Итак, ситуация такая: мальчику 11 лет, мама и
бабушка учительницы (мама только по специальности), бабушка преподает в
классе мальчика, ребенок не хочет учиться, его контролируют, начиная от
того, что задано и до оценок в дневнике и выполнения домашних заданий.
Обсуждение началось с вопроса мамы : «Дарить
ли подарок сыну на ДР, если он наказан? Дело в том, что давно было
оговорено, что он не получит подарок ко ДР если будет лениться в учебе.
Ходит в платный лицейный класс, способности очень хорошие, а желания
учиться нет. Может после проведенной беседы "забыть" : дома дневник,
выучить стих, написать сочинение, и т.д. В общем-полное безразличие как
к учебному процессу, так и к поощрениям и наказаниям. Посоветуйте, что
делать. Бабушка настаивает на праздновании ДР и подарках, а родители
настаивают на приведении "приговора" в действие.»
Тут и далее мои комментарии черным, слова мамы -
коричневым.
Тут дело вовсе не в подарках, и не в
наказаниях вообще. Нельзя ничего хотеть ЗА ребенка, чем больше Вы это
делаете, принуждая его к учебе, тем он больше сопротивляется и больше
испытывает отвращение к тому, к чему его принуждают кнутом или пряником.
Безразличие - это уже крайняя форма нежелания, т.е. сначала человек
противится активно, а потом появляется лень и апатия. И это уже трудно
"пробить".
А подарок на ДР - это не награда и
поощрение, а впервую очередь это выражение любви и заботы. Дело в том,
что манипулирование ребенком по принципу "сделай то, что Я хочу и
получишь то, что ты хочешь" рано или поздно заканчивается отказом
ребенка играть в эти игры, или ребенок сам овладевает тонкостями и
начинает рулить родителями.
Важно за воспитательными играми не
потерять главного - доверия, готвоности ребенка прислушиваться к Вам (не
слушаться, а слышать). Нет этого - все впустую.
Пока есть хорошие отношения с ребенком,
есть шанс, что он рано или поздно прислушается к словам родителей,
особенно когда слова с делами не расходятся. Хорошо или плохо учиться в
школе - это второстепенно, оглянитесь вокруг и Вы это увидите на примере
либо своем личном, либо знакомых троечников, которые выросли и стали
очень успешными взрослыми. Или на обратном примере отличников-заучек,
которые стали неудачниками по жизни. Так стоит ли беспокоиться о ничего
не значащих вещах?
А что делать если лень и апатия уже
есть? Да и не манипулировали им в той форме что вы пишете, никогда.
Никогда не заставляли делать что-то против его воли. Не хочет ходить в
муз. школу-не ходит. Хочет ходить в спортивную секцию-ходит, не смотря
на то, что никаких результатов на соревнованиях да и в физическом
развитии тоже. (3 года занимается, а подтянуться на турнике не умеет).
По натуре он "черепашка". Если не подталкивать-заснет на ходу. Не было
бы обидно, если бы был неспособный к учебе. Может просидеть за столом
целый день и написать простое упражнение-отвратительнейшим почерком
только потому, что не предупредили что проверят. Ну нельзя же, в самом
деле, опустить руки и совсем не проверять уроки и не наказывать? Или я
не права?
Правы Вы или нет - жизнь покажет. Если Вы что-то
делаете (проверяете уроки, наказываете, поощряете) и это не работает
так, как хочется, значит, нет смысла это делать дальше с надеждой на
другой результат. Остановитесь, подумайте. Как вариант - временно
устранитесь вообще. Лень и апатия не возникают ниоткуда - вспомните сына
в 1-3 года, у него была лень и апатия тогда? Лень возникает либо когда
цели стоят перед человеком ненужные, непривлекательные - а это обычно,
когда цели чужие, а не вытекающие из личных потребностей. Или как
защитная реакция, если человек боится неудачи, не верит или не знает,
как эти цели достичь. В зависимости от того, какой из 2 случаев у сына,
то и делать Вам надо разное.
Если ребенок пишет аккуратно, только если проверят,
что это значит? Что ему эта аккуратность на фиг не нужна, он тратит на
это силы только для кого-то. А стоит ли на какое-то упражнение тратить
целый день? Целый день жизни...Неужели у него нет более интересных и
важных дел в жизни, его любимых дел, которыми ему нравится заниматься?
Не верю. В футбол он с пацанами играет - или и тут апатия? Тогда дело
совсем плохо.
Я
тоже понимаю, что в жизни калиграфия ему может и не пригодится :) Но
ведь в начальных классах дети учатся учиться. Да и прочитать написаное
не представляется возможным- настолько ужасен почерк. Если сейчас не
привить ему усердия, аккуратности в выполнении любого задания-не только
уроков, он может остаться необязательным, безответственным на всю жизнь.
Я понимаю, и виню себя в том что, возможно, я моментами была настойчивой
и авторитарной. Но я всегда стараюсь выслушать его мнение и не всегда :)
настаиваю на своем. Самое ужасное что Вы правы, и я от этого в ужасе- с
самого раннего детства у него нет подлинного интереса ни к чему -он с
легкостью может отказаться от всего. Любит читать и играть в
компьютерные игры, любит бесцельно шататься по улице (это меня очень
пугает)-может опоздать на занятия только потому, что по дороге
рассматривал витрыны магазинов :), или заигрался в футбол. Но в данный
момент я не могу уделять ему внимания больше чем уделяю. А еще у него
нет настоящего друга-с детства тяжелый настойчивый характер. И его он
проявляет в общении со взрослыми и детьми.
У такого маленького человека не может не
быть интересов, просто они погребены под завалами :-). Или Ваше
представление о "правильных" интересах не совпадает с его реальными
интересами. Что очень может быть.
Я недавно листала Ошо "О детях", он рассказывает о
своей учебе в школе, что ему было намного интересней смотреть в окно на
птиц и деревья, чем слушать скучные объяснения учителя по математике.
Учитель в качестве наказания выгнал его на улицу, что с точки зрения Ошо
было большой наградой. С тех пор вместо уроков математики Ошо сидел под
деревьями. А математике его потом обучал директор школы, профессор,
который тоже любил гулять в школьном саду :-).
Самое смешное, что мы - кто проучились в школе и
дальше - сами поверили в то, что в школе учат учиться. До школы дети
сами всему учатся на лету - правда учатся они только тому, что им самим
нужно и интересно :-). А в школе их начинают учить заучивать кучу всякой
ерунды, которая никогда не понадобится в жизни. А уж как играть в эту
школьную игру легко и успешно - тут уж или сам ребенок учится, или с
помощью родителей, но в школе этому не учат, иначе не было бы так много
детей, которым так трудно и скучно в школе.
Привить хорошие качества - это хорошая идея. Вот
только какими средствами? Давайте вспомним себя или проведем тут опрос,
кому из нас помогли развить аккуратность, обязательность и настойчивость
- родительские стояния над душой, наказания, нотации и пр. методы
прививания хорошего?
Я скажу о себе - в моей родительской семье была
вечная борьба за порядок в доме и активное "прививание" нам с братом
привычки к порядку. Результат - наведение порядка для меня мучение :-).
20 лет родительских стараний пошли прахом, но хуже всего то, что я сама
хочу привить себе эту привычку, но это напарывается на такой мощный
внутренний протест...Да, у брата похоже. При этом мама и ее мама -
аккуратистки редкие.
А уроки мы делаем
так: приходим с работы-со школы ( вторая смена), бабушка выдает список
заданий (она в его классе преподает математику, поэтому все оценки по
всем предметам, а так же задания на дом -под контролем. Дневник у нас
либо дома забыт( в школу то сам собирается) либо-нам ничего не задавали
:). Но уже нет никаких сил писать сочинения вместе. Ему говорят как
надо, а он так не хочет, а сам не умеет.
Ваше
описание очень точно описывает настоящую проблему - макро-причину лени и
апатии ребенка. Тотальный контроль! И единственный выход, который нашел
ребенок - это тихий саботаж. А что же ему остается делать, чтобы
сохранить "лицо".
Если ребенок чего-то сам не умеет
(сочинения писать, напр.), то верный способ сохранить это неумение
навсегда - делать вместо него или принуждать делать "по правилам". ЗАЧЕМ
сочинения писать - для оценки или для того, чтобы научиться владеть
словом, выражать мысли? Что значит "как надо" писать сочинения - пусть
пишет как хочет, это же творчество. А необходимое условие для творчества
- это игра, легкость, свобода.
Мужской пример для мальчика очень важен
- нет папы рядом, ищите тренера-мужчину, чисто мужскую секцию
спортивную, сообщество мужчин, где культивируется сила, выносливость и
пр.
... не пишу я за него сочинения, и
хорошие оценки для меня не главное, читала \"Богатый папа, бедный
папа\":).
Сочинения они пишут очень
часто.Учительница старается привить любовь к литературе и действительно
учит владеть и устной и письменной речью. Это видно по заметкам на
полях. И дело учителя научить, а мое-подсказать( что я делаю с
неохотой),-иначе оно будет написано \"абы як\" не в плане выразить СВОЮ
мысль, а в смысле-побыстрей отделаться. С первого раза сочинение пишется
на 3 балла( если дать свободу выбора темы, а их дается несколько на
каждое произведение, и не проверить результат) а потом переписывается (
без диктовки ) на 9-10. Был опыт предоставления полной независимости и
частичной безконтрольности( дневник и тетрадки с оценками проверялись, а
приготовление дом.зад.-нет). Увы, он провалился- каждый день в течении
двух недель приносил 2 балла. У меня сдали нервы, ведь это
свидетельствовало только о том, что уроки не учатся систематически изо
дня в день. Самыми проблемными предметами есть природоведение,
Киевщинознавство, и т.п. Учителя отмечают безучастность на уроках, при
том что с легкостью догоняет упущеное ( математика и иняз). Ну осознаю я
что без Киевщинознавства легко можно прожить. Делаю упор на математику,
литераитуру и иностранный. Но при всей любви к чтению, он умудряется не
читать обязательные произведения.
Я
в детстве читала огромное кол-во литературы, кроме обязательной - ее я
не читала принципиально, а то, что было интересно из обязательной,
читала не в заданное время, а годом раньше или позже. Будете заставлять
читать "обязаловку" - еще и к чтению интерес будет потерян.
Кстати, показателен опыт предоставления
частичной бесконтрольности - что проверялось, ведь этим Вы показали
ребенку, что важно (оценки), а что нет (приготовление дом.задания) - на
деле, а не на словах. И критерий "провала" опыта независимости - по
полученным баллам. А как в это время вел себя ребенок, улучшилось или
ухудшилось его настроение, как изменилось поведение и пр. - или это
неважно? Как вообще вводилась эта "независимость", под каким соусом, как
обосновывался ребенку прежний и новый режим взаимодействия, постепенно
или сразу, понимал ли ребенок свои задачи и ответственность - не зная
ответов на эти вопросы, нельзя судить, успешный или нет был этот
эксперимент.
Именно потому, что помню себя в его
возрасте, и тот горький опыт, что всегда была "под колпаком" у мамы,(
не успею нашкодничать, а мама в курсе. И был опыт маминого преподавания
в моем 4м классе, к счастью и моему и маминому он был успешно прерван-по
обоюдному согласию- мама отказалась от моего класса только для того чтоб
не навредить нашим отношениям). Я как никто знаю как это -родной человек
учитель в твоем классе.
Мы все - родители и бабушка - старались предоставить ему свободу. Он
этого не оценил.
Свобода
- это право любого человека , ее не надо выслуживать и благодарить за
продых.
Впрочем, мы есть продолжение наших
родителей - если не исправляем их ошибок то усугубляем с каждым
поколением. Обычно усугубляем, потому что даже не осознаем, так к ним
привыкли. У вас семейная традиция жесткого контроля над детьми, Вы
просто иначе не умеете. Можно учиться, но тогда акценты надо сместить с
воспитания ребенка на воспитание себя. Не "он не оценил", а "в чем МОЯ
ошибка?".
---------------
Открыт набор на курс для
родителей по решению проблем с детьми. Условия участия в личной переписке.