Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка 1 - 3
лет
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит
умственное и техническое развитие ребёнка, имеет
несколько линий развития, среди которых:
∙ становление орудийных действий,
∙ развитие наглядно-действенного мышления,
∙ развитие познавательной активности
∙ формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые
характеристики игрушек.
1) Орудийные действия. Ранний возраст
является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.
К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами
и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные
действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо
предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,
чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно
определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными
действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие
культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных
объектов:
∙ совочки, лопаточки,
∙ метелочки, грабельки
∙ сачки для «вылавливания» игрушек из ванны
∙ удочки с магнитом для «ловли рыбок»
∙ игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.
∙ кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками,
малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами
использования предметов.
2) Наглядно-действенное мышление. Ребёнок
раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е.
наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного
мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными
предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество
должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и
автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
∙ Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу
∙ Вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания
∙ Матрёшки –3-4 местные
∙ «Коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических
форм и предметных изображений
∙ Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания
∙ Крупные пазлы и мозаики
∙ Кубики крупные пластмассовые и деревянные
∙ Шнурок и бусины для нанизывания
∙ Народные игрушки с подвижными частями
∙ Желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные
детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом,
формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов.
3) Познавательная активность. Познавательная
активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в
такой специфической деятельности как детское экспериментирование. Для
осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и
самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут
быть:
∙ Коробочки с секретом;
∙ Детские музыкальные центры;
∙ Механические игрушки;
∙ Клавишные игрушки;
∙ Игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и
появлением чего-то нового
∙ Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
4) Целеустремлённость и настойчивость.
Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни
осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о
конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению
целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
∙ Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки,
ёлочки, снеговика и пр.
∙ Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики,
разрезные картинки и др.)
∙ Составные игрушки – машинки, домики и пр.
∙ Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу
∙ Бусы для нанизывания
∙ Шнуровки и застёжки
Если папа работает далеко от дома, то желательно чтобы ребенок видел его за
работой и в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то
работу дома, ему легче представить что значат слова «папа на работе».
Создавайте условия для новых впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу, в
музей, кафе, магазин и т.п. Предварительно объясните малышу, куда вы идете и
зачем. Сообщите ребенку о будущем визите заранее. Можно поискать и рассмотреть
соответствующие картинки.
Отвечайте честно и просто на все вопросы вашего ребенка. Постарайтесь не лгать
ему и выполнять данные обещания. Очень важно выполнить обещание, даже если речь
идет о мелочах. Вспомните, как часто вы говорите малышу, который просит вас
поиграть с ним: «Попозже!», «Подожди!», «Вот сейчас это сделаю и …» И вы всегда
выполняете обещанное?
Если у вас возникают некоторые трудности в воспитании ребенка, не стесняйтесь
обращаться за консультацией к психологу, опытному педагогу или врачу.
Запомните:
∙ Детей учит то, что их окружает.
∙ Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
∙ Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
∙ Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
∙ Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
∙ Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
∙ Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
∙ Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
∙ Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
∙ Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
∙ Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
∙ Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится
находить в этом мире любовь.
источник - В. Г. Дмитриева "Методика раннего развития Марии
Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет"
Тема рассылки:
1. Игрушки, способствующие
познавательному развитию ребёнка 1 - 3 лет
2. Отношения со взрослыми