Радости воспитания характера Плоды ответственности Самодисциплина
Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и неотвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдещь они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобой. Притчи Соломона 6:20-23
Когда-то
прочитала, что педагогика- это не
наука, а состояние души. Хочь не хочь, а быть немножко педагогом должен быть
каждый родитель. Для этого и
создана эта рассылка. Если процесс воспитания
ответственностив семье идет полным
ходом, то должны быть уже видны главные плоды от этой интересной работы. Плоды
ответственности:
- управление собственной жизнью - самодисциплина - свобода - мотивация
Самодисциплина
заключается в способности
доводить какое-то одно дело до логического итога вопреки перемене своих
интересов или влиянию внешних отвлекающих сигналов. Это качество не является
врожденным и вырабатывается в результате целенаправленного воспитания в детстве
либо систематической работой над собой уже в зрелые годы. Главная
цель воспитания ответственности у ребенка – это сказать ему, что он владелец своей
жизни. Владение своей жизнью подразумевает и самодисциплину.
Как вести себя
дома и на людях, дети познают через родительскую любовь, воспитание, родительский
пример и с помощью личного опыта. Им следует освоить: мы сами отвечают за свои
поступки.
По природе дети
очень импульсивны. Это означает, что их эмоции порождают поступок без участия
мыслей, ценностных установок или сопереживания.Существует прямая
зависимость между чувствами и поведением. Если эту связь не привести в
равновесие, то во взрослом возрасте,
дети либо будут страдать от разного рода зависимостей, либо- от недостатковкаких-либо важных черт в характере. Дети выплескивают свои чувства в
поступки. Они не думают, что случится, если "пойду на поводу у своих чувств?"
Ребенок приходит
в мир без «тормозов». Но у родителейимеются
необходимые инструменты, с
помощью которых можно дать ребенку «тормоза», даже если он сопротивляется.
Важно не призывать ребенка к порядку, а делать так, чтобы импульсивное
поведение приносило ему больше неприятностей.
Рассмотрим пример. В начале
родитель приучает ребенка к условиям внешней семейной дисциплины, заставляя его своей педагогической властью прилежно
выполнять задание, не отвлекаясь по сторонам. Занятием может быть не только
учеба, но и обычная игра, которую надо доигрывать до конца. В этом случае
взрослый принуждает ребенка так: “Ты не хочешь продолжать игру? Но я не буду с
тобой играть ни во что другое, пока мы не закончим. Так что выбирай: или ты
один играешь, во что хочешь, или мы доигрываем, а потом сделаем так, как ты
захочешь”.
Когда ребенок перестает бунтовать
против условий внешней дисциплины,
она постепенно перерастает в привычку, то есть вырабатывается самодисциплина.
Постепенно надо ослаблять внешние рамки и наблюдать за ребенком. Если он не
теряет произвольности в своих действиях, значит, самодисциплина формируется
сама собой — она становится предметом внимания самого ребенка: ему понятна цель
саморазвития, достижение которой он уже контролирует подсознательно.
Многие родители
недооценивают способность детей контролировать собственное поведение.
Нормальные, здоровые дети, обладающие разумом и волей, способны овладеть искусством
правильно вести себя. Дать ребенку «тормоза» можно с помощью:
- констатации факта - разъяснения - практики.
Констатация: пусть дети узнают, что их чувства
подлинны и достоверны, независимо от того, можно или нет воплотить их в
поступок.
Разъяснения: скажите детям, что быть раздражительным и
несдержанным недопустимо. Растолкуйте им, как следует проявлять свои чувства. Например,
выражать их словами. Подскажите как сами справляетесь с своими негативными чувствами.
На удивление дети понимают эти вещи очень быстро, если им объяснять, а не
требовать того, что им не понятно. Докажите на примерах, что добиться желаемого
можно чрез демонстрацию уважения, а не требовательности.
Практика: если поведение детей по-прежнему остается
недопустимым, то предоставьте им возможность прочувствовать его последствия.
Хвалите детей, когда они начинают контролировать свои чувства.
Если родители
разумно установили границы дисциплины в доме для всех членов семьи, соответственно
возрасту и придерживались их, то дети легко становятся самодисциплинированными
со временем.
Самодисциплина в ребенка
проявится через сдержанность. Именно сдержанность помогает детям отвечать за
свои поступки. Надо обучить детей не идти на поводу своих чувств. Можно
высказать недовольство, продемонстрировать злость и гневв приемлемой форме в семье. Дети обязаны
знать: они не всегда в состоянии
контролировать свою эмоциональную реакцию, но всегда должны контролировать свое
поведение.
В развитии
самодисциплины частые и необоснованные физические наказания могут сыграть
отрицательную роль. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения,
стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают часто
подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и
ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.
Чтобы плод
ответственности- самодисциплина был
явным, то помогите ребенку понять, что жизнь - это не
стремление избежать боли, а способность сделать ее своим союзником. Ребенок,
которого учат убегать от боли, ограждают от нее, столкнется в своей жизни с еще
большим количеством боли.
Дайте
понять сыну или дочери, что
- больно, когда с тобой разрывают отношения,
потому что ты не умеешь уважать других; - больно никогда не добиваться поставленной
цели потому, что тебе не хватает самодисциплины; - больно постоянно испытывать финансовые
трудности потому, что не умеешь контролировать свои расходы.
Все
эти проблемы возникают, если человек стремится избежать временной боли - боли
напряженных усилий, боли самодисциплины и боли игнорирования своих прихотей.
Временные страдания или лишения станут хорошим уроком ребенку. Дети,
научившиеся ценить вызываемую жизнью боль, а не убегать от нее, сумеют
разрешить все возникающие проблемы в будущем.
Одна из
величайших наград для родителей – услышать, что ребенок поступил правильно,
когда за ним никто не присматривал. Если система ценностей семейных усвоена
сыном или дочерью, то им очень легко будет устоять перед натиском сверстников,
склоняющим подростка к чему-нибудь нехорошему.
В конце выпуска
хочу предложить новую рубрику рассылки
« Правильное
воспитание подростка ».
Многие родители, даже очень хорошие,приходят в замешательство, когда такой милый и послушный ребенок
вступает в пору подростковых изменений. Часто мамам и папам кажется, что они
неправильно воспитали свое чадо. Но суть в том, что к подростковому периоду
надо подготовиться и встретить его с надеждой, терпением и улыбкой.
На вопросы
родителей отвечает доктор педагогики Джеймс Добсон,известный семейный психолог США.
Вопрос: Когда дети начинают развивать свою сексуальную природу?
Может быть, это происходит в период полового созревания? Ответ: Нет, это происходит задолго до периода полового созревания. Пожалуй, самым
выдающимся научным достижением З. Фрейда стало его открытие того факта, что даже маленькие
дети четко осознают свою принадлежность к тому или иному полу. Он утверждал,
что сексуальное удовлетворение начинается с колыбели и впервые ассоциируется с
кормлением. Сильное влияние на детское поведение оказывает любопытство и
интерес к вопросам секса, хотя соответствующие гормоны начинают активную
деятельность только в подростковом возрасте. Нет ничего удивительного в том,
что 4-летний малыш восторгается при виде обнаженного тела и разницы между половыми
органами у мальчиков и девочек. Это очень важное время для формирования
отношения к полу. Поэтому родителям следует быть особенно острожными и не
проявлять резких эмоций и возмущения по поводу естественного детского
любопытства. Однако, они должны запрещать какие бы то не было сексуальные
действия между детьми. Принято считать, что многие сексуальные проблемы
возникают в результате неправильного воспитания в раннем детском возрасте.