Фактор матери Радости воспитания Развитие талантов Определить талант
Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Определить талант!
Каждый родитель
желает увидеть своего малыша хорошим и порядочным взрослым, вежливым, пунктуальными
трудолюбивым. Для этого и проводится такой процесс, который принято называть
воспитанием. Под воспитаниеммногие понимают
как исправление. А что исправлять? Ребенок приходит в мир чист и невинен, без
знаний, опыта... Почему же надо его исправлять? При более детальном изучении
каждого конкретного семейного случая, можно увидеть, что многие мамы и папы,
воспитывая детей, решают какие-то свои личные задачи. Я придерживаюсь мысли,
что ребенку надо помочь расти и обучать его всему необходимому, а воспитывать надо
себе самого.
В заключении
темы «Развитие талантов и способностей».
Намного
облегчат себе жизнь родители, когда смогут определить сферу талантов ребенка и
обеспечить ему условия для развития. Немного
материала с учебника психологии по теме.
Необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности.
Какая между ними связь и чем они отличаются?
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют
отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Когда ребеноктолько
родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он
обладает, так как ребенокразвивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под
способностями только врожденные возможности ребенка.
Врожденными
могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности,
еще их называют задатками,
которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда
являются результатом развития.
Таким образом, задатки-
некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития
способностей.
Например,
легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для
развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки несут в
себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания,
трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки
детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде
всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные
способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.
Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к
определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности
представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь
врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе
труда. Для того чтобы
определить, какими способностями обладает ребенок,
необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?
В психологи принято
выделять следующие способности в соответствии с несколькими сферами деятельности
человека: - интеллектуальная -
академических достижений - творческого мышления - общения и лидерства -
художественной деятельности - двигательная
Каждой названной
сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми
следующая информация, поможет определить сферу талантов ребенка. Интеллектуальная сфера талантов проявляется
следующими чертами: - наблюдателен; - разносторонне любознателен; - имеет исключительную память; - охотно и легко учится; - знает многое, о чем его сверстники и
не подозревают; - умеет хорошо излагать свои мысли. Сфера академических достижений: Чтение: - часто выбирает своим занятием чтение;
- использует богатый словарный запас; - подолгу сохраняет внимание, когда ему
читают; - способен долго удерживать в памяти
символы, буквы и слова; - демонстрирует умение читать. Математика: - проявляет большой интерес к
вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; - проявляет необычное для своего
возраста понимание математических отношений; - демонстрирует легкость в восприятии и
запоминании математических символов (цифр и знаков); - с легкостью выполняет простейшие
операции сложения и вычитания; - разбирается в измерении времени (часы,
календари) или денег. Естествознание: - внимателен к предметам и явлениям; - проявляет большой интерес или
исключительные способности к классификации; - часто задает вопросы о происхождении
или функциях предметов; - проявляет большой интерес к
естественнонаучным опытам и экспериментам; Сфера творческого мышления: - чрезвычайно пытлив и любознателен,
способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; - демонстрирует высокий энергетический
уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); - часто делает все по-своему
(независим); - изобретателен в изобразительной
деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; - способен продуцировать оригинальные
идеи или находить оригинальные решения. Сфера общения и лидерства: - легко приспосабливается к новым
ситуациям; - другие дети предпочитают выбирать его
в качестве партнера по играм и занятиям; - в окружении посторонних людей
сохраняет уверенность в себе; - имеет тенденцию руководить играми или
занятиями других детей; - с легкостью общается с другими детьми
и со взрослыми; - другие дети часто обращаются к нему за
советом и помощью. Сфера художественной деятельности: Изобразительное искусство: - проявляет очень большой интерес к
визуальной информации; - проводит много времени за рисованием
или лепкой; - демонстрирует опережающую свой возраст
умелость; - осознанно строит композицию картин или
рисунков - его работы отличает отменная
композиция, конструкция и цвет; Музыка: - проявляет необыкновенный интерес к
музыкальным занятиям; - чутко реагирует на характер и
настроение музыки; - легко повторяет короткие ритмические
куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; - с удовольствием подпевает. Сфера двигательная: - проявляет большой интерес к
деятельности, требующей тонкой и точной моторики; - любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения
(от медленного к быстрому, от плавного к резкому); - прекрасно удерживает равновесие; - для своего возраста обладает
исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития
основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и
ловить предметы).