Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Плоды ответсвенности Самодисциплина


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Радости воспитания характера
Плоды ответственности

Самодисциплина

Сын мой!
Храни заповедь отца твоего, и неотвергай наставления матери твоей;
навяжи их навсегда на сердце твое,
обвяжи ими шею твою.
Когда ты пойдещь они будут руководить тебя;
когда ляжешь спать, будут охранять тебя;
когда пробудишься, будут беседовать с тобой.
Притчи Соломона 6:20-23


Когда-то прочитала, что педагогика  - это не наука, а состояние души. Хочь не хочь, а быть немножко педагогом должен быть каждый родитель.
Для этого и создана эта рассылка.
Если процесс воспитания ответственности  в семье идет полным ходом, то должны быть уже видны главные плоды от этой интересной работы.

Плоды ответственности:
- управление собственной жизнью
- самодисциплина
- свобода
- мотивация

Самодисциплина заключается в способности доводить какое-то одно дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних отвлекающих сигналов. Это качество не является врожденным и вырабатывается в результате целенаправленного воспитания в детстве либо систематической работой над собой уже в зрелые годы.
Главная цель воспитания ответственности у ребенка – это сказать ему, что он владелец своей жизни. Владение своей жизнью подразумевает и самодисциплину.

Как вести себя дома и на людях, дети познают через родительскую любовь, воспитание, родительский пример и с помощью личного опыта. Им следует освоить: мы сами отвечают за свои поступки.

По природе дети очень импульсивны. Это означает, что их эмоции порождают поступок без участия мыслей, ценностных установок или сопереживания.Существует прямая зависимость между чувствами и поведением. Если эту связь не привести в равновесие, то во взрослом возрасте, дети либо будут страдать от разного рода зависимостей, либо  - от недостатков  каких-либо важных черт в характере. Дети выплескивают свои чувства в поступки. Они не думают, что случится, если "пойду на поводу у своих чувств?"

Ребенок приходит в мир без «тормозов». Но у родителей имеются необходимые инструменты, с помощью которых можно дать ребенку «тормоза», даже если он сопротивляется. Важно не призывать ребенка к порядку, а делать так, чтобы импульсивное поведение приносило ему больше неприятностей.

Рассмотрим пример. В начале родитель приучает ребенка к условиям внешней семейной дисциплины, заставляя его своей педагогической властью прилежно выполнять задание, не отвлекаясь по сторонам. Занятием может быть не только учеба, но и обычная игра, которую надо доигрывать до конца. В этом случае взрослый принуждает ребенка так: “Ты не хочешь продолжать игру? Но я не буду с тобой играть ни во что другое, пока мы не закончим. Так что выбирай: или ты один играешь, во что хочешь, или мы доигрываем, а потом сделаем так, как ты захочешь”.

Когда ребенок перестает бунтовать против условий внешней дисциплины, она постепенно перерастает в привычку, то есть вырабатывается самодисциплина. Постепенно надо ослаблять внешние рамки и наблюдать за ребенком. Если он не теряет произвольности в своих действиях, значит, самодисциплина формируется сама собой — она становится предметом внимания самого ребенка: ему понятна цель саморазвития, достижение которой он уже контролирует подсознательно.

Многие родители недооценивают способность детей контролировать собственное поведение. Нормальные, здоровые дети, обладающие разумом и волей, способны овладеть искусством правильно вести себя. Дать ребенку «тормоза» можно с помощью:

 - констатации факта
 - разъяснения

 - практики.

Констатация: пусть дети узнают, что их чувства подлинны и достоверны, независимо от того, можно или нет воплотить их в поступок.

Разъяснения: скажите детям, что быть раздражительным и несдержанным недопустимо. Растолкуйте им, как следует проявлять свои чувства. Например, выражать их словами. Подскажите как сами справляетесь с своими негативными чувствами. На удивление дети понимают эти вещи очень быстро, если им объяснять, а не требовать того, что им не понятно. Докажите на примерах, что добиться желаемого можно чрез демонстрацию уважения, а не требовательности.

Практика: если поведение детей по-прежнему остается недопустимым, то предоставьте им возможность прочувствовать его последствия. Хвалите детей, когда они начинают контролировать свои чувства.

Если родители разумно установили границы дисциплины в доме для всех членов семьи, соответственно возрасту и придерживались их, то дети легко становятся самодисциплинированными со временем.

Самодисциплина в ребенка проявится через сдержанность. Именно сдержанность помогает детям отвечать за свои поступки. Надо обучить детей не идти на поводу своих чувств. Можно высказать недовольство, продемонстрировать злость и гнев  в приемлемой форме в семье. Дети обязаны знать: они не всегда в состоянии контролировать свою эмоциональную реакцию, но всегда должны контролировать свое поведение.

В развитии самодисциплины частые и необоснованные физические наказания могут сыграть отрицательную роль. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают часто подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Чтобы плод ответственности  - самодисциплина был явным, то помогите ребенку понять, что жизнь - это не стремление избежать боли, а способность сделать ее своим союзником. Ребенок, которого учат убегать от боли, ограждают от нее, столкнется в своей жизни с еще большим количеством боли.

Дайте понять сыну или дочери, что

- больно, когда с тобой разрывают отношения, потому что ты не умеешь уважать других;
- больно никогда не добиваться поставленной цели потому, что тебе не хватает самодисциплины;
- больно постоянно испытывать финансовые трудности потому, что не умеешь контролировать свои расходы.

Все эти проблемы возникают, если человек стремится избежать временной боли - боли напряженных усилий, боли самодисциплины и боли игнорирования своих прихотей. Временные страдания или лишения станут хорошим уроком ребенку. Дети, научившиеся ценить вызываемую жизнью боль, а не убегать от нее, сумеют разрешить все возникающие проблемы в будущем.

Одна из величайших наград для родителей – услышать, что ребенок поступил правильно, когда за ним никто не присматривал. Если система ценностей семейных усвоена сыном или дочерью, то им очень легко будет устоять перед натиском сверстников, склоняющим подростка к чему-нибудь нехорошему.

В конце выпуска хочу предложить новую рубрику рассылки
« Правильное воспитание подростка ».
Многие родители, даже очень хорошие,  приходят в замешательство, когда такой милый и послушный ребенок вступает в пору подростковых изменений. Часто мамам и папам кажется, что они неправильно воспитали свое чадо. Но суть в том, что к подростковому периоду надо подготовиться и встретить его с надеждой, терпением и улыбкой.

На вопросы родителей отвечает доктор педагогики Джеймс Добсон,  известный семейный психолог США.

Вопрос: Когда дети начинают развивать свою сексуальную природу? Может быть, это происходит в период полового созревания?
Ответ: Нет, это происходит задолго до  периода полового созревания. Пожалуй, самым выдающимся научным достижением З. Фрейда стало  его открытие того факта, что даже маленькие дети четко осознают свою принадлежность к тому или иному полу. Он утверждал, что сексуальное удовлетворение начинается с колыбели и впервые ассоциируется с кормлением. Сильное влияние на детское поведение оказывает любопытство и интерес к вопросам секса, хотя соответствующие гормоны начинают активную деятельность только в подростковом возрасте. Нет ничего удивительного в том, что 4-летний малыш восторгается при виде обнаженного тела и разницы между половыми органами у мальчиков и девочек. Это очень важное время для формирования отношения к полу. Поэтому родителям следует быть особенно острожными и не проявлять резких эмоций и возмущения по поводу естественного детского любопытства. Однако, они должны запрещать какие бы то не было сексуальные действия между детьми. Принято считать, что многие сексуальные проблемы возникают в результате неправильного воспитания в раннем детском возрасте.

Это форум по вопросам воспитания детей
Новые  темы:

Что посеешь - то и пожнёшь.
Родительская безответственность.

Переходный возраст

Физическое наказание детей

Снежана  fursova@cons-help.com  
Архив рассылок
Архив консультаций

 



Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное