерунды, которая никогда не понадобится в жизни. А уж как играть в эту школьную игру легко и успешно - тут уж или сам ребенок учится, или с помощью родителей, но в школе этому не учат, иначе не было бы так много детей, которым так трудно и скучно в школе.

 Привить хорошие качества - это хорошая идея. Вот только какими средствами? Давайте вспомним себя или проведем тут опрос, кому из нас помогли развить аккуратность, обязательность и настойчивость - родительские стояния над душой, наказания, нотации и пр. методы прививания хорошего?

Я скажу о себе - в моей родительской семье была вечная борьба за порядок в доме и активное "прививание" нам с братом привычки к порядку. Результат - наведение порядка для меня мучение :-). 20 лет родительских стараний пошли прахом, но хуже всего то, что я сама хочу привить себе эту привычку, но это напарывается на такой мощный внутренний протест...Да, у брата похоже. При этом мама и ее мама - аккуратистки редкие.

 

А уроки мы делаем так:  приходим с работы-со школы ( вторая смена), бабушка выдает список заданий (она в его классе преподает математику, поэтому все оценки по всем предметам, а так же задания на дом -под контролем. Дневник у нас либо дома забыт( в школу то сам собирается) либо-нам ничего не задавали :). Но уже нет никаких сил писать сочинения вместе. Ему говорят как надо, а он так не хочет, а сам не умеет.

 Ваше описание очень точно описывает настоящую проблему - макро-причину лени и апатии ребенка. Тотальный контроль! И единственный выход, который нашел ребенок - это тихий саботаж. А что же ему остается делать, чтобы сохранить "лицо".

Если ребенок чего-то сам не умеет (сочинения писать, напр.), то верный способ сохранить это неумение навсегда - делать вместо него или принуждать делать "по правилам". ЗАЧЕМ сочинения писать - для оценки или для того, чтобы научиться владеть словом, выражать мысли? Что значит "как надо" писать сочинения - пусть пишет как хочет, это же творчество. А необходимое условие для творчества - это игра, легкость, свобода.

Мужской пример для мальчика очень важен - нет папы рядом, ищите тренера-мужчину, чисто мужскую секцию спортивную, сообщество мужчин, где культивируется сила, выносливость и пр.

... не пишу я за него сочинения, и хорошие оценки для меня не главное, читала \"Богатый папа, бедный папа\":).

Сочинения они пишут очень часто.Учительница старается привить любовь к литературе и действительно учит владеть и устной и письменной речью. Это видно по заметкам на полях. И дело учителя научить, а мое-подсказать( что я делаю с неохотой),-иначе оно будет написано \"абы як\" не в плане выразить СВОЮ мысль, а в смысле-побыстрей отделаться. С первого раза сочинение пишется на 3 балла( если дать свободу выбора темы, а их дается несколько на каждое произведение, и не проверить результат) а потом переписывается ( без диктовки ) на 9-10. Был опыт предоставления полной независимости и частичной безконтрольности( дневник и тетрадки с оценками проверялись, а приготовление дом.зад.-нет). Увы, он провалился- каждый день в течении двух недель приносил 2 балла. У меня сдали нервы, ведь это свидетельствовало только о том, что уроки не учатся систематически изо дня в день. Самыми проблемными предметами есть природоведение, Киевщинознавство, и т.п. Учителя отмечают безучастность на уроках, при том что с легкостью догоняет упущеное ( математика и иняз). Ну осознаю я что без Киевщинознавства легко можно прожить. Делаю упор на математику, литераитуру и иностранный. Но при всей любви к чтению, он умудряется не читать обязательные произведения.

 Я в детстве читала огромное кол-во литературы, кроме обязательной - ее я не читала принципиально, а то, что было интересно из обязательной, читала не в заданное время, а годом раньше или позже. Будете заставлять читать "обязаловку" - еще и к чтению интерес будет потерян.

Кстати, показателен опыт предоставления частичной бесконтрольности - что проверялось, ведь этим Вы показали ребенку, что важно (оценки), а что нет (приготовление дом.задания) - на деле, а не на словах. И критерий "провала" опыта независимости - по полученным баллам. А как в это время вел себя ребенок, улучшилось или ухудшилось его настроение, как изменилось поведение и пр. - или это неважно? Как вообще вводилась эта "независимость", под каким соусом, как обосновывался ребенку прежний и новый режим взаимодействия, постепенно или сразу, понимал ли ребенок свои задачи и ответственность - не зная ответов на эти вопросы, нельзя судить, успешный или нет был этот эксперимент.

Именно потому, что помню себя в его возрасте,  и тот горький опыт, что всегда была "под колпаком" у мамы,( не успею нашкодничать, а мама в курсе. И был опыт маминого преподавания в моем 4м классе, к счастью и моему и маминому он был успешно прерван-по обоюдному согласию- мама отказалась от моего класса только для того чтоб не навредить нашим отношениям). Я как никто знаю как это -родной человек учитель в твоем классе.
Мы все - родители и бабушка - старались предоставить ему свободу. Он этого не оценил.

 Свобода - это право любого человека  , ее не надо выслуживать и благодарить за продых.

Впрочем, мы есть продолжение наших родителей - если не исправляем их ошибок то усугубляем с каждым поколением. Обычно усугубляем, потому что даже не осознаем, так к ним привыкли. У вас семейная традиция жесткого контроля над детьми, Вы просто иначе не умеете. Можно учиться, но тогда акценты надо сместить с воспитания ребенка на воспитание себя. Не "он не оценил", а "в чем МОЯ ошибка?".

 

---------------

Открыт набор на курс для родителей по решению проблем с детьми. Условия участия в личной переписке.

Пишите,

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru

Страница рассылки http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

Если нет явного запрета на публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке.

Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в теле Вашего письма.

 

Это мои друзья и партнеры:

 

Марина Ерко, автор рассылки:

Страна Детство    

Родителям, открытым для детей, хотящим и стремящимся жить с детьми в счастливой Стране                                 Детство по её законам естественности, доверия и любви.

Юлия Матвеева, автор рассылки:

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители"

"...если Вам ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб"

Татьяна Морозова, автор Школы Своего Здоровья и рассылок:

Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?

Как начать получать удовольствие от жизни прямо сейчас.

И ты можешь стать здоровым, удачливым и счастливым!

Как с умом распорядиться своим здоровьем.

Путь к здоровью через болезнь.

Жизнь без боли, жизнь без таблеток

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное