Родители имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это. Псалом Давида 138:14
В
заключении темы о дарах и способностях предлагаю прочитать статью Нормана Райта
из его книги «Как говорить, чтобы дети нас услышали»
Норман Райт директор факультет консультирования по вопросам семьи, брака и взаимоотношений
с детьми, преподаватель школы Талбота в Университете Биола, Сша.
Откройте уникальность своего ребенка.
К
сожалению, не существует такой заповеди для родителей, в которой бы говорилось:
«Блажен внимательный и чуткий родитель, ибо он обретет прекрасные возможности
для общения со своим ребенком» Каждый ребенок уникален. Каждый ребенок не похож
на других детей. Именно так и должно быть. Такими нас создал Бог.
Все
дети появляются на свет с определенной наследственностью, которая зависит от генетического
фонда каждого из родителей. На первый взгляд наследственность может быть
незаметна, но она постепенно начинает проявляться. Если у вас есть три ребенка,
то вы согласитесь, что в вашем доме живут три совершенно разных и по-своему
прекрасных мира. Они не похожи друг на друга, не так ли? Каждый ребенок думает
не так как другие дети, поступает и общается отлично от остальных.
Прочитайте,
как некоторые родители описывают своих
детей: «Моя
дочь- как будто с другой планеты.
Иногда я просто не понимаю о чем она думает.» «Мой
сын -хвастливый болтунишка, они очень
шумный и его ничего не может успокоить». «Мне
кажется, что моя дочь – какой-то отшельник. Я просто не понимаю, почему она
такая тихая». «Моя
дочь сначала говорит, потом думает». «Моя
дочь очень рассеянная. Кажется, что она одновременно думает о нескольких вещах» «Моя
дочь очень обидчива. Постоянно что-то расстраивает ее чувства».
Обратили
ли вы внимание на некоторые слова, с помощью которых родители описывали своих
детей – «с другой планеты», «хвастливый болтун», «шумный», «отшельник».
«откладывает на потом»…Как они звучать положительно или отрицательно? Хотели бы
вы изменить подобные качества своих детей или же вы принимаете их? А что если
каждое качество и каждую особенность Бог использовал для того, чтобы создать
его уникальным, и именно вы должны стремиться к пониманию своего ребенка, а не
наоборот?
Уникальное поведение и уникальная
личность
Дети
могут иметь в поведении и характере странности, которые иногда раздражают их родителей.
Однако в большинстве случаев проблема заключается не в том, что дети плохие;
просто их реакция и их способ мышления другие, нежели у их родителей.
Вы
расстраиваетесь из-за этого, что не можете понять, почему ваш ребенок так не
похож на вас. Попытки изменить индивидуальность вашего ребенка, чтобы сделать
его похожим на вас,- настолько же бессмысленное
и бесполезное занятие, как и попытки изменить его физические черты, чтобы он
более подобен вам. Ключом к уменьшению своего расстройства из-за странностей
поведения ребенка, а также к общению с ним является понимание и принятие его
уникальной личности.
Каждый
ребенок предрасположен к определенным личностным характеристикам. Они отражают
его генетическую наследственность, состояние после рождения и окружения, в
котором он оказался сразу после появления на свет. Личностные характеристики
ребенка определяют его предпочтения при реакции на окружающий мир, а также
стиль его общения.
О
чем вы думаете в первую очередь, когда слышите слово «другой»? Какими являются
ваши ассоциации с этим- положительными
или отрицательными? Если бы кто-то подошел к вам на улице и сказал: «Сегодня вы
выглядите по-другому». Вы бы подумали, что этот человек делает вам комплимент и
ответили ему: «Большое спасибо!» или подумали бы, что он вас критикует?
Слово
«другой» предполагает отклонение от определенного стандарта или нормы. Оно
предполагает, что что-то является не совсем тем, чем оно обычно бывает или чем
оно должно быть. Многие даже трактуют слов «другой» как нечто «странное, неуместное,
плохое или неправильное». Если бы я сказал: «Вы выглядите ненормально» вы сразу
уловили бы в моих словах негативные и критические нотки?
С
другой стороны, о чем вы думаете, когда слышите слова «уникальный» или
«особенный»? Не правда ли, ваше отношение к подобным определениям более
положительное? Все люди разные. Однако
очень часто другие не понимают и не ценят этих отличий.
Научное
исследование показало, что младенцы демонстрируют значительные индивидуальные различия
с самого рождения. Мы знаем, что младенцы рождаются с уникальными особенностями
темпераментами, чертами характера и способами реагирования на внешние
воздействия. Некоторые отличительные черты включают в себя различные уровни способностей,
потребностей и чувств. Поскольку каждый младенец взаимодействует с окружающим
его миром присущим только ему образом. каждый
родитель должен понимать и положительно реагировать на уникальность своего
малыша.
Разнообразие способностей
Дети
рождаются, имея свою собственную неповторимую индивидуальность, а также обладаяотличным от других набором способностей.
Знаете ли вы о существованиивосьми
видов способностей и того факта, что каждый ребенок появляется на свет с
уникальной их комбинацией? Некоторые из этих способностей могут вас удивить:
Некоторые дети
обладают развитыми эмоциональными
способностями и имеют уникальное умение устанавливать и поддерживать
прекрасные отношения с другими людьми и сами с собой. Такие дети способны
управлять своими чувствами и сопереживать.
Дети, имеющие академические способности, хорошо
учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать,
понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно
использовать полученные знания в жизни.
Существуют также
и физические способности.
Физически развитые дети являются прекрасными спортсменами, а также поддерживают
свои телав хорошей форме.
Некоторые дети одарены
творческими способностями и
имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Имея стимулы, их
воображение развивается. Такие дети часто думают по-другому, являются
более оригинальными и творческими личностями.
Другие дети имеют
артистические способности и
интересуются изобразительным искусством, написанием литературных произведений,
сценическими выступлениями и пением, игрой на музыкальных инструментах.
Практические способности присущи детям, которые более стремятся к
практичным, нежели к интеллектуальнымвещам. Они тянутьсяк тому, что
является важным и полезным. Они хотят применять то, что работает.
Интуитивные способности заметны у детей, которые просто знают мир
вокруг себя. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать
ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют
развитое шестое чувство и могут понимать информациюбез необходимости вникать в детали.
Некоторые дети являются
интеллектуально одаренными. У
них хорошо развиты некоторые способности, но остальные могут хромать.
Кажется, что они сводят все к чему-то одному. Они могут нуждаться как в развитии
своих индивидуальных способностей, так и в помощи во всем том, что касается
иных способностей.
Какие
из этих способностей присущи вашему ребенку? Помните, что два ребенка, имеющие
одинаковые способности будут проявлять их по-разному. Благодаря таким
переменным, как личность и окружающая среда, например, один ребенок может быть
экстравертом, а другой интровертом.
Важно
знать, что если ребенок фокусируется исключительно на своих сильных сторонах,
то он делает это за счет других сторон своей жизни. И это создает дисбаланс. Мы, родители, не должны
впадать в крайность и поощрятьлишь
сильные стороны своих детей. Нам не обходимо развить и поддержать и слабые их
стороны.