Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Грани ответсвенности Реальность


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Радости воспитания характера
Грани ответственности
Реальность

Наказывай сына своего, доколе есть надежда,
и не возмущайся криком его.
Притчи Соломона 19:18

Четвертая составляющая развития ответственности (предыдущие выпуски можно прочитать здесь) – реальность.
Реальность в понимании Генри Клауд и Джона Таунсенда – это определенность и неизбежность последствий неверного выбора.

Родителям важно показывать детям через наказание реальное устройство внешнего мира. Дети должны с детства знакомиться жизненной действительностью.
А реальность такова, что есть причина и следствие. Каждое действие несет за собой ответное действие. Например, когда взрослый поддается эгоистичному порыву и обижает других, то он может лишиться друзей.

Реальность также включает в себя, что ребенок может и ослушаться. Только испытывая и нарушая границы, дети  приучаются  ответственности за свою жизнь. И если возникает вопрос, а что делать, когда ребенок переступает границы, то есть нарушая установленные в семье правила? Ответ!  Пусть переступает! Родитель должен преподнести урок жизни. Ребенок нарушил, переступил установленные границы, мать или отец по другую сторону уже ждет и показывает, что может произойти, если ты вступаешь не на свою «территорию», «запретную зону». Так постигается ребеночком на собственном опыте важное правило жизни – что человек посеет, то он и пожнет. Чтобы этот закон был понят и прожит в детстве ребенком, родителям важно запастись мудростью и не реагировать слишком эмоционально на негативное поведение детей. Особо важно обращать внимание на слова, обращенные к непослушному ребенку. Ни в коем случае не произносить никаких оскорбительных слов.

Ощутив наличие границ, понесся какую-ту утрату, или, лишившись чего-то очень приятного,  ребенок начнет постигать истину:

Безответственность причиняет боль и наносит личный ущерб мне же самому.
Ответственное поведение дает положительные результаты.

На собственной «шкуре», испробовав жизненную реальность, ощутив ее неприятные последствия, ребенок начинает дисциплинировать себя самостоятельно и учиться управлять собственной жизнью.

Важный момент! Если родители заметили малейшие усилие сына или дочери самостоятельно справиться с возникшей трудностью, важно отметить это похвальными, поощрительными словами. В таком случае, не скупитесь на хорошие слова! Положительные слова вовремя порой способны сделать намного больше, чем часовые  нравоучительные лекции по поводу поведения ребенка.

Очень хороших результатов в воспитании можно добиться если акцентировать свое внимания на успехах и достижениях малыша, подростка больше, чем на негативных моментах совместного проживания.

Такой подход к воспитанию привнесет в сознание детей, что мир добр, а не злой, что плохих людей меньше, что жизнь прекрасно и всего можно достичь в мире. На этот момент стоит обратить внимание потому, что советская система воспитания была сосредоточена больше на исправление недостатков в детях, чем на раскрытии положительных сторон личности.

Изменилась реальность, должны измениться и подходы к воспитанию.

Также важный момент  нового подхода к наказаниям.

Наказания не должны сводиться к угрозам. Не грозите детям последствиями, которые даже не собираетесь  или не можете осуществить. Говоря одно и не исполняя его, может привести к тому, что ребенок «запишет» себе: « Можно не обращать внимания на предупреждения, моя жизнь все равно будет не моей проблемой!».

Самое главное в наказаниях – неотвратимость. Родители могут заранее приготовиться к постоянному испытанию ребенком границ. Ребенок, не испытывающий границ дозволенного,  не сможет научиться ответственности за свою жизнь.

Чтобы наказание достигло цели, оно должно:

 - быть как можно ближе к реальным последствиям. Например,  когда ребенок отказывается от еды, он не получит ничего другого в замен, пока не съест или хотя бы не попробует предложенного;

 - соответствовать уровню развития ребенка;

 - соответствовать «тяжести преступления». За плохое поведения четырехлетнего малыша можно усадить на стул для  спокойного сидения на непродолжительное время. Мятеж против мамы -  можно лишить на некоторое время любимых игрушек. Поздно возвращающего подростка  - лишить общения с друзьями на некоторое время;

 - все наказания назначайте с любовью. В качестве наказания недопустимо угрожать лишением любви. Назначая наказание, подчеркивайте, что любите малыша. «Я люблю тебя, но должен сделать следующее…»;

 - наказание должно быть определено точно. Угрозы « Ты об этом еще пожалеешь!», «Запомни это, я тебе потом покажу»  - ничему не научат ребенка, он не сможет получить важный жизненный опыт  - нарушения границ;

 - быть гибкими. По мере того, как ребенок взрослеет и становится более ответственным, нужно менять и правила и наказания. Какие-то ограничения можно отменить, если родители  уверенны, что ребенок уже справляется самостоятельно  с собой, какие-то наказания можно будет убрать из жизни. поскольку важные  правила уже освоены. Можно двигаться дальше, обучаться новому в приобретении самостоятельности и ответственности за свою жизнь.

Если процесс обучения самостоятельности не упускать из виду и постоянно иметь у себя на контроле, то ничего сложного не будет в том, чтобы ребенок обучился ответственности за свою жизнь.

Но важно понимать, что по мере взросления детей, родители должны с себя снимать ответственность за жизнь   сына или дочери. За частую родители просто не хотят отделаться от этой ответственности. Легче нести порой ответственность за ребенка, чем за свою жизнь.  «А что буду я делать?» - могут задаваться некоторые мамы, если не буду отвечать своего ребенка? Родителям важно совершенствоваться и не быть гиперотвественными за жизнь хоть  и родного и любимого, но другого человека – своего ребенка.

Не так редко родитель настолько входит в роль попечителя своего ребенка, что не способен увидеть в своем сыне или дочери совершенно другую личность со  своими возможностями и желаниями. Такие родители могут продолжать смотреть на своих детей как на продолжение себя,  и далеко переступая за возраст детства. Это говорит о том, что родитель не вкладывал себя в развития своей личности.  

Итак, четыре фактора воспитания – четыре границы ответственности

Любовь
Истина
Свобода
Реальность,
взятые вместе, создают среду, в которой ваш ребенок сможет научиться ответственности и вплавить ее в свой характер. Если родителям получиться быть  последовательными в течении какого - то времени, ребенок станет испытывать границы, протестовать против них, бунтовать, но убедившись в том, что мама и папа сильнее его и упорнее в достижении поставленного, он начнет соблюдать, а затем и самостоятельно научится устанавливать и соблюдать границы своей личности.

Продолжает работу форум для родителей

Новые темы:
Аккуратность (Страниц 1 2 3 )
Все ли так просто?

Хочу помочь сыну
Самоконтроль! Как его привить!

Болтология (Страниц 1 2 3 ...4 )
похоже на флудерку

ищу информацию об учебных заведениях
ребенок не может учиться в обычных школа

Форум «Дети Индиго»

Снежана fursova@cons-help.com  

Архив рассылок
Архив консультаций

 



Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное