Фактор матери Радости воспитания Становление совести Развитие
Фактор матери
Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына;
а кто любит, тот с детства наказывает его. Притчи Соломона 13:24
Родительство
– это приятно, но оно также волнительно. Как только становишься родителем, новое
беспокойство и тревога приходят в жизнь. Проблемы были и будут, от них никуда
не скрыться, поэтому и убрать волнения родителей за своих детей невозможно, да
и не нужно. Трудность заключается не в самом беспокойстве, а в его причинах.
Само по себе родительское волнение за свое чадо идет только на пользу, лишь бы родители
тревожились по главным вещам, а не мелочам. Подчас, чересчур большое волнение
по пустякам, убирает из поля зрения родителей действительно важные моменты
воспитания.
Уделяя
усиленное внимание второстепенному, очень легко упустить из виду насущные
задачи воспитания.
В
особом наблюдении нуждаются три важные составляющие воспитания гармоничного и
счастливого ребенка на протяжении его роста и развития. Это:
1. развитие совести; 2.
голос совести; 3.
содержание и качество совести;
Генри
Клауд и Джон Таунсенд выделяют следующие основные принципы становления совести:
- развивать нравственное осознание добра и
зла; - воспитывать стремление поступать правильно; - правильно оценивать собственные
неверные поступки;
Каждому
ребенку от рождения дана некая моральная ориентация, которая нуждается в
развитии и совершенствовании. Родители для ребенка являются «внешней совестью».
Многократный опытвзросления вместе с
папой и мамой позволит ему сделать эту
совесть частью своей души.
Первая
задача родителя- это научить еще малыша
отличать добро от зла. Верные помощники в этом народные сказки.
В
семейном кругу для ребенка соответственно возрасту должны быть установлены
границы допустимого и недопустимого. Этим самым родители дают понять четко
малышу, что они разрешают в доме, а что запрещают.
Границы
целесообразно устанавливать уже на первом году жизни, продолжать их расширять
на втором и третьем году. По ходу взросления одни границы будут уже не нужны,
но обязательно появится новая необходимость в установлении следующих границ
дозволенного и недозволенного. Смена возрастных периодов должно замечаться родителями
вовремя. Задача отца и матери спокойно доносить детям о новых разрешениях и запретах
в их жизни. Важно объяснить почему это делать нельзя, а то уже можно.
Если
ребенок будет расти в семье счеткими
границами внутри ее, то он обнаружит, что последствия их нарушений могу быть
неприятными для него. Натыкаясь на невидимые, но реально существующие границы в
виде родительских запретов, научат детей признавать запреты в жизни.
Родительский
разумный обоснованный запрет – это благо, которое станет оберегать ребенка во
все дни его жизни. Содержание запрета будет меняться соответственно возрасту ребенка.
Со временем можно позволить ему выйти погулять одному во двор, но запретить
выходить на улицу. Важно, чтобы ребенок в самом начале жизни понял ценность
запрета и научился его уважать. Будучи взрослым, он сможет легко сказать «Нет!»
доступным, но разрушающим здоровьявещам
– алкоголю, наркотикам, порочным связям…Действие запрета измениться, но
содержание останется прежним «Запрещено».
Границы
в семье нужны еще и для того, чтобы ребенок понял, что не он правит миром. Это
способствует развитию его совести. Когда он станет взрослым, будет осведомлен,
что мир - коллективное пространство и будет уважать это.
Ребенок постепенно начинает понимать, что он должен подчинятся высшему нравственному закону. В семье, пока
ребенок еще мал таким законом являются для него его родители. ( бабушки и
дедушки на втором месте).
Если
сызмальства не заставить ребенка соблюдать границы, то в последствии он не
захочет соблюдать моральный закон. Это разрушит его жизнь.
Но,
не стоит проявлять излишнюю жестокость. Каждый этап нравственного развития
нуждается в определенной свободе.
На
заре человечества Адаму и Еве Бог предписал только один запрет – не кушать
запретный плод. Очень много запретов приводят к тому, что сами границы
утрачивают свой смысл. Когда нельзя ничего, границы перестают действовать и ребенок
теряется: «А что же тогда можно?»
Родители
должны создать безопасное пространство для малыша, чтобы он мог ползать на
свободе, исследовать мир, совершать ошибки и учиться на них. Самые главные
границы должны бытьсвязаны с угрозой жизни. Сознание вероятной опасности – это
очень важный урок, который могут подарить родители своему ребенку.
Утверждают,
что от рождения ребенок «имеет совесть». В любом возрасте серьезные поступки не
должны оставаться безнаказанными. Правило, которое никак не подкреплено
наказанием, учит ребенка ставить себя выше закона. Такой ребенок не будет
уважать этические нормы и легко нарушать их.
Дисциплину
надо вводитьв жизнь малыша уже на
первом году жизни. Если родители не справляютсяс дисциплинарным воспитанием, не умеют последовательно осуществлять
наказание, то желательно обратиться за помощью. Момент, когда дисциплину нужнобыло вводить в жизнь, похоже упущен.
Как
заметили, что хромает дисциплина в воспитательном процессе, проверьте себя на
умение создавать для ребенка разумные границы и поддерживать их
неприкосновенность. Помните «внешнее» в семье становится со временем «внутренним»
для ребенка.
Установление
внешних границ для ребенка и мудрое их отстаивание способствует становлению и
развитию совести. Если присутствует непоследовательность и хаотичность в
установлении границ и наказаниях за их нарушение, то в ребенка вовсе не
окажется границ ни внешних ни внутренних. Результат? Безвольный и бессовестный
человек!
Дисциплина- это не второстепенное. В разумном сочетании
с безусловной любовью ее важно поддерживать на протяжении всего детства.
Если
мама и папа не будут наказывать ребенка,
если один из родителей станет перекидывать эту задачу на другого, то в его душе не установится
моральный порядок. Поддерживая разумную и своевременную дисциплину можно спать
спокойно, что совесть будет здоровая у сына или дочери.