Обсуждая последний выпуск рассылки, мы провели опрос. Вот результаты опроса – «Кто знает, что лучше для вашего дитёнка?»
Ответ
%
сам дитёнок знает
66,67
"Один Бог знает!":)
16,67
родители знают
16,67
Результаты опроса показали, что большинство наших подписчиков – адекватные люди, и все правильно понимают. Значит, мы можем продолжать!
Потому что мне трудно было бы общаться с неадекватными людьми, про которых их же дети могут сказать: «Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?»
Напомню, главное отличие естественного развития от раннего в том, что естественное может происходить и без вашего участия. Это процесс – неотвратимый, как сама жизнь:)
Другое отличие – в целях: целью раннего развития является приобретение дитёнком стандартного набора знаний и навыков как можно в более раннем возрасте, раньше своих сверстников, быстрее всех!
Целью естественного развития является развитие в дитёнке самостоятельности. Которая поможет ему разобраться, куда применить полученные знания и умения. Вообще, я считаю Самостоятельность – главной целью любой системы воспитания и образования ваших детей.
В прошлый раз мы разобрали три первых правила, необходимых для естественного развития самостоятельности:
1) предоставьте дитёнку как можно больше возможностей
2) наблюдайте, но не вмешивайтесь
3) как можно больше общения
Сегодня мы разберем последнее – и самое важное правило:
Развивая самостоятельность, приучайте дитёнка к последовательности. Он попробовал ходить в художественную школу, и там ему не понравилось. Теперь он хочет ходить на хоккей. Но чтобы не перескакивать всю жизнь с одного на другое, нужно привыкнуть доводить любое дело до конца.
Поставьте какую-то цель, которая была бы не слишком легкой, но и не недостижимой. Пусть добьется этой цели, нарисует или слепит что-то такое, что раньше у него не получалось, и тогда только сложит в углу кисти и возьмется за клюшку. Корректируйте, но не направляйте жестко, и тем более – не ведите за собой. Потом он всю жизнь будет искать того, в чей широкий фарватер можно пристроиться. Но нельзя всю жизнь идти
за ледоколом! Все время помните о цели – этому человечку суждено вырасти, и жить на земле уже после вас.
Важно все. Ваше доверие и любовь – очень важны. Но и ваша недоступность в какой-то момент времени так же важна – не спешите каждый раз бросаться на помощь. Естественное развитие идет не полчаса в день, а круглосуточно. Что происходит на прогулке, в магазине, на помойке, пока мама отвернулась – чрезвычайно важно. Что происходит в отношениях со сверстниками, со старшими, с младшими детьми – очень важно. Что происходит
за общим столом во время ужина. Что показывает телевизор, какие покупаются игрушки и книжки – важно все.
Но самое важное – возможность применить полученное знание на практике. И это последнее правило.
Дитёнок узнал название нового цвета? Путь найдет в окружающем его мире предметы такого цвета, а потом попытается получить его, смешивая разные краски или куски пластилина.
Причем, важно не простое умение сказать: «это - такого же цвета (размера), как это, а вон то – больше и краснее». Важно именно пропустить через себя это «красное». Плита раскаляется до красна, значит, красное – еще и горячее. Красное – опасное! Так вот почему, и светофор, и мухомор – тоже красные? Интересно, а они горячие? Надо будет в следующий раз потрогать… Мамина любимая юбка такая красная! И совсем не
горячая! И мама в ней такая красивая… Значит, красное – еще и прекрасное… Я знаю еще одно красивое и опасное – это кактус на окне! Но он же не красный? Когда цвел, был красным, а теперь… А теперь давай сделаем ему красный горшок! Давай слепим, раскрасим, обклеим красной бумагой – чтобы все знали: кактус трогать опасно! И чтобы все сразу видели, какой он красивый…
Так и будут создаваться в голове вашего дитёнка необходимые для всестороннего развития бесконечные триллионы новых связей, и они уже никогда не исчезнут, не сотрутся из памяти, как ненужные, если были однажды применены в жизни. И самое главное, ваш дитёнок будет знать, что каждое полученное знание не только можно, но и просто необходимо применять в повседневной жизни. Иначе,
зачем вообще нужны знания? И он будет впоследствии самостоятельно искать возможности такого применения – не для того чтобы вы его похвалили, не для галочки, не для славы, а просто потому что так – интереснее жить!
Наш мир так многообразен и прекрасен, что заменять его красоту и многообразие картонными карточками и компьютерными презентациями глупо, уныло и даже, если хотите, безбожно! Если уж вам так хочется демонстрировать своему дитёнку быструю смену изображений, достаньте с антресолей свой, с детства заброшенный туда диапроектор, и покажите ему старый добрый диафильм. Что может быть притягательнее магии темной комнаты,
белой простыни и запаха нагревшейся пленки…
За одно и вы сами окунетесь в мир своего детства, снова получите возможность задуматься над вопросом «из чего сделан луч света?» или «где заканчивается небо?» Сможете удивиться белизне экрана и прозрачности темноты. И сможете лучше понять своего дитёнка. Ощутить с ним одну общую тайну. Ценнее ничего не может быть. Он запомнит такие вещи навсегда, поверьте. А компьютерные «обучающие» глюки - поверьте, забудет.
В общем, не пытайтесь быть продвинутыми настолько, чтобы ваш дитёнок в панике бежал от вас куда глаза глядят. И пытайтесь создать гения, этот бизнес уже занят – воспитателем более могущественным, чем вы:) Кто со мной не согласен – прошу высказываться в Клубе Продвинутых Мам и Пап!
Остальных прошу: просто будьте собой, и дайте дитёнку эту возможность:)
Ведь, воспитывая своих детей, мы воспитываем сами себя.