Радости воспитания характера Плоды ответственности Свобода К свобде призваны вы, братья, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу Послание ап. Павла к Галатам 5:13
Развивая
самодисциплину, ребенок создает в своей душе зону свободы. Он может сам зрело принимать
решения. Самодисциплина позволяет ему оценить, что можно и чего нельзя делать.
Эта свобода отличается от той, которую родители устанавливают для ребенка,
предупреждая его о последствиях поступков.
Та
«первая» свобода как дар родителя, которая помогает ребенку научиться
реальности. Новая свобода уже исходит от родителя – это уже способность ребенка
принимать верные решения самостоятельно, согласуясь со собственными ценностями.
Новую
свободу ребенок заслуживает и взращивает сам. Свободу учиться на своих ошибках
предоставляют ребенку родители. Затем взрослеющий ребенок развивает в себе иную
свободу – способность самому что-то себе запретить. Эта свобода вытекает из родительский
любви и «первой» свободы, которая была дана родителями. Личная свобода также
вытекает из наказаний и поощрений,
которые родители умело использовали на протяжении детства. Ребенок, познавший
искусство границличности, приобретает
свободу – самостоятельно управляет своей жизнью.
Такая
свобода только укрепляет отношения в семье. Подростку не надо бороться за свою
независимость от родителей, поскольку он ее получил по праву и заслужено. Такую
свободу уже невозможно потерять. Зная цену свободы, которая вырастает из
самодисциплинированности,человек
начинает ценить себя, свое достоинство и внимательно относиться к свободе
других людей.
Имея
личную свободу ребенок:
- освобождается из плена ребяческогоповедения, - капризов, - неуправляемых чувств, - непреодолимых желаний, - давления подростковой среды, - стремления удовлетворить только свои хотения.
Заслужив
свободу, ребенок обретает основу для дальнейших решений в области морали,
человеческих отношений, религии. Он способен к личному выбору – что и есть
одной из главныхцелей всего воспитания.
Цель
воспитания в семье заключается вовсе не в том, чтобы заставить ребенка делать
то, что надо вам, а в том, чтобы предоставить ему выбор сделать то, что он
желает, и дать ему ощутить болезненность неправильного выбора, который он больше
не захочет сделать.
Никому
не нравиться, чтобы его каждый день только наставляли и пилили. Таким способом нельзя научить детей
делать правильный выбор.
Очень
хорошо, когда в семье предоставляется свобода выбора. Но родители должны
обеспечить условия, в которых бы действовал закон «Что посеешь, то и пожнешь». Посеешь безответственность -
пожнешьболь. Посеешь ответственность
- пожнешь благо. Выбор должен быть ясным даже для маленьких детей.
Главное,
чтобы ребенок сам седлал свой выбор. В этом и состоит суть свободы и выбора
«быть хозяином своей судьбы». Самому распоряжаться своей жизнью можно лишь при наличии
свободы и выбора. Поэтому родители должны обеспечить ребенку необходимое количество
свободы и право выбора и соблюдать причинно-следственную связь.
Генри
Клауд и Джон Таунсенд вывели очень хорошую формулу
Свобода =
Ответственность = Причинно-следственная связь = Любовь
Насколько
четко соблюдается данное равенство, настолько хорошо складываются обстоятельства
нашей жизни.
- Если ребенок свободен в выборе и несет ответственность
за последствия своих поступков, то из него вырастет человек, способный любить и
поступать разумно и правильно.
- Если же данное равновесие нарушается,
например степень свободы больше, чем степень ответственности, то можно стать
довольно отвратительным человеком.
- А еслистепень ответственности больше, чем степень свободы, то человек раб и
робот, делающий свой выбор не повелению души , а с целью угодить или из-за обиды.
- Если степень свободы и ответственности
равны, но человек никогда не страдает от последствий неправильного
использования свободы, то у него постепенно формируются отрицательные черты
характера, он становиться безответственности и лишается способности любить.
Ребенку предоставляется
очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы дается право делать
выбор и ощущать его последствия. В результате развивается его способность
любить.
Все
то же самое происходит и у взрослого человека. Предоставляйте свободу, требуйте
ответственности, не нарушайте причинно-следственную связь и дарите любовь. Все
же так просто! Но,
также стоит помнить. Не следует давать ребенку свободы больше, чем он может
понести в данный период жизни. Чрезмерная
свобода чревата неприятными последствиями. Об этом также можно прочитать здесь
На
вопросы родителей отвечает доктор педагогики Джеймс Добсон
Вопрос: Кто должен говорить с детьми на тему о
сексе и когда следует начать то обучение? Ответ: Половое воспитание детей считается долгом
родителей в том случае, если онив состоянии
правильно справиться с поставленной задачей. Однако сегодня наблюдается
тенденция освобождать родителей от ответственности буквально за все аспекты
воспитания. (или же сами родители намеренно уклоняются от обязанности). Это неправильно.
Лучше всего с самого раннего детства установить с ребенком открытые, честныеи искренние взаимоотношения, которые будут способствовать его
становлению и развитию все последующие годы. Только родители могут оказывать
влияние на своих детей в течении всей их жизни.
За
один вымученный разговор в преддверии вступления человека во взрослую жизнь невозможно
восполнить потребности ребенка в необходимой информации и руководстве по этому
вопросу. Ни одна программа формального образования не в состоянии предоставить такие
возможности постепенного просвещения, которое в домашних условиях следует
начинать с 3-4 лет и закончить накануне наступления у ребенка половой зрелости.
Вопрос: В нашей семье мы с большим трудом
пытаемся осуществить сексуальное воспитания нашей дочери. Ей уже 11 лет, но до сих
пор мы не говорили с ней ни о чем конкретном.
Может уже слишком поздно начинать или все же у нас есть время подготовить ее к девичеству? Ответ: Конечно ваша ситуация не идеальна. Но вы должны
сделать всевозможное, чтобы помочь своей дочери понять, какие изменения ее
ожидают в ближайшие годы. В норме родителям следует планировать свои назидательные
беседы таким образом, чтобы завершить намеченную программу еще до того, как ребенок
вступит в период полового созревания. Период полового созревания, как правило,
начинается между 10-12 годами у девушек и между 12-14 годами у мальчиков. Когда
дети достигают этого возраста, они обычно начинают испытывать сильное смущение
и не желают говорить с родителями на тему секса. В этот период взрослеющие
подростки обычно не допускают вторжение взрослых людей в свою личную жизнь, предпочитая
дома не касаться сексуальной темы. Нам следует уважать их выбор. У на с есть
всего лишь 10 лет до начала этого периода, чтобы дать детям правильное
понимание человеческой сексуальности. После установления твердого фундамента мы
можем быть только источником информациии совета, если ребенок захочет обратитсяк нам.