Радости воспитания характера Грани ответственности Реальность
Наказывай сына своего, доколе есть
надежда, и не возмущайся криком его. Притчи Соломона 19:18
Четвертая
составляющая развития ответственности (предыдущие выпуски можно прочитать
здесь) – реальность. Реальность
в понимании Генри Клауд и Джона Таунсенда – это определенность и неизбежность последствий неверного выбора.
Родителям
важно показывать детям через наказание реальное устройство внешнего мира. Дети
должны с детства знакомиться жизненной действительностью. А
реальность такова, что есть причина и следствие. Каждое действие несет за
собой ответное действие. Например, когда взрослый поддается эгоистичному порыву
и обижает других, то он может лишиться друзей.
Реальность
также включает в себя, что ребенок может и ослушаться. Только испытывая и
нарушая границы, дети приучаются ответственности за свою жизнь. И если возникает
вопрос, а что делать, когда ребенок переступает границы, то есть нарушая
установленные в семье правила? Ответ!Пусть переступает! Родитель должен преподнести урок жизни. Ребенок
нарушил, переступил установленные границы, мать или отец по другую сторону уже
ждет и показывает, что может произойти, если ты вступаешь не на свою
«территорию», «запретную зону». Так постигается ребеночком на собственном опыте
важное правило жизни – что человек посеет, то он и пожнет. Чтобы этот закон был
понят и прожит в детстве ребенком, родителям важно запастись мудростью и не реагировать
слишком эмоционально на негативное поведение детей. Особо важно обращать внимание
на слова, обращенные к непослушному ребенку. Ни в коем случае не произносить никаких
оскорбительных слов.
Ощутив
наличие границ, понесся какую-ту утрату, или, лишившись чего-то очень приятного,ребенок начнет постигать истину:
Безответственность
причиняет боль и наносит личный ущерб мне же самому. Ответственное поведение
дает положительные результаты.
На
собственной «шкуре», испробовав жизненную реальность, ощутив ее неприятные последствия,
ребенок начинает дисциплинировать себя самостоятельно и учиться управлять
собственной жизнью.
Важный
момент! Если родители заметили малейшие усилие сына или дочери самостоятельно
справиться с возникшей трудностью, важно отметить это похвальными,
поощрительными словами. В таком случае, не скупитесь на хорошие слова! Положительные
слова вовремя порой способны сделать намного больше, чем часовые нравоучительные лекции по поводу поведения
ребенка.
Очень
хороших результатов в воспитании можно добиться если акцентировать свое
внимания на успехах и достижениях малыша, подростка больше, чем на негативных
моментах совместного проживания.
Такой
подход к воспитанию привнесет в сознание детей, что мир добр, а не злой, что плохих
людей меньше, что жизнь прекрасно и всего можно достичь в мире. На этот момент
стоит обратить внимание потому, что советская система воспитания была
сосредоточена больше на исправление недостатков в детях, чем на раскрытии
положительных сторон личности.
Изменилась
реальность, должны измениться и подходы к воспитанию.
Также
важный момент нового подхода к
наказаниям.
Наказания
не должны сводиться к угрозам. Не грозите детям последствиями, которые даже не собираетесьили не можете осуществить. Говоря
одно и не исполняя его, может привести к тому, что ребенок «запишет» себе: « Можно
не обращать внимания на предупреждения, моя жизнь все равно будет не моей
проблемой!».
Самое
главное в наказаниях – неотвратимость. Родители могут заранее приготовиться к
постоянному испытанию ребенком границ. Ребенок, не испытывающий границ
дозволенного,не сможет научиться ответственности
за свою жизнь.
Чтобы
наказание достигло цели, оно должно:
- быть как можно ближе к реальным последствиям.
Например, когда ребенок отказывается от
еды, он не получит ничего другого в замен, пока не съест или хотя бы не попробует
предложенного;
- соответствовать уровню развития ребенка;
- соответствовать «тяжести преступления». За
плохое поведения четырехлетнего малыша можно усадить на стул дляспокойного сидения на непродолжительное
время. Мятеж против мамы - можно лишить
на некоторое время любимых игрушек. Поздно возвращающего подростка- лишить общения с друзьями на некоторое
время;
- все наказания назначайте с любовью. В
качестве наказания недопустимо угрожать лишением любви. Назначая наказание,
подчеркивайте, что любите малыша. «Я люблю тебя, но должен сделать следующее…»;
- наказание должно быть определено точно.
Угрозы « Ты об этом еще пожалеешь!», «Запомни это, я тебе потом покажу» - ничему не научат ребенка, он не сможет
получить важный жизненный опыт-
нарушения границ;
- быть гибкими. По мере того, как ребенок
взрослеет и становится более ответственным, нужно менять и правила и наказания.
Какие-то ограничения можно отменить, если родители уверенны, что ребенок уже справляется самостоятельнос собой, какие-то наказания можно будет убрать
из жизни. поскольку важные правила уже освоены.
Можно двигаться дальше, обучаться новому в приобретении самостоятельности и
ответственности за свою жизнь.
Если
процесс обучения самостоятельности не упускать из виду и постоянно иметь у себя
на контроле, то ничего сложного не будет в том, чтобы ребенок обучился ответственности
за свою жизнь.
Но
важно понимать, что по мере взросления детей, родители должны с себя снимать ответственность
за жизньсына или дочери. За частую
родители просто не хотят отделаться от этой ответственности. Легче нести порой
ответственность за ребенка, чем за свою жизнь.«А что буду я делать?» - могут задаваться некоторые мамы, если не буду
отвечать своего ребенка? Родителям важно совершенствоваться и не быть гиперотвественными
за жизнь хотьи родного и любимого, но
другого человека – своего ребенка.
Не
так редко родитель настолько входит в роль попечителя своего ребенка, что не способен
увидеть в своем сыне или дочери совершенно другую личность со своими возможностями и желаниями. Такие
родители могут продолжать смотреть на своих детей как на продолжение себя, и далеко переступая за возраст детства. Это
говорит о том, что родитель не вкладывал себя в развития своей личности.
Итак,
четыре фактора воспитания – четыре границы ответственности
Любовь Истина Свобода Реальность, взятые
вместе, создают среду, в которой ваш ребенок сможет научиться ответственности и
вплавить ее в свой характер. Если родителям получиться быть последовательными в течении какого - то
времени, ребенок станет испытывать границы, протестовать против них, бунтовать,
но убедившись в том, что мама и папа сильнее его и упорнее в достижении
поставленного, он начнет соблюдать, а затем и самостоятельно научится устанавливать
и соблюдать границы своей личности.