Беседы с ребенком развивают его речевые навыки. Выберите интересный для ребенка
предмет разговора — поговорите об игрушках, о бабушке с дедушкой, о кошке,
которая у вас живет. Говоря о том или ином объекте, добавляйте описательные
слова. Например: «Мне нравится эта собачка. Она такая мягкая и пушистая».
Произнося эти слова, распушите игрушку и погладьте ее.
Описания «мягкий» и «пушистый» применимы и ко многим другим игрушкам. Очень
скоро эти описательные слова прочно войдут в словарь вашего ребенка.
Результаты научных исследований
Ранний жизненный опыт особенно важен. Учеба в десятилетнем
возрасте оказывает далеко не такое воздействие на мозг и дальнейшую жизнь, как
та же учеба в двухлетнем возрасте.
ДАВАЙ СПОЕМ
Куклы и мягкие игрушки — лучшие друзья малышей. Пение в компании с мягкой
игрушкой развивает речевые навыки ребенка. Посадите мягкую игрушку себе на
колени. Пойте какую-нибудь песню, сопровождая ее подходящими действиями. Вот
некоторые примеры:
∙ «Топ, топ, топает малыш» — при слове «топ» двигайте лапами игрушки;
∙ «Вдох глубокий, руки шире...» — имитируйте утреннюю гимнастику;
∙ «Антошка» — хлопайте лапами игрушки в такт песне.
Отдайте мягкую игрушку ребенку и помогите ему проделать с ней те же действия,
пока вы поете.
Результаты научных исследований
Музыкальные игры часто сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны
мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы,
благодаря чему ребенок все больше учится управлять своим телом.
КТО ТУТ САМЫЙ МИЛЫЙ МАЛЬЧИК?
Развивая внимание ребенка и умение слушать, продекламируйте ему следующий
стишок:
Кто тут самый милый мальчик?
Ты не знаешь, кто?
Покружимся, покружимся, (Поворачивайтесь кругом.)
А ведь это ты! (Покажите рукой на своего ребенка.)
Попросите своего малыша тоже покружиться, пока вы читаете.
Повторяйте стишок, меняя действия. Можно прыгать, хлопать в ладоши, махать
руками, как птица, и т. л.
Эта игра развивает внимание, потому что ребенку приходится прислушиваться, чтобы
понять, что надо делать.
Результаты научных исследований
Если с детьми заниматься с самого раннего возраста, впоследствии они, как
правило, лучше успевают в школе и более эрудированны.
истоник - "125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет" Джеки
СИЛБЕРГ
Критерии и этапы роста и развития ребенка к 2 годам
Хотя каждый ребенок индивидуален и уникален, однако перечисленные навыки и
умения годовалые малыши должны проявить к двум годам.
Моторные, слуховые и визуальные умения и навыки
∙ Ходить без посторонней помощи.
∙ Ходить вверх и вниз по лестнице, держась за руку взрослого.
∙ Держать в одной руке два небольших предмета.
∙ Прыгать на месте.
∙ Пинать ногой большой мяч.
∙ Бросать маленький мяч сверху вниз.
∙ Узнавать знакомых людей.
∙ Чиркать каракули на бумаге.
∙ Укладывать друг на друга три—шесть кубиков.
∙ Крутить ручки разного оборудования.
∙ Находить объекты одного и того же цвета, формы и размера.
∙ Указывать на открытом воздухе на отдаленные объекты, вызывающие у ребенка
интерес.
∙ Поворачиваться к тому из членов семьи, чье имя произнесено.
∙ Понимать простые указания и выполнять их.
∙ Замечать и выделять звуки, издаваемые часами, звонком и свистком.
∙ Ритмично откликаться всем телом на музыку.
∙ Выполнять несложные инструкции, состоящие из двух этапов.
Языковые и познавательные умения и навыки
∙ С энтузиазмом лепетать всякую тарабарщину.
∙ Узнавать картинки и рисунки в книжках.
∙ Осмысленно использовать одиночные слова.
∙ Называть конкретный предмет в ответ на вопрос: «Что это такое?»
∙ Использовать 20 и более слов.
∙ Называть не менее 25 знакомых предметов.
∙ Использовать жесты как средство оповещения окружающих о своих желаниях.
∙ Называть игрушки.
∙ Использовать слова как средство известить окружающих о своих желаниях.
∙ Сочетать два слова.
∙ Пытаться петь.
∙ Произносить простые предложения.
∙ Находить знакомые предметы.
∙ Укладывать предметы в подходящие емкости (ящики, коробки и т. д.).
∙ Переворачивать две-три страницы книги одновременно.
∙ Указывать на картинки в книге.
∙ Помнить, где должны лежать определенные предметы.
∙ Доставать игрушку, используя палочку или веревочку.
Навыки и умения самооценки
∙ Требовать внимания к себе.
∙ Указывать на части своего тела в ответ на вопрос: «А где носик?» (ручки, ушки,
животик и т. д.).
∙ Стремиться есть самостоятельно.
∙ Называть части тела у куклы.
∙ Считать некоторые предметы или игрушки своими собственными.
∙ Называть себя по имени.
∙ Надевать носки и рукавицы.
∙ Есть ложкой.
∙ Пить из чашки.
∙ Умываться самостоятельно.
∙ Выражать готовность предложить другим игрушку, но не выпускать ее из рук.
∙ Играть рядом с другим ребенком.
∙ Получать удовольствие от прогулок.
∙ Попросить, когда это необходимо, поесть или попить.
источник - "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ГОДОВАЛЫХ МАЛЫШЕЙ" Джеки СИЛБЕРГ
Потребуются:
Список вещей, которые надо собрать
Сумка для покупок
Дайте ребенку сумку для покупок и список вещей, которые надо собрать. В список
могут входить маленькая игрушка, деталь от конструктора, книга или любая вещь,
которую он сможет найти в помещении. Установите ограничение во времени — к
примеру, двадцать минут для десяти предметов. Если вещи хорошо видны и их легко
найти, уменьшите время. Вознаградите ребенка маленьким призом, например
жевательной резинкой или порцией мороженого, за то, что он нашел все вещи из
списка.
Если ваш ребенок еще не умеет читать, нарисуйте предметы.
Для нескольких игроков приготовьте по отдельному списку. Можно сделать для всех
одинаковый список или разные для каждого игрока. Побеждает тот, кто первым
соберет все предметы.
Игра в решетку
Потребуются:
Большая доска для плакатов или лист бумаги площадью
около квадратного метра
Мешочек с горохом
Ручка или маркер
На большой доске для плакатов, листе бумаги или старой простыне нарисуйте
решетку из пяти колонок и пяти рядов. Над каждой колонкой напишите по
прилагательному, к примеру: большой, маленький, твердый, мягкий, круглый,
длинный, короткий и т. д. Возле каждого ряда напишите названия цветов, например:
красный, желтый, синий, черный, белый и т. д.
Положите решетку на пол или на любую плоскую поверхность. Пусть ребенок станет
за несколько метров от решетки и бросит на нее мешочек с горохом. Теперь он
должен подобрать вещь, обладающую характеристиками квадрата, в который попал
мешочек. К примеру, если мешочек упал в квадрат из «красного» ряда и «круглой»
колонки, он должен найти что-нибудь круглое и красное, например шарик, мячик или
воздушный шар.
Чтобы разнообразить игру, изменяйте слова и включайте в нее разные предметы. Для
маленьких детей подбирайте признаки, которые соответствуют мягким зверушкам
(белый кот, розовый медведь), игрушкам (красный кубик, синяя машинка), одежде
(зеленый носок, белая футболка) и т. д.
Библиотека
Составление каталога книг — прекрасное занятие для любителя чтения.
Потребуются:
Бумага
Записная книжка, карточки, книга для записи рецептов или обычная компьютерная
база данных
Карандаш
Книги
Печать с датой (по желанию)
Составьте список книг домашней библиотеки, начиная с полки вашего ребенка.
Покажите ребенку, как составлять список, в который входят, например, автор и
название каждой книги. По желанию ребенок также может включить в описание тему
каждой книги, издательство'и год издания.
Ваш ребенок может разместить книги в алфавитном порядке в записной книжке,
записать каждую книгу на карточку и держать карточки в коробке для кулинарных
рецептов или занести информацию в компьютерную базу данных, чтобы ее можно было
сортировать по имени автора, названию или теме.
После того как вы составили каталог книг, предоставьте друзьям и другим членам
семьи возможность брать книги из библиотечки. Для этого можно завести карточку
на каждого читателя и записывать взятые книги. Вашему маленькому библиотекарю
понравится пользоваться штемпелем с датой возврата книги.
Что в сумке?
Потребуются:
Бумажный пакет
Четыре или пять маленьких предметов, которые сложно определить на ощупь
Положите в бумажный пакет четыре или пять маленьких предметов.
Лучше использовать предметы, которые сложно распознать на ощупь, такие как
маленькая батарейка, шарик, ягодка винограда, оливка, орех без скорлупы,
подушечка для булавок без булавок. Поищите дома и другие предметы, которые можно
будет использовать.
Пусть ребенок потрогает предметы в сумочке и попробуем отгадать, что это. В игру
можно вовлечь отца, брата или друзей.
Обмани свои пальцы
У этого фокуса есть научное объяснение, и он нравится большинству детей.
Потребуются:
Вода
Кубики льда
Три миски
Наполните одну миску холодной водой с кубиками льда. Вторую миску наполните
горячей водопроводной водой (конечно, в меру горячей). В третью миску налейте
воду комнатной температуры.
Опустите одну руку ребенка в сосуд с ледяной водой, другую — в сосуд с горячей.
Через минуту опустите обе руки в миску с водой комнатной температуры. Хотя обе
руки в одном сосуде, вода покажется холодной той руке, которая была в миске с
горячей водой, и горячей той, которая находилась в холодной.
источник - Триш Каффнер "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 6 до 10 лет.
365 творческих игр и занятий на каждый день года"
Тема рассылки:
1. Игры с детьми от 18 до 21
месяца
2. Критерии и этапы роста и развития ребенка к 2 годам
3. Игры для детей от 6 до 10 лет