Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей" Играем в слова и вяжем слингобусы!


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
Рассылка новостей.

www.danilova.ru
Выпуск № 193 от 28 февраля 2012 года 
 Сегодня в рассылке
  • Бесплатный мастер-класс на форуме! "Слингобусы "Полосатик" своими руками"
  • Бесплатный семинар на форуме: "Подготовка к письму"
  • Наши проекты
  • Домашняя школа с Надеждой Григорьевной!
  • "Ранний старт" - в подарок!
  • Семинар "Наблюдаем вместе"
  • Школа "Первые шаги"
  • "Школа юного географа"
  • Внимание, новинка!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников
  • Рубрика: "Мы любим "Ранний старт!"
  • Рубрика: Новости форума
  • Рубрика "Стихи обо всем на свете"
 Реклама

 
 Наши проекты
 

Школа "Первые шаги"
Пишет Наталья Кулакова:
Дорогие родители малышей!

Я приглашаю вас и ваших новорожденных малышей в Школу «Первые шаги»!

Занятия наши будут насыщены целым комплексом упражнений на развитие мелкой и крупной моторики, сенсорики, речи, установление границ и развитие личности ребенка.

Подробности в этой теме на форуме.

Семинары по развитию речи! Можно присоединиться прямо сейчас!Приглашаем вас на семинары:

  • «Секреты развития речи. Начало»
  • «Секреты развития речи. Связная речь»

Ведёт семинары Анна Андреева.

Бесплатные пробные уроки для украинских мам и малышей!
Предлагаем Вам новый интересный проект - тематические комплексные занятия, предназначенные специально на тех, кто хочет заниматься со своим ребёнком на украинском языке. Ведущая:
Елизавета Кудрявцева.

Фотопроект "Мир глазами детей"
Задумывались ли вы, как видят мир наши дети? Давайте узнаем это!

Дайте детям в руки фотоаппарат и пусть снимают ВСЁ, что попадается на глаза.

Фото выкладывайте  в этой теме.

Работает Фабрика презентаций для детей! Присоединяйтесь!
На семинаре вы узнаете:

  • где взять идею для презентации;
  • где найти подходящие картинки;
  • как обработать картинки и фотографии;
  • как сделать презентацию "лёгкой";
  • как вставить звук и чтобы он работал;
  • анимация в презентации;
  • ответы на ваши вопросы и другие секреты!

Ведущая семинара Ирина Долгополова.

 Школа четырёхлетки!

В дополнение к "Школе годовасика", "Школе двухлетки" и "Школе трёхлетки"с января 2012 на форуме начала работу "Школа четырехлетки. Курс "Играем в сказки"! Это не обычная школа, а сказочная, потому что мы будем читать сказки, играть в сказки, творить сказки и просто сказочно жить.

Вам нравится такая идея? Тогда нам по пути!


На занятиях мы будем:

  • развивать мышление детей, учить сравнивать, анализировать, классифицировать и т.д.;
  • расширять кругозор;
  • знакомиться с основами математики: фигурами, формами, последовательностями, множествами и многим другим;
  • комплексно работать над развитием речи;
  • позанимаемся памятью и вниманием.

И еще многим другим! Ведут занятия Лена Данилова и Анна Андреева

Более подробная информация о работе школы здесь

 Новости наших партнеров

На сайте Сказки Вам открыта предновогодняя Акция огромных скидок на персонализированные сказки, бестселлеры и новинки.
Получить скидку 35% легко - веселые дракончики помогут Вам в этом.
Скидок много и хватит на всех!

Самостоятельный ребенок – гордость для родителей. Именно самостоятельность помогает ребенку в дальнейшей его жизни. Как же научить ребенка самостоятельности?

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте!  Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Школа юного географа приглашает!

"Школа юного географа" - интерактивная школа для детейстарше 5 лет и их родителей, а так же старших и младших братьев и сестер, а так же любых заинтересовавшихся.

Ведущий школы - Лена Данилова


Школа продолжает свою работу!

Более подробную информация о работе школы и о предполагаемых темах смотрите здесь

 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Редактор рассылки Долгополова Ирина (на форуме Irish).
Дневничок дочки Маши (7 лет) здесь

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Бесплатный мастер-класс на форуме!
Мастер-класс "Слингобусы "Полосатик" своими руками"

Мамы малышей! Не пропустите!!!
Уникальная возможность получить ответы на все вопросы по созданию слингобус, а также связать малышу яркие, красивые и очень полезные слингобусы.

Этот мастер-класс проведет Александра Свиридова - дизайнер одежды, создательница творческой мастерской "Слингобусы и штучки", просто мама и автор ярких стильных слингобус и детских украшений, которые Вы можете посмотреть на сайте: http://shtuchky.myinsales.ru/

Кроме этого там есть игрушки, подарочные наборы для малышей, а также много интересной информации для мам!

Пишет Александра Свиридова:
В данном мастер-классе Вы узнаете о материалах, которые используются при изготовлении слингобус, научитесь обвязывать бусины, вязать простые игрушки. Я буду подробно отвечать на все Ваши вопросы! А итогом совместного творчества станут замечательные слингобусы «Полосатик» для Вашего малыша!

Мастер-класс пройдёт 2 и 3 марта на форуме.

Присоединяйтесь!

 Бесплатный семинар на форуме

Приглашаем вас на бесплатный семинар "Подготовка к письму"!
Ведёт семинар Анна Андреева (на форуме Аня - Коша).

Пишет Анна Андреева:
Если Вашему ребенку 4-5 лет, Вы уже, наверняка, неоднократно встречали книжки – пособия – игры – задания – занятия, которые направлены на эту самую подготовку руки к письму. Ну, а если вот-вот идти в школу, то огромное количество педагогов хором вам будут повторять, что обязательно нужно писать разные прописи, палочки, штриховки… Давайте попробуем разобраться с этим.

Что будет на семинаре

  • Почему к письму надо вообще готовиться? И только ли руку нужно готовить?
  • Когда начинать готовиться к письму?
  • Что на самом деле важно в подготовке в разные моменты, а что – не обязательно?
  • Когда письмо становится по-настоящему письмом: когда надо писать буквы? И какие буквы надо писать?
  • Чем учиться писать: карандашом, ручкой, фломастером или чем-то еще?
  • Важно ли правильно держать ручку? Что такое «правильно», и как это можно корректировать?
  • Бывает ли так, что вся подготовка «дала сбой» и огромное количество штриховок и т.п. не помогло?
  • Почему у детей бывают проблемы с письмом, и как можно им помочь, если они уже пишут?

Регламент семинара
Первый день (3 марта) – я выложу свои материалы, мысли и рассуждения по обозначенным вопросам.
Второй день (4 марта) – я буду отвечать на вопросы.

Если Вы не уверены, что успеете вовремя задать свой вопрос, его можно задать заранее, в теме для вопросов (доступ к теме появится по мере обработки ваших запросов модератором и добавления вас в группу доступа к семинару).

Записаться на семинар можно в этой теме на форуме! Присоединяйтесь!

 Домашняя школа с Надеждой Григорьевной!

 

Приглашаем на семинар "Играем в слова"!

Проведет семинары Надежда Григорьевна Ляпенкова - практический педагог, журналист и блогер. Ссылка на блог Надежды Григорьевны в ЖЖ: http://home-school-ng.livejournal.com/

Пишет Надежда Григорьевна:
На этом семинаре мы будем говорить:

  • о развитии лингвистического мышления детей;
  • о развитии речи в разных аспектах;

Во время семинара мы будем учиться:

  • учитывать в своих занятиях имеющееся общее (ваше с ребенком) поле литературных стихотворных сюжетов, образов и расширять его;
  • работать на созданном поле;
  • играть в стихи;
  • придумывать новые варианты игр с текстом;
  • разрабатывать выбранную тему;
  • находить и выстраивать связи-арки к другим темам и другим занятиям;
  • в занятиях легко переходить от одного раздела темы к другому;
  • из любого походящего литературного материала генерировать нужное в нужном ключе для себя и своего ребенка (детей).

Семинар основан на личном опыте занятий с детьми 4-9 лет в моей Домашней школе в течение последних 15 лет.

Многие мамы на основе таких семинаров и циклов моих занятий занимаются сами со своими детьми, организовывают домашние мини-школы, приглашая друзей своих детей;
педагоги, воспитатели, гувернеры, няни работают, пользуясь моими материалами-разработками, в различных детских центрах, детских садах, школьных кружках, а также индивидуально.

Вы ещё успеете присоединиться! Подробности в этой теме на форуме.

Отзыв о семинаре Надежды Григорьевны:
Пишет Женя:
Пока я первый счастливчик из рядовых участников ветки, кто лично знаком с Надеждой Григорьевной?! А потому так же категорически рекомендую. Тема моей консультации была - обучение чтению Я получила мощный поток хорошо и четко отобранной информации, в том числе рекомендации пособий и тетрадок. Которых просто море в последнее время. Кроме того Надежда Григорьевна очень порадовала тем, что не было "воды", а только максимально концентрированная по информативности подача!

 "Ранний старт" - в подарок!
Интернет-магазин «Ранний старт» предлагает всем принять участие в уникальной рекламной акции «Ранний старт – в подарок!»

Условия акции в этой теме на форуме!

 Семинар «Наблюдаем вместе»
Приглашаем вас на семинар Алины Закревской "Наблюдаем вместе"!

Одно из самых важных качеств в разрезе развития мышления – это умение наблюдать.
Есть люди, наблюдательные от природы. Есть у них это. А кому-то приходится развивать
Родителям быть наблюдательным вдвойне важно. Наблюдать так, чтобы не спугнуть маленьких наблюдателей.

Предлагаем вам окунуться в мир наблюдений!

Пишет Алина Закревская (Энила на форуме):
10 дней активно наблюдать самим и рассуждать на заданные темы – соглашаться, спорить, делать выводы. Это концентрат для взрослых. А дальше - клуб наблюдателей (до июня): вместе помогать ребенку войти в мир Наблюдений.

Я очень люблю весну. Люблю дышать пробуждением, наблюдать за тем, как проклевываются листики. Люблю резкий переход «вдруг» - вот вчера не было, а сегодня вдруг все буйствует и растет.

Люблю радостное щебетание птиц, люблю смотреть как появляется много букашек.
С наступлением весны наблюдается особенно.
Весной я люблю проводить семинар «Наблюдаем вместе», присоединяйтесь!

Подробности в этой теме на форуме.

Для участников, которые уже наблюдали вместе со мной, предлагаю семинар «Наблюдаем вместе 2». Сроки проведения: 20 – 29 марта 2012 года. Подробности в этой теме на форуме.

Обратите внимание! Новые семинары Алины Закревской: семинар-тренинг «В мире сказок».

 Внимание, акция!

Только с 15 февраля по 15 марта при заказе через интернет-магазин спорткомплекса "Ранний старт-стандарт-полная комплектация" или "Ранний старт-люкс-полная комплектация" Вы получаете в подарок на выбор:

- Игровой чехол "Баскетбол"

- Игровой чехол "Театр"

- Игровой чехол "Манеж"

Свой выбор обязательно укажите в комментариях к заказу!
 Рубрика: Статьи и полезные советы
  Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников
Ясюкова Людмила Аполлоновна, руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ,
кандидат психологических наук, психолог-консультант

опубликовано в «Национальном психологическом журнале» №1(2),2007 г.
перепечатано из ЖЖ


В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы «Program for International Student Assessment» (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся 32 стран (4). Наиболее грамотными были признаны учащиеся Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1-10 места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е, итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, школьники России оказались на 27-м месте. Замыкали список учащиеся Мексики и Бразилии. Если еще учесть, что исследование проводилось среди 15-летних подростков, т.е. в 9-10-х классах, до которых у нас не добираются полностью неграмотные учащиеся, то каков на самом деле уровень грамотности среди молодежи (и не только среди молодежи) в нашей стране? К сожалению, уже никого не удивляет многообразие ошибок даже в печатных текстах (книги, газеты, журналы), которые остаются, несмотря на встроенную в компьютерные программы проверку правописания. За последние десятилетия все к этому привыкли, успокоив себя ссылками на сложность русского языка.

Сложность заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания. Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате, подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.) Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности. Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, «если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ» (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.


Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Если логопеды доказали, что у современных детей не развит фонематический слух, то зачем при их обучении использовать программы, основанные на фонематическом анализе? Школа должна решать вполне конкретную задачу: обучать тех детей, которые приходят учиться. Даже если программы прекрасны сами по себе, но не обеспечивают качества обучения современных детей, зачем их использовать? Не лучше ли вернуться к программам 60-70-х годов прошлого века или использовать новые разработки, основанные на зрительном методе, например, кубики Н.А. Зайцева? Своих детей я учила чтению и письму зрительным методом, и по русскому языку за все время обучения, кроме пятерок, других оценок у них не было. За годы консультирования я помогла многим учащимся при помощи заинтересованных родителей, вопреки школьным программам, добиться грамотного письма, используя именно зрительные методы обучения. Современным педагогам не нравится, когда в классе оказываются дети, научившиеся читать с помощью буквенных касс или кубиков Н.А. Зайцева. Основная претензия состоит в том, что дети не знакомы с фонематическим анализом.
Обычно у меня происходит следующий диалог с учителем: «Дети читают бегло?» — «Да, но не умеют делать фонематический анализ». — «Дети пишут грамотно?» — «Да, но не умеют делать фонематический анализ». — «Если они бегло читают и пишут грамотно, зачем им фонематический анализ?» На последний вопрос учителя отвечают ссылками на программу, которая этого требует. Если в первом классе бегло читающие дети усердствуют в освоении фонематического анализа, слуховой образ слова начинает вытеснять зрительный его образ, и письмо становится менее грамотным. Я не против того, чтобы учащиеся знали, что такое фонема и могли сделать фонетический разбор слова. По старым программам их этому обучали в 5-6 классах, и они овладевали основами теоретической лингвистики, сохраняя при этом грамотное письмо.

Какие же рекомендации дают психологи родителям, которые готовят своих детей к школе и хотят научить их читать? Естественно, рекомендуют развивать фонематический слух. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что «начинать обучение грамоте с букв опасно» (2 с. 6), «знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения» (2 с. 7). Ими разработано и предложено много игр и упражнений на определение первого и последнего звука в слове, различение твердого и мягкого звуков, выделение ударного гласного звука, проведение полного звукового анализа слова, которые широко используются в дошкольном и начальном школьном обучении. В предлагаемых ими играх-упражнениях на «МА» начинаются не только слова машина, матрешка, но и мочалка, морковка, а на «СА» начинается слово собака (2 с. 54). Первый звук в слове эскимо — «И», а в слове вторник — «Ф». В словах НОС и НЕС различаются именно первые звуки(твердый и мягкий Н), а вторые гласные звуки одинаковы (О) (2 с. 36). Ударный гласный звук «О» следует выделять не только в словах корова, конь, овцы, но и в словах теленок, козленок. В словах конфета и орехи — ударный звук «Э», в слове изюм — «У», а в слове инжир — «Ы» (2 с. 21). Ребенок должен научиться правильно слышать звуки в словах: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ, т.к. не существует звуков Е, Ю, Я. Ребенка рекомендуется знакомить с буквами только после того, как он научится легко выделять звуки в любых предлагаемых ему словах. Как Вы думаете, как будут писать дети после подобных упражнений? Естественно, они будут писать так, как слышат. Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, «первичным», а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны. Могу привести реальный тому пример из школьной жизни. Когда учительница в 1-ом классе рассказала ребятам про букву «а», написала ее на доске и спросила, какое слово на букву «а» они знают, то услышала от детей — «агурец». Даже выучивая в школе правила, они продолжают писать неграмотно, т.к. им просто не приходит в голову проверять написание привычно звучащих слов.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман отмечают, что «в первых детских письменах обязательно будут расхождения с орфографическими нормами. Раннее письмо детей, хорошо чувствующих звуковой состав слова, более всего напоминает транскрипции. Постарайтесь пока не обращать внимания на орфографические ошибки, более того — радуйтесь, если ребенок точно воспроизводит звучание слова и пишет, например, „што“ и „песьня“. Это свидетельствует не о безграмотности, а об отличном фонематическом слухе» (2 с. 51). «Для вашего ребенка еще не пришла пора заняться орфографией. Пока что он имеет право писать так, как слышит (вы сами научили его хорошо слушать звучание слова). И если он написал НОШ (вместо НОЖ) и САБАКА (вместо СОБАКА), не спешите обрушивать на него всю орфографическую премудрость: большинства объяснений он еще не поймет, но начнет чувствовать себя крайне неуверенно при записи слов» (2 с. 65). Если родители следуют этим рекомендациям, и ребенок продолжает писать так, как слышит, то у него формируется и зрительно-двигательный неграмотный образ слова. Чем чаще он так пишет и видит эту неграмотную запись, тем привычнее она воспринимается, закрепляется и в дальнейшем воспроизводится автоматически. Выученные впоследствии правила никак не влияют на привычную неграмотную форму записи.

Слуховая доминанта приводит к вполне предсказуемым ошибкам. Естественно, дети пропускают буквы, когда им встречается стечение согласных, т.е. пишут так, как произносят, например, «лесница» (вместо «лестница») и пр. Предлоги у них обычно сливаются со словами, поскольку именно так они говорят, например, «во кно» (вместо «в окно»), «фки но» (вместо «в кино»). Поскольку нет звуков Я, Ё, Е, Ю, то дети пишут «йожик», «йащик», «зельоный», «йула» и пр. Глухие и звонкие согласные они тоже пишут в соответствии с тем, как в каждом конкретном случае слышится, а именно: «флак» и «флаги», «дуп» и «на дубе». И чем чаще они так пишут, тем прочнее закрепляются и автоматизируются неграмотные варианты написания. Любой учитель русского языка может привести еще много интересных примеров из школьных тетрадей. Трудно согласиться с Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, что «ведя ребенка от звуков к их буквенным обозначениям, взрослый выбирает для малыша наиболее легкий, естественный путь введения в письменность» (2 с. 42).

Сегодня все эти особенности неграмотного письма принято квалифицировать как логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отправлять к логопеду на коррекционные занятия. На самом деле, суть проблемы состоит в том, что мы сначала обучаем детей писать так, как они слышат, а потом пытаемся бороться с тем, чему научили. До конца 80-х годов прошлого века мало кто слышал о логопедах. Изредка они появлялись в детских садах, проверяли особенности произношения и учили детей правильно выговаривать слова. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту. Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку. Сегодня, несмотря на различие авторов и кажущееся обилие учебников, основу любой программы составляет метод фонематического анализа речи. Фактически — программа одна и дефекты обучения везде одинаковы. И в каждой школе теперь есть логопед, и работы у него исключительно много. Можно сказать, что работа современного логопеда заключается в том, чтобы исправлять неграмотность, которая формируется у учащихся под влиянием рекомендуемого педагогами и психологами дошкольного обучения и программ начальной школы. Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется.

Что же обычно предлагают психологи в помощь учителям и неграмотным учащимся? Можно взять для примера пользующееся популярностью у психологов и педагогов трижды переизданное пособие Н.П. Локаловой (3). Неграмотность учащихся, ошибки, связанные с заменой, пропуском, недописанием букв, слогов, она объясняет, естественно, недоразвитием фонетико-фонематического и звуко-буквенного анализа (3 с. 14). Для развития фонетико-фонематического и звуко-буквенного анализа она предлагает стандартные упражнения на опознание отдельных звуков в словах, на звуковой анализ слов с использованием фишек трех цветов (красные — для обозначения гласных звуков, синие — для твердых согласных звуков, зеленые — для мягких согласных звуков), задания на различение слов, близких по звуковому составу (крыша — крыса, булка — белка, день — тень); игры на словообразование с заменой и перестановкой звуков в исходных словах (3 с 61-62). Все эти упражнения, естественно, укрепляют слуховую доминанту, и если родители параллельно не нанимают для ребенка репетитора по русскому языку, положительных сдвигов не будет.

Н.П. Локаловой предлагаются упражнения для ликвидации и конкретных ошибок, что подкупает учителей. Например, дети не пишут в словах мягкий знак (пишут «василки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь» и пр.). Н.П. Локалова объясняет это как недостатками в развитии фонетико-фонематического анализа, так и неразвитостью умения дифференцировать мышечные усилия (3 с 15). Для развития фонетико-фонематического анализа она предлагает выше приведенные упражнения, а для развития дифференцировки мышечного усилия — следующее: «На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I-II-III-I-II-III-... Выполняя задания, ученик должен соблюдать следующие правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку); 3) не писать на полях; 4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения — 10-15 минут» (3 с. 50). Кроме этого упражнения она предлагает:

  1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
  2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
  3. Рисование кругов, овала и других фигур.
  4. Выполнение гимнастических упражнений.
  5. Использование подвижных игр.
  6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
  7. Выполнение гимнастики пальцев рук.
  8. Нанизывание бусинок на длинную нитку.
  9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.(3 с. 68)

Работы для ребенка придумано много, потратит он на нее уйму времени, только грамотней он от этого не станет. Почему же дети не пишут мягкий знак? Во многом благодаря именно звуковому анализу слов и играм, которые рекомендованы Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, например, таким, когда детям предлагается поселить кого-то (зверей, птиц, детей и т.п.) в домике. Эти игры пользуются популярностью и в детских садах, и в начальной школе и основаны на подсчете звуков в слове. Для обозначения звуков ребенку предлагается использовать фишки: красную — для гласных звуков, синюю — для твердых согласных звуков, а зеленую — для мягких.

Например, рисуется домик, в основании которого четыре клетки. Ребенка спрашивают: «Кто в этом домике живет: курица, петух, гусь или утка?» Правильный ответ «утка», т.к. это слово состоит из четырех звуков: гласный, твердый согласный, твердый согласный и гласный звуки. Выкладываются красная, синяя, синяя и красная фишки. Курица и петух не могут жить в этом домике, т.к. в этих словах звуков больше, чем четыре. Но и гусь в этом домике не живет, т.к. это слово состоит всего из трех звуков: твердый согласный, гласный и мягкий согласный звуки (2 с. 23). Слово «гусь» выкладывается из трех фишек: синей, красной и зеленой. Именно после таких упражнений дети мягкий знак не пишут никогда. Если же учительница пытается выяснить у ученика (как я наблюдала недавно в одной из школ Санкт-Петербурга), какая буква стоит на конце слова, изображенного им как «ден» (вместо «день»), он заявляет — зеленая.

Традиционным стало выделение невнимательности в качестве основной из причин неграмотного письма. С позиций здравого смысла это представляется очевидным. Соответственно, предлагается масса упражнений на тренировку внимания. Однако моя более чем 20-летняя практика работы в школах показывает, что подобные умозаключения не вполне корректны. Сама по себе тренировка внимания, безусловно, полезна, но этого недостаточно для того, чтобы дети писали грамотно. Мои исследования (что отражено в публикациях) показывают, что и при высоком уровне произвольного внимания многие учащиеся и начальных, и старших классов пишут неграмотно. И, напротив, детей, страдающих легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ММД), или, как принято по современной терминологии, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), можно научить писать грамотно и не допускать ошибок по невнимательности. Даже в тех случаях, когда не удается вылечить само заболевание, можно (именно этим я и занимаюсь) заменить оперативный контроль логическим программированием, и дети пишут грамотно, не допуская ошибок, несмотря на диагноз СДВГ.

Для объяснения безграмотного письма современные педагоги и психологи выдвигают и новую причину — «неразвитость орфографической зоркости» (1 с. 10). Они полагают, что дети просто не видят ошибок, и надо развивать зрительный анализ. Для этого А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина предлагают детям дорисовать картинки, используя имеющиеся детали и оси симметрии; построить из кубиков фигуры по нарисованному образцу; решить известные задачки на креативность, перекладывая спички; группировать геометрические фигуры; выполнить четыре задания из 7-го субтеста и два задания из 8-го субтеста теста Амтхауэра (1 с. 188-206). Во-первых, этих заданий явно недостаточно для развития чего бы то ни было, и, во-вторых, они никак не повлияют на неграмотное письмо. Я не раз консультировала в школах с углубленным преподаванием математики. Многие учащиеся математических классов, несмотря на высоко развитое зрительное мышление (легко выполняли задания 7 и 8 субтестов теста Амтхауэра, матриц Равенна и пр.), пишут неграмотно. Ликвидацией неграмотности приходилось заниматься с использованием метода В.В. Репкина, таблиц Н.А. Зайцева и специально разработанных упражнений, содержащих примеры-ловушки для уточнения зоны применения правил. Естественно, школьники с более высоким общим интеллектом и развитым зрительным мышлением, по сравнению с менее интеллектуально развитыми одногодками, быстрее осваивались с таблицами Н.А. Зайцева, повторяли и систематизировали правила русского языка, перестраивались при письме на логико-визуальный контроль. Однако само по себе наличие высоко развитого зрительного мышления оказывалось недостаточным для формирования «орфографической зоркости» учащихся. Требовалась специальная работа по преобразованию слуховой доминанты в зрительно-логическую доминанту и преодолению инерции, автоматизмов неграмотного письма.

Надо, наконец, признать, что у нас не все в порядке с самим методом обучения. И это первая и основная причина неграмотности современных школьников. Но существует и вторая причина неграмотного письма — это неполноценный навык чтения. Если ориентироваться на педагогическую оценку техники чтения школьников, то особой проблемы не отмечается. Да, многие дети читают медленнее, чем следовало бы. И тут психологами предлагается множество упражнений для ускорения этого процесса: тренировка артикуляции, расширение поля восприятия, чтение на скорость разнообразных буквосочетаний и др. Предлагается и «принудительное» чтение с движущейся с определенной скоростью по строчке рамкой, которая закрывает прочитанные слова, чтобы ребенок не смог к ним вернуться. Озвучил, и иди дальше. Можно спросить, при чем тут скорость? Дело в том, что по современным требованиям к качеству навыка чтения — это первый и главный критерий, далее оценивается — выразительность и безошибочность, пониманию текста при педагогической проверке отводится 4-е место. Считается, если ребенок быстро вслух прочитывает текст, то все в порядке.
Методисты, разработавшие критерии оценки навыка чтения, возможно, не подозревали, что озвучивание и осмысливание — две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Мы специально проводили эксперименты, предлагая взрослым людям громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения с воспроизведением основного смысла. Когда они аналогичные тексты читали молча, глазами, то никаких затруднений в выделении основных смысловых моментов не возникало.

Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Мы проводили специальные эксперименты, предлагая учащимся в конце 1-го класса и во 2-м классе, успешно сдавшим технику чтения, прочесть вслух два предложения из рассказа «Рябчонок» Е. Чарушина, входящего в серию рассказов про щенка Томку. В тексте шла речь о рябенькой курочке с хохолком на голове, а на иллюстрации к рассказу был нарисован щенок. Все учащиеся легко громко прочитывали эти два предложения, а на вопрос: «Про кого говорится в тексте?», — уверенно отвечали — «про собачку». Более того, мы просили детей пересказать прочитанный ими текст, и задавали тот же вопрос. Дети легко повторяли близко к тексту, почти наизусть эти два предложения и отвечали, что там говорится про собачку.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман уверяют нас, что «чтение есть ни что иное, как „озвучивание“ графических значков» (2 с. 37). «После того как ребенок научился сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он научился читать» (2 с. 56). К сожалению, данные авторы, также многие педагоги и психологи, которые с ними согласны, заблуждаются. В этом случае ребенок обучается озвучивать, но не читать. Чтение — это перевод графических символов в смыслы. Беглое чтение — это не быстрое озвучивание, это — быстрое понимание. Качество навыка чтения надо оценивать в соответствии с тем, что является смысловой единицей восприятия текста. Мною разработан тест, давно опубликованный и достаточно широко применяемый сегодня психологами, который позволяет определить смысловую единицу восприятия текста.

О полноценном беглом чтении мы можем говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. В этом случае, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты. Таких детей можно обучить грамотному письму, но в начальной школе их не более 2-4 человек на класс. В качестве смысловой единицы восприятия текста может выступать словосочетание. В этом случае смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков, и навык чтения уже неполноценен.
Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом, частично и искаженно. Мысленные метания героев и философские рассуждения оказываются совсем непонятными. Более 60% учащихся оканчивают школу, имея неполноценный навык чтения. Серьезную литературу они не читают. Диктанты некоторые из них еще написать могут, но сочинения они не могут писать совсем. Для их сочинений характерно лингвистически неграмотное построение фраз, ошибки согласования слов в предложении и, естественно, стандартные орфографические ошибки.
Однако для большинства учащихся начальных классов характерен еще более убогий навык чтения, когда смысловой единицей восприятия текста является отдельное слово (или его части). Фиксируя отдельные комплексы букв, такой ученик может «увидеть» и произнести совсем не то слово, которое написано, и не заметить этого. Только когда он читает очень медленно и молча, то может точно воспринять смысл слова. Однако при этом ему трудно схватывать смысл предложения, т.к. подробно разбирая слова, он затрудняется в удержании их в памяти. Дойдя до конца предложения, он не помнит, с чего оно начиналось, и в целом не понимает того, что читает. С такими детьми много работают психологи и логопеды, тренируя у ребенка скорость и безошибочность озвучивания. Прогресс в озвучивании достигается, но при этом ребенок полностью оставляет попытки понимать что-либо при чтении. Успешно пройдя педагогическую проверку техники чтения, такие дети не читают не только книг, но и тексты в учебниках, поскольку не понимают. Письмо бывает настолько неграмотно, что ребенок получает диагноз «дисграфия». Такие дети допускают множество самых невероятных ошибок даже при списывании текстов, а диктанты, изложения и сочинения совсем писать не могут. В 4-5 классах таких детей более 30%. Если родители проявляют озабоченность, то ребенка удается научить чтению и относительно грамотному письму. Но в большинстве случаев такие учащиеся либо переводятся в классы компенсирующего обучения (в которых от учеников уже ничего не ожидается), либо через пару лет совсем выбывают из школы.
2007 год объявлен годом русского языка. Может быть, наконец, что-то изменится к лучшему в нашей системе образования и психологической помощи детям в освоении грамоты?!

Литература:
10. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
11. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. М., 1994.
12. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
13. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., 2005.

 
 Рубрика: Мы любим "Ранний старт"!
В этой рубрике мы размещаем фотографии детей на "Раннем старте". Возраст - любой!
Если у вас есть такие фотографии, размещайте их в фототеме "Мы любим Ранний старт!".

На фото Слава и Алиса.

 Рубрика: Новости форума
  Выставка творческих работ участников он-лайн школ на форуме

Отзывы о семинаре Татьяны Лелека "Английский с рождения"
Много новых отзывов о семинаре по английскому!
Пишет Юся:
Я безумно рада, что решилась на этот семинар! Татьяна, спасибо Вам за проделанную работу! За то колоссальное количество информации, которое мы получили! За Ваш комплексный подход, за то, что не даете маминому мозгу атрофироваться За теплую, доброжелательную атмосферу на курсе! Лично я получила массу удовольствия от общения с Вами! Очень жаль, что семинар так быстро закончился, как все хорошее. Но я получила тот толчок, который заставил двигаться в нужном направлении.
Спасибо!


Пишет Анна Шагарова:
Благодаря вашему курсу "Английский с рождения и до 6 лет"
1) я первый раз участвовала в онлайн-семинаре
2) научилась скачивать необходимые материалы
3) закрепила еще раз для себя, что начинать изучение необходимо с рождения
4) открыла невидимый и огромный мир английского языка, благодаря "сокровищнице"
5) каждый раз с нетерпением ждала сообщений и радовалась при их поступлении
6) и еще столько всего хорошего!

Спасибо!Спасибо!Спасибо!

Ждём отзывы о семинаре "Семь ключей к одной сказке" Юры и Лины Красных!

Отзывы о семинаре "В мире сказок" Алины Закревской
Пишет Banshi:
Алина, огромное-преогромное спасибо за семинар!:)
Как и у всех, не на все хватило времени, но то, что удалось сделать вдохновляет на большее. Фантазия, дремавшая где-то глубоко (как в известном фильме "где-то очень глубоко"), проснулась и появились ее первые плоды. Думаю, не последние:)
Очень хорошо была представлена теория: именно такой формат подачи материала, на мой взгляд, эффективен и полезен.
И все задания были просто СУПЕР!!!! Очень хотелось выполнить их все и СРАЗУ!!!! Мы с Никитой обязательно сделаем все, что не успели за пределами семинара. Вы умничка и очень талантливый человек! Спасибо за сказку!

Огромное спасибо всем участницам семинара. Было очень приятно и интересно читать все дневнички с уникальными и неповторимыми сказками.

Буду очень рада, если будет продолжение:) По направлениям согласна с Аля и Елена Карпенко.

Удачи всем!:)

Другие отзывы.

Отзывы о проекте "Фольклор! Как много в этом звуке..."
Пишет Анна Кудрявцева:
Это замечательный проект! Впрочем, как все семинары, которые проводит Женя Маэстро.
Основная особенность жениных семинаров, на мой взгляд, в том, что они не только музыкальные или "не просто" музыкальные, музыка участвует в жизни, совмещается с поэзией, живописью, рукоделием, даже кулинарией!
Уже в первом занятии - много направлений для творчества вместе с детьми.
А еще... У нас замечательная компания собирается на семинаре! Каждый участник приносит что-то свое, дополняет занятие своими наработками и идеями. В общем, лично мне очень нравится!

Впечатления о семинаре "Секреты развития речи. Связная речь"
Пишет Наталья77:
На семинар "Связная речь" я пришла заниматься с младшим сыном (4года), но в итоге занималась и со старшим (8лет) ребенком. Изначально думала, что у старшего и так всё хорошо. Сейчас понимаю, что речь можно и нужно развивать глубже и дальше. Очень понравилась структура семинара! Всё разложено "по полочкам", очень удобно. И по каждому направлению от простого к сложному.
У Егора были конкретные трудности в речи. Аня нам очень помогла разобраться с проблемой, направила в нужное русло. сейчас мы продолжаем активно заниматься и уже есть результаты!


Игры по развитию связной речи прочно вошли в нашу жизнь, в наши другие занятия. Благодаря семинару и консультациям Ани - я сейчас понимаю что делаю всё правильно и знаю как сделать речь мои мальчишек красивой и богатой.

Аня, спасибо за ваше внимание, за очень быстрые ответы на все наши вопросы, за всю информацию, игры, бонусы...
С Вами очень приятно общаться и работать!!!

Отзывы о школе "Маленький русский"
Пишет Irish:

Мы занимаемся по заданиям этой школы. Маше очень нравится! А мне тем более! Во-первых, очень удобно готовиться к занятию: нужно распечатать задание, подготовленное в формате Excel - и всё! 5 листов-заданий в неделю - мы обычно в неделю укладываемся, если вдруг что-то не успели, доделываем в выходной.

Во-вторых мне очень нравится подборка заданий. Практически каждый раз ребёнок узнаёт какое-нибудь новое слово и это повод обсудить его значения. Я рада, что русский язык мы изучаем по цитатам из уважаемых и признанных авторов, когда ребёнок может на хороших примерах знакомиться с богатством и выразительностью языка (а не по фразам типа "мама мыла раму", хотя это, конечно, наше, родное ).

В-третьих, ребёнку нравятся сами задания, они не сказать, что игровые, но что-то такое есть. Всегда приятнее вписать одну букву, чем писать всё слово целиком (когда писать трудно, а "надо" энтузиазм испаряется с каждой минутой!) Удобнее вписать одну букву в десяток слов, чем, пыхтя, написать одно и устать. На данном этапе - это наш метод (каллиграфией занимаемся отдельно, понемногу и в удовольствие). Интересно, что всегда есть вариант - можно вписать разные буквы и будет верно - лишний повод обсудить.

Маша учится в первом классе и нам в качестве дополнительных занятий - самое то! Хотя заниматься с успехом могут и дошкольники, у каждого будет свой вариант занятия. Я даю задания для самостоятельной работы, занимает 10-15 минут, но каждый же день! Что называется, регулярно и с удовольствием. Я сторонник таких занятий - когда весело и легко, но методично и регулярно. Это даёт наибольший эффект.

Чем сложнее ребёнку - тем больше требуется участие взрослого. Мы давали эти задания Машиной однокласснице - ей было сложнее, первые задания пришлось делать с ней вместе.

 
 Рубрика: Стихи обо всём на свете
Пещера
Ая Эн

В пещере уютно,
Тепло и темно,
Я спал бы в пещере,
Я спал бы давно,
Но!
Но мама приходит
И портит пещеру:
То дверь из подушки
Сломает, к примеру,
То стены и пол
Назовёт жёлтым пледом,
То ссорит меня
С моим старым соседом,
Со старым соседом,
С товарищем верным,
С любимым,
Облезлым,
Медведем пещерным.
И мама кладёт меня
Прямо в кровать,
И в скучной кровати
Велит засыпать.
Твердит, что пора,
Что пора спать давно,
Но!
Но мама уходит,
И я всё равно
Влезаю в пещеру,
В которой темно,
В которой тепло,
И в которой уют,
В которой пещерные
Мишки живут.

 

 

Что летело по небу
Ая Эн

По небу летел самолётик.
Сидел за штурвалом пилотик.

А следом летел самолёт,
Его вёл отважный пилот.

А следом летел самолётище,
Был в нём огроменный пилотище.

А следом летело такое,
А следом летело ТАКОЕ,
А следом летело ТА-А-КО-Е,
Что мне не давало покоя:
Ну ладно, ТАКОЕ - летит.
Но страшно подумать,
И страшно представить,
Кто ТАМ за штурвалом сидит?


 


В избранное