Читайте статьи, оставляйте свои комментарии!
------------------------
Тема выпуска: "Развод глазами детей!"
(часть 2)
Первую часть статьи можно прочитать в архиве рассылки от 22 мая или в блоге здесь
Как
могут родители помочь детям в этот сложный период для всей семьи?
Как писалось
выше, у детей обостряется страх быть покинутыми своими родителями. Для ребенка
конец любви между мамой и папой означает, что однажды их любовь может
прекратиться и к нему.
Страхи могут
проявляться в разнообразных симптомах. Родители, и прежде всего тот из них, с
кем остается жить ребенок (чаще всего это мать) должны проявлять в это время
необыкновенно много внимания и терпения к проявлению симптомов страха.
Могут быть следующие симптомы страха:
- усиление
зависимости от родителя, с которым ребенок живет;
- появляется потребность контролировать родителя (чаще всего мать);
- усиливается
склонность к слезам и капризам;
- может появиться ночное недержание, приступы ярости…
Сразу после
развода эти симптомы не являются «невротическими». Они проходят, как реактивное
приспособление к изменившейся жизненной ситуации. Их еще можно назвать реакции
переживаний. Эти симптомы, если приспособление проходит тихо и спокойно, будут
преодолены и удаляться сами собой.
Детям надо
создать условия, чтобы эти симптомы были репрессированы или прожиты. Родителям
надо это понимать и немного изменить свои ожидания от детей. Этим самим они
дадут им возможность восстановить то доверие, которое в ходе развода оказалось
потерянным.
Это далеко не
значить, что все надо пустить на самотек и отменить воспитание. Обычное «нет»
должно и дальше и присутствовать без упрека. Все что требуется от матери - это
смягчить свое раздражение и облегчать ребенку примирение, которое следует за
ссорой.
Мать должн
а позаботиться,
чтобы воспитатели в детсаду или учителя в школе также узнали о произошедшем
разрыве отношений в семье и попросила понимания педагогов.
Не надо
прекращать разговоры на тему: «Почему вы не вместе дольше? Объясни мне это еще
раз!..» Терпеливо и с любовью надо снова и снова давать ответы на поставленные
вопросы ребенка. Главное донести мысль до сына или дочери, что он любим и ни в
чем не виноват в разводе. Многие дети вообще не задают вопросы. Задача родителя
в этот период самому подымать эту тему разговора, особенно если заметил, что
ребенок чем-то удручен и озабочен.
Посмотрим правде
в глаза! Как тяжело проявить такие материнские чувства, когда мама сама в
полном разрушении и упадке?! Чаще всего психически мать не готова поставить
руку поддержки ребенку. Для этого и существует служба психологической помощи.
Психологи после развода рекомендуют проходить психотерапию и провести
восстановительный период.
Для матери
развод может означать снижение материального уровня, потерю социальных
отношений, потерю дружественных контактов плюс острые переживания за не
сложившиеся отношения и несчастную любовь. Также добавляются напряженные
отношения с разведенным мужем, квартирный вопрос. Часто известие о новой
женитьбе бывшего супруга разрушает мир в душе полностью. Некоторые матери после
развода вынуждены переехать к своим родителям. Таким образом, очень много
шансов впасть в зависимость от них. Для детей это может означать, что мать
медленно превращается в старшую сестру, а бабушка и дедушка занимают место
родителей. И воспитание уже идет в другом направлении.
И тут! Что ожидает мать в послеразводный период от
ребенка?
- абсолютное
послушание;
- большую
самостоятельность ребенка;
-
нетребовательность во внимании;
- не «испытывать мамино терпение».
А что ожидает
ребенок?
-
самоотверженной матери;
- терпеливой
невспыльчивой матери;
- особенно
заботливой, даже более, чем до сих пор была.
В этом парадоксе
и заключается то, что у детей отнимается возможность преодоления изначальных и
весьма драматических переживаний после развода.
Но все таки! Кто
старше? У кого больше жизненного опыта? Кто должен более мудро вести себя?
Мать!
Но мать мене
всего способна на проявление материнских чувств. Круг ее общения разрушен, она
сама нуждается в профессиональной помощи психолога. А для ребенка это значит,
что кроме потери папы, он еще и теряет частичку мамы, которая полностью
поглощена своим состоянием. Ребенок теряет именно ту часть матери, которая
всегда ему говорила, что «я люблю тебя не смотря ни на что.»
Первые недели и
месяцы после развода – это время, когда многому еще можно помочь. Как жизнь
показывает, именно в этот период страхи у детей непрерывно возрастают. Эти
месяцы в дальнейшем развитии ребенка очень важны. Если в это время страхи и
конфликты непомерно возрастают, то дело может дойти до полного или частичного
срыва системы защиты – это психическое равновесие, которое мы бессознательно
создаем на протяжении всей нашей жизни, чтобы быть в состоянии преодолевать
свои внутри-психические конфликты. Когда наше жизненное равновесие разрушается,
старые конфликты ( для ребенка это конфликты, которые были пережиты до
развода), могут снова приобрети актуальность. Это все станет причиной страха,
которые часто переходит в панику. На уровне психики происходит прорыв старых
внутрипсихических конфликтов, которые были вытеснены раньше. Это становиться
причиной формирование огромной НЕУВЕРЕННОСТИ в себе.
Очень важно в
данный период оказать ребенку квалифицированную психологическую помощь.
Можно ли
оправдать развод с педагогической точки зрения!?
Как любой вид человеческого поведения, как любое событие, развод подлежит
общественной оценке. Эта оценка противоречива. С одной стороны развод уже давно
стал обычным явлением. Развод являет собой однозначно признанную обществом
возможность освобождения от неудачного супружества, с ним связана надежда на
независимость и самореализацию. С другой стороны также однозначно считается,
что для детей развод – истинная катастрофа.
Очень часто в устах педагогов или психологов звучит своего
рода психопатологическая оценка - «ребенок разведенных родителей».
Подобные социальные оценки могут послужить родителям показателем
собственной несостоятельности. У большинства матерей и отцов конфликт между
личными потребностями и родительской ответственностью вызывают тяжелое чувство
вины и непоправимой жизненной неудачи.
Исследования, которые изучали последствия развода, доказывают,
что с педагогической точки зрения развод кажется делом абсолютно
безответственным.
Так ли это? Правомерны ли подобные выводы?
Конечно, нет!
Развод, хоть и заставляет ребенка страдать, но это не
означает, что его будущая жизнь окончательно разрушена. Когда у родителей
возникает мысль о разводе, каждый честно должен задать себе вопрос «Следует ли
мне развестись или продолжать жить в этих невыносимых условиях и постоянных
скандалах?».
Если родитель соглашается на развод, дети попадают в
категорию «дети разведенных родителей». Если же ради блага детей родители
продолжают совместно существовать, то их дети попадают в категорию - «дети,
растущие в конфликтных семьях». Заботясь о душевном состоянии ребенка, родитель
самостоятельно решает, что лучше для него.
Чаще всего процесс развода длится месяцы и годы, полные
напряжения и конфликтов. Есть данные, которые подтверждают, что дети больше
страдают от семейных конфликтов, чем от процесса развода.
Часто родители стоят перед выбором: «Мое счастье или
счастье ребенка!?»
Каждый из нас по желанию может понять и посочувствовать
близкому человеку, но это удается только тогда, когда ты сам чувствуешь себя
уравновешенным, удовлетворенным. Только в хорошем расположении духа у человека
возрастает желание передать благополучие другому – другу, родителям,
знакомым…Если в семейной жизни один из родителей постоянно испытывает
неудовлетворенность, упадок сил и агрессивное напряжение, то у него может
исчезнуть способность чувствовать своего ребенка. И как тогда успешное воспитание?
Невозможно!
Только счастливые родители могут воспитать
счастливых детей!
Отец и мать для ребенка - это модель становления его как
личности, становления его собственной жизни. Все самые важные жизненные навыки
ребенок приобретает в условиях семьи. Дети полностью идентифицируют себя с
родителями и на основе своих впечатлений о них создают образы (сознательные или
бессознательные), которые становятся моделью собственного «Я». Дети усваивают
представления матери и отца о моральных ценностях и нормах, некоторые типичные
образцы поведения.
Вопрос. Как отразиться на душевном развитии ребенка
ориентация на постоянно недовольных собой и миром людей?
Долг каждого родителя перед самим собой и детьми -
позаботиться о том, чтобы у детей были счастливые папа и мама, которые умеют
радоваться жизни.
Развод – это конец отношениям меду мужчиной и женщиной. Развод – это не конец родительских отношений.
Снежана Фурсова Педагогическая консультация в Онлайн Блог "Радости Воспитания"