Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Плоды ответсвенности Управление жизнью


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart


Радости воспитания характера
Плоды ответственности

Управление собственной жизнью

Можно узнать даже отрока по занятиям его,
чисто ли и правильно ли  будет поведение его.
Питчи Соломона 20:11

В прошлых выпусках рассылки речь шла о важности развития ответственности – четыре границы ответственности
Любовь
Истина
Свобода
Реальность,

Сегодня плоды ответственности:
 - управление собственной жизнью
 - самодисциплина
 - свобода
 - мотивация
Сама ответственность означает искреннее и добровольное признание заботы о себе и других людях.

Дети не рождаются с умением отвечать за себя. Первый год жизни ребенка  занят тем, что он учится зависеть от других, узнавать свои нужды. Он вбирает любовь и уют, исходящий от матери, учиться доверяться ей. Но  даже в этот период ребенок учится отвечать за свою долю работы – давать знать, если что-то не так или тревожит. Только на втором году жизни  можно обучать ответственности.

Родители уже потрудились – проявили заботу, удовлетворяли все жизненноважные потребности малыша, и если было все сделано терпеливо и постепенно, основываясь на безусловной любви, то можно наслаждаться  плодами своей работы, даже если ребенок еще и маленький.

Ответственное отношение родителей к маленькому человечку убедило его в самоценности и уникальности. Малыш, который испытал нежную заботу родителей, потом сможет также заботится и о других людях.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Ответственность за свою жизнь ребенок должен осваивать постепенно.

Если детям показать разницу между  ответственностью  и безответственностью, то у них может поменяться способ отношений из жизнью. Ребенок уже не будет ждать, что мама или папа будут решать его проблемы, но будет стараться рассчитывать на самого себя и только в трудных случаях обращаться за помощью. Ему по прежнему нужна родительская любовь и тесное общение, но он берет в свои руки собственное поведение, чувства, отношения с людьми. (соответственно возрасту). Например, если до школы девочка прибегала к маме с жалобами на малейшие раздоры с подружками, то теперь она уже лучше справляется  со всеми спадами и подъемами в отношениях самостоятельно.

Если ребенок почувствовал себя равноправным членом семьи, с которым считаются и порой советуются, то он быстрее научиться отвечать за свои поступки, чем ребенок, который не ощущает себя ценным и уважаемым в семье.

Если даже  малышу  поручать посильное дело и обязательно потом похвалить за выполненную работу, то очень скоро ребенок поймет, что если он не справиться со своей задачей, то может подвести папу или маму.

Если ребенка не судить строго за ошибки, а учить терпеливо до тех пор, пока он не овладеет каким-нибудь навыком, то такой человек, будучи взрослым, будет знать, что ошибка – это только часть обучения, которую важно исправить или попытаться еще раз. Если же за ошибки будет следовать строгое наказания, то, будучи взрослым, человек будет вести пассивный образ жизни, поскольку, будет бояться ошибаться и не сможет уметь учиться на своих ошибках.
По отношению к жизни родители могут воспитать эгоиста или же чуткого отзывчивого человека. Отношение к жизни человека лежит в основе  большинства его решений, касающихся таких важных сфер жизни – любовь, брак, карьера, духовность.
Ребенок за время детства и отрочества должен выработать свое личное отношение по следующим вопросам:

- Собственное «я» - знать свои сильные и слабые стороны;
- Роль в семье (семья для меня или я член семьи);
-Друзья;
- Бог;
- Школа – права и обязанности;
- Работа;
- Нравственные вопросы – секс, алкоголь, наркотики.

Важным фактором для управления собственной жизнью является понимание того, что

1. Дети сами формируют и определяют свое отношение к жизни;
2.Отношение других людей не всегда  совпадает с их собственными мнением о себе и жизни.

Ребенок постепенно будет брать управление своей жизнью в свои руки, если родители обучают его:

- Понимать свою первостепенную задачу (убирать вещи, учиться…)
- Знать, как эту задачу выполнять;
- Мотивировать себя; (через поощрения и награды со стороны родителей)
- Быть помощником в семье, иметь свои обязанности;
- Выполнять посильное самостоятельно;

Важно напоминание со стороны родителей и разумный контроль за выполнением задач и обязанностей!

Родители могут увидеть первый проблески ответственности в своего маленького ребенка или подростка, если они обеспечили  ему в семье или создали условия, где ребенок почувствовал:
- самоуважение -  уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей;
- разумные ограничения - ребенок чувствует защищенность, что позволяет ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности;
- продолжительность и постепенность  - родители умело учитывают возрастные и индивидуальные возможности детей, особенно если детей больше в семье, чем один.

Итак, управление собственной жизнью – это важный плод методов воспитания в семье. В любом возрасте ребенок уже может показать родителям этот плод в своей жизни. Если вы его не видите – пересмотрите систему воспитательных приемов.

В конце выпуска хочу предложить новую рубрику рассылки
« Правильное воспитание подростка ».
Многие родители, даже очень хорошие,  приходят в замешательство, когда такой милый и послушный ребенок вступает в пору подростковых изменений. Часто мамам и папам кажется, что они неправильно воспитали свое чадо. Но суть в том, что к подростковому периоду надо подготовиться и встретить его с надеждой, терпением и улыбкой.

Буду давать для чтения самые типичные вопросы родителей и ответы на них доктора педагогики Джеймса Добсона,  известного семейного психолога США.


Вопрос!
За последние пару лет мой 13-летний сын стал чрезвычайно ленивым. Он все время старается прилечь, а в субботу может проспать по полудня. Часто жалуется на чувство усталости. Типично ли это для подросткового возраста? Что мне с этим делать?

Ответ!

В период полового созревания как девушки, так и юноши действительно часто испытывают повышенную утомляемость. В это время большая часть физической энергии тратится на ускоренный рост, и потому на обычную деятельность сил остается мало. Но этот период быстро заканчивается и, как правило, за ним следует самый активный период в жизни человека.

Я бы советовал вам, во-первых, обследовать сына, чтобы исключить вероятность более серьезной причины усталости. Если его утомляемость действительно объясняется половым созреванием, как я подозреваю, то вам следует смириться с этим. Следите за тем, чтобы он много отдыхал и хорошо питался. Очень часто, к сожалению, эта потребность не удовлетворяется, потому что подросткам кажется, что им уже не нужно ложится спать рано, как раньше, когда они были маленькими. Поэтому они ложатся поздно и на следующий день чувствуют себя вялыми и усталыми. Как ни странно, по причине ускоренного процесса роста 12-13 летние подростки больше нуждаются в отдыхе, чем 9-10 летние дети.

Поэтому, если это возможно, позвольте вашему сыну выспаться в субботу. В этот период будет более разумным дать выспаться подростку, чем заставлять что-то делать с самого утра.

Во вторых, в этот период особо важно следить за питанием сына. Его организм нуждается в сырьевом материале для строительства мускульной массы, костей и волокон. Важно обеспечить сбалансированное питание.

В один прекрасный день ваш мальчик превратиться в мужчину. И те преобразования, которые вы наблюдаете сейчас, являться частью преобразовательного удивительно процесса в организме. Сделайте все возможное,  чтобы помочь в этом сыну.

 
Это форум по вопросам воспитания детей

Снежана  fursova@cons-help.com  
Архив рассылок
Архив консультаций

 

 



Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное