Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 54 от 18 сентября 2005 года

 Сегодня в рассылке:
  • Интересные ссылки от телеканала "Культура"
  • Требуется помощь!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Играем в пирамидки"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Родители как инквизиторы детской одаренности"
  • Рубрика "Давайте обсудим в форуме"
  • Рубрика "Копилка идей" - "Магниты"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Новости магазина:
 Наш спонсор - прибор "Ева-тест"

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы.
С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:

  • период естественного предохранения от беременности,

  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,

  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),

  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,

  • вероятность рождения ребенка определенного пола,

  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,

  • опасность вероятного выкидыша.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
Читайте подробнее:
О создании "Ева-теста", Как применять "Ева-тест", Вопросы - ответы о приборе "Ева-тест", Из опыта применения прибора "Ева-тест"
 Знакомимся с товарами магазина:

Плакат "Круглый год" (автор разработки Лена Данилова)
Пособие знакомит ребенка с сезонами года и их характерными особенностями, названиями месяцев, количеством дней в каждом месяце, другими единицами измерения времени. В центральной части расположен большой круг "год", внутри него - круг поменьше, другого цвета, разбитый на четыре части - "сезоны", этот круг, в сою очередь, содержит картинки, символизирующие сезоны года и названия месяцев. Внутри каждый месяц разделен на недели и на сутки. Ниже расположены графы для записи основных праздников и событий года (по месяцам). В нижней части плаката - рекомендации для родителей. Формат А1.
Перейти в магазин
 Полезная информация!
  В Санкт-Петербурге с 22.09 по 24.09 на базе школы № 112
(ул. Кустодиева, 18) пройдут авторский семинар и мастер-класс
Ольги Соболевой по теме "Развитие двуполушарного подхода к обучению: практическая реализация в уроках русского языка". Подробности по почте:
olga@metodika.ru
Конт. тел.: (812)350-90-90
 Внимание!
  Компания «Умные игры» приглашает будущих и уже состоявшихся родителей, а также неравнодушных педагогов принять участие в III Международной конференции по раннему развитию и развивающим играм (19-20 октября 2005 года). Для получения пригласительного билета (БЕСПЛАТНОГО) необходимо пройти процедуру регистрации на сайте по адресу http://www.intelgame.ru/doc/85.htm Вас ждут встречи с ведущими специалистами в области раннего развития, мастер-классы, круглые столы, презентации новых уникальных методик.
 Приглашаем на семинар:
  Авторский семинар Н. Зайцева состоится в Москве с 22 по 26 октября 2005 года
22 октября 2005 года - математика
23 октября 2005 года - чтение по кубикам
24 - 25 октября 2005 года - грамматика русского языка
26 октября 2005 года - английский язык
105005 , г. Москва, Плетешковский пер. 7/9, 3 мин. Пешком от м. «Бауманская»
т. (095) 926-89-26, 926-83-78
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Консультации:
  Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре,  Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
    Интересные ссылки от телеканала "Культура"
Нам всегда говорили, что Московское метро самое красивое в мире, однако создатели сайта Metro Arts доказали и показали, что наша подземка – не единственная, которая претендует на музейную ценность. В коллекции сайта – станции метро всех стран, всех столицы мира, где под землей можно рассматривать произведения искусства. Создатели сайта потратили годы, чтобы собрать эту коллекцию.
 Требуется помощь!
Маленький Артемка ничего не слышит!

В августе Артемке исполнилось 5 лет. Золотые годы дошкольного детства!... Но не для него. Мальчик совсем ничего не слышит! Он не может слушать сказки на ночь, не может играть со сверстниками во дворе, не может развиваться! Артем страдает тугоухостью.

Родился малыш недоношенным (весом 1 кг 600 гр), был опутан пуповиной 7 раз. После родов кровоизлияние в мозг, легочное кровотечение, дважды была остановка сердца, десять дней провел провел под аппаратом искусственной вентиляции легких. После родов 1,5 месяца находился на выхаживании под аппаратами (не знаю точно, как это называется, но суть - колпак, и к нему аппараты, а под колпаком малыш).
В восемь месяцев поставили диагноз - повышенное внутричерепное давление и установили, что ребенок не слышит - тугоухость 4 степени. Он слышит высокие тона в музыке и некоторые громкие резкие звуки (неожиданный лай собаки и пр.).

Сейчас ребенку ставят диагноз: двусторонняя сенсомоторная глухота, эпилепсия
Рекомендовано слухопротезирование цифровым сверхмощным слуховым аппаратом "Superero 412" (Швейцария).
Два аппарата (на оба ушка) обойдутся семье в 37 000 рублей.
Мама пытается добиться в органах социально защиты выделения средств на аппартаты, но пока безуспешно. Когда до них дойдет очередь на добро, малыш успеет сильно подрасти...

Если Вы можете помочь малышу, высылайте хоть небольшие средства. Мама мальчика будет Вам благодарна. Кроме слухового аппарата малышу все время требуются лекарства.
Родители мальчика небогатые люди. Зарплаты в городе Абинске просто мизерные.

Адрес:
353320
Краснодарский край,
город Абинск,
Нефтепромысловая ул., 49-26

Счет в банке:
Отделение банка:
Универсальный дополнительный офис № 1850/053 г. Абинск
БИК 046015602
Крымское ОСБ № 1850
Юго-Западный банк СБ РФ
г. Ростов-на-Дону
кор/счет 30101810600000000602
р/сч. 30301810052000603028
Счет клиента: 42307810130280914276
Адрес банка: г. Крымск, ул. Ленина, 217
Получатель: Подус Наталья Николаевна

Заранее большое всем спасибо от Артемкиной мамы Подус Натальи Николаевны и от бабушки Мороз Марии Дмитриевны

Фотографию мальчика и копию медицинского заключения можно посмотреть  здесь
 
Рубрика: Статьи и полезные советы
"Играем в пирамидки"
По материалам сайта http://psytoys.ru


Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть.

Прежде всего, нужно научить ребёнка снимать и надевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей лучше всего подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Возьмите короткий стержень (высотой не более 20 см) и поставьте перед ребёнком с нанизанными на него кольцами. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малыша «взять» их. Можно помочь взяться за кольца и повести ручки с кольцом вверх, говоря при этом что-нибудь вроде «Вверх поднимем колечки». Роль стержня могут играть самые разные предметы – ложки, палочки, узкие пластмассовые бутылочки, главное, чтобы вы держали их вертикально. Чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Когда малыш научиться справляться с этой задачей, можно учиться надевать кольца на стержень. Подведите ручку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и скажите «Опускай». Следите, чтобы кольцо было в горизонтальном положении. Часто малышу бывает не так трудно подвести кольцо к нужному месту, как расположить его под правильным углом. После таких совместных упражнений предложите ребёнку снимать и надевать колечки самостоятельно. Когда малыш овладеет этим навыком, можно переходить к играм с пирамидкой.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного разме­ра. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку, т.е. снимать колечки с палочки. Нужно научить ребёнка правильно брать кольцо пирамидки пальцами и надевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении пра­вильными действиями желательно сопровождать словами: "Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай ещё". Малышу, который ещё не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе. Надев все колечки и колпачок, покажите ему что получилось.

Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колеч­ками разного размера. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень. От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньше­му), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребёнка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ручкой малыша по неправильно собранной пирамидке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой.

Играя с ребёнком, помните, что ему необходимо ваше внима­ние и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильной величины, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как хорошо ты надеваешь колечки!". Но если ребёнок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внима­ние следует привлечь к величине колец и к "ровности" пирамид­ки. "Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведём пальчиком по моей и по твоей". Однако, не следует фиксировать внимания на неудачах и неумелости ребёнка. Лучше чаще хвалить и одобрять его.

От 1 года 6 мес. до 2-х лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребёнку сложить дорожку из колец, рас­полагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребёнок учился раз­личать величину колец, можно разложить все кольца вперемежку, и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т.д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения разных цветов. Для этого игра с ребёнком должна сопровождаться не только показом, но и речевы­ми комментариями. Одним из вариантов этой игры является ис­пользование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для Вас, другая - для ребёнка. Предложите малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое сделайте и со своей). Затем покажите кольцо опре­делённого цвета и спросите малыша: "У тебя есть такое же, крас­ное?" Если малыш ошибётся, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: "Найди все красные (зелёные, жёлтые) колечки".

При складывании пирамидки важно учить ребёнка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребёнка 2-3 лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной для ребёнка.

На третьем году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (4-6 человек). В этих играх все действия детей выполняются одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Приведём несколько примеров таких игр.

Разберём и соберём

В этой игре дети объединены общей целью – разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий столик, привлеките их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по пирамидке сверху вниз, покажите, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу – самые большие. Предложите каждому малышу так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. После этого, обращаясь к одному из малышей обратитесь к нему от имени игрушки: «Серёжа, сними, пожалуйста, мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом: «Катенька, сними моё самое маленькое колечко», «А теперь Саша, сними моё самое верхнее колечко» и т.д. Так постепенно игрушка разбирается, перед каждым ребёнком на столе лежат колечки, а в ваших руках остаётся пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры.

Обратитесь к детям от имени пирамидки: «Надоело палочке одной стоять, ей холодно без одежды и позвала она колечки домой. У кого моё самое большое колечко!» Если никто не отвечает, обратитесь к ребёнку с самым большим кольцом: «Отдай мне своё самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш наденет своё кольцо, обратитесь к следующему ребёнку с той же просьбой: «Отдай моё большое колечко». Таким образом, постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. После этого игру начинают сначала.

Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравится малышам. Ребёнок знает, что будет делать дальше и знает, что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознаёт свои действия. Кроме того преобразования внешнего вида пирамидки, которые происходят у него на глазах и при его активном участии, наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости, что способствует развитию умственного плана.

Самое главное при проведении этой игры – увлечь детей её содержанием и совместным решением общей задачи. Если у какого-либо ребёнка пропадёт интерес к игре, предложите ему заняться чем-то другим и пригласите на его место другого желающего.

Приходите на лужок

В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Игра носит характер забавы. Колечки как бы одушевляются и наделяются живым характером – играют и забавляются на лужке.

Для этой игры нужны одноцветные пирамидки по числу участников (5-6 человек). Одну из пирамидок оставьте себе. Кроме того, потребуется картонный круг, диаметром 15-20 см, окрашенный в зелёный цвет.
Усадив детей за столик и раздав всем по пирамидке, положите зелёный круг на середину стола. «Это у нас будет лужок с зелёной травкой, на который будут приходить колечки, чтобы поиграть».

Предложите детям по своему примеру разобрать свои пирамидки и выстроить колечки ровными рядами на столе. Так колечки «отдыхают». Затем возьмите самое маленькое колечко своей пирамидки и положите его на середину круга и пригласите детей «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Объясните, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки, такие как ваше. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их по окружности лужка. Помогите им красиво и ровно разложить разноцветные колечки, вместе с ними полюбуйтесь получившимся узором. Накладывая колечки на образец в центре, предложите детям проверить, все ли колечки одинаковые. Убедившись, что на лужок пришли именно те колечки, можно поиграть с ними – пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся и соберутся вместе. Потом маленькие колечки возвращаются домой отдыхать, а на лужок приглашаются другие, побольше. Можно предложить одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр круга. Вместе с детьми повторите тот же текст «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок». С вашей помощью каждый ребёнок находит у себя колечко такой же величины и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зелёного круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.

В этой игре дети осваивают приём сравнения предметов путём накладывания друг на друга, который очень важен для развития глазомера. В то же время нельзя превращать игру в простое упражнение. Постарайтесь как можно более живо и разнообразно проводить игровые действия с колечками. Эмоциональность и фантазия воспитателя здесь, как и в большинстве других игр, имеют решающее значение.

Солнышко

Эта игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов, независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и её положения в пространстве, соотношение величины колечек остаётся неизменным. Игра проводится с небольшой группой – 5-6 человек. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры нужны одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числу участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, нужен оранжевый картонный круг.

Дети садятся вокруг общего стола и каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола располагается картонный круг. После этого Вы обращаетесь к детям: «Вот стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, снимите колпачок со своей пирамидки и поставьте к краю стола. Затем предложите снять верхнее колечко (обратите внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него – следующее. Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в порядке возрастания величины, постарайтесь подравнять ряды колечек, чтобы получились ровные лучи, исходящие из центрального круга. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от цетра круга и сужаются по краям стола. Обратите внимание на то, что получилось солнышко с разноцветными лучами, причём каждый сделал свой лучик. Полюбовавшись солнышком спросите: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Давайте позовём колечки домой и опять поставим их как раньше! Какое колечко позовём сначала?» Напомните, что внизу у основания пирамидки всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и надевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое» и т.д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по убывающей величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки гуляют, прыгают, кружатся в руках детей, потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется.
Возможно при повторных проведениях игры Вам уже не придётся каждый раз подсказывать величину нужных колечек – дети научатся выбирать их сами, в чём собственно и состоит цель игры. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности малышей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень им нравятся.
 
Рубрика: Статьи и полезные советы
Родители как великие инквизиторы одаренности"
В.С. Юркевич, глава из книги "Одаренный ребенок: иллюзии и реальность"


(предыдущие главы смотрите здесь)

4. Родители как великие инквизиторы одаренности


Мне бы хотелось, чтобы читатели запомнили следующее: способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя ее тоже надо развивать), и именно от нее в самой значительной мере зависит развитие способностей.

Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим "мотором" в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.

Как уже ранее говорилось, природа позаботилась о человеке буквально с первого дня рождения, наделив его этой потребностью. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже даже считал, что познавательная потребность появляется раньше, чем такая важная потребность, как потребность в общении. Более того, этой потребностью природа наделила не только человека. Приведу хоть и забавный, но очень выразительный, имея в виду наш разговор об этой потребности, пример.
Речь пойдет о ... крысах. Психологи любят работать с этими зверьками, прежде всего, потому, что они очень умны и, скажем, некоторые лабиринтные задачи решают лучше, чем люди. Кроме того, они во многом похожи на людей.

С крысами провели следующий опыт. В большой лабораторной комнате для них выстроили необыкновенный домик, где было все для райской жизни: комнаты для общения, для спортивных упражнений, естественно, лучшая еда (а люди давно имеют дело с крысами и знают их вкусы). Партнеры тоже менялись: надоели одни - вот вам другие; много вас - уменьшим количество, мало - увеличим. Зачем же создавались такие условия для крыс? Дело в том, что в этом замечательном домике была дверь, которая позволяла покинуть этот рай. Это была очень легкая дверь, которую любая крыса, слегка разбежавшись, свободно могла открыть. Вела эта дверь в обычную лабораторную комнату, где, однако, была полная неизвестность и совсем не было этих благ. Задача у психологов была такая: сделать, чтобы крысам было так хорошо в домике, чтобы из этого рая им уже никуда не хотелось.

И крысам, очевидно, очень нравилось жить в таких условиях, судя по тому, как усиленно они размножались и всячески развлекались. Но какая-то часть крыс, несмотря на все это, все же подбегала к таинственной двери, пищала от страха и выбегала прочь из этого рая. Когда стали крыс метить, то оказалось, что это делают одни и те же крысы, с пониженным уровнем страха и, соответственно, с повышенным уровнем познавательной потребности. Кстати, большинство из них были самцами.

Возвращаясь к людям, отметим, что эта потребность характеризует человека с самого рождения. Но чуть ли не с самого рождения окружение ребенка - люди, и прежде всего родители - делает все возможное, чтобы эту потребность подавить. Это не так-то просто, но постепенно это получается у многих родителей. И потому большое число детей у нас неспособные. А могли бы стать и одаренными. Здесь самое время разобраться с тем, какие же дети являются одаренными и сколько же у нас одаренных детей.

Давайте объяснимся. Одаренные дети бывают, как уже говорилось, самые разные. Но сейчас нам важно иметь в виду следующее: бывает особая одаренность, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Это те вундеркинды, которых даже в нашей школе для одаренных очень немного. Эти дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, учителям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма. Такие дети не только более одарены, чем обычные, которым не так повезло. Они, как правило, и более красивы, и, конечно, более здоровы, чем большинство детей (чего, кстати, не скажешь об особо одаренных детях).

С этой точки зрения действительно любой ребенок может при нормальных, благоприятных обстоятельствах стать таким нормально одаренным, но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Скажем, сейчас трудно, а может, и невозможно обеспечить будущей маме, а потом и ребенку экологически чистое и полноценное питание, медицинское обслуживание нужного качества и т. д. Но чего пока нельзя, того нельзя. Однако даже в том, что зависит от самих родителей и только от родителей, многое из них делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.
Начинается буквально с первых лет жизни, а то и дней. Например, ребенок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребенка - это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь - опять-таки баловать. А вот японские мамы твердо знают, что чем больше любви в этом возрасте достается ребенку, тем лучше, и постоянно носят ребенка в специальном рюкзачке то на спине, то на груди.

Свою полную, ничем не ограниченную любовь мама должна проявлять к своему ребенку буквально с первых часов жизни. И это ў не преувеличение: выяснено, что дети, которых приносят матери не сразу после рождения, а через 36 или даже 48 часов, имеют больше шансов заболеть невротическими заболеваниями, чем дети, которых принесли матери в первые часы жизни. По мнению некоторых специалистов, и вероятность соматических (физических) заболеваний, например аллергических, тоже увеличивается, если ребенка не сразу приносят матери.

Надо с самого начала сказать, что ребенок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным.

Но дальше к этому серьезному обстоятельству присоединяются и другие. Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это - своего рода родительское преступление:
до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может и ни в коем случае не должен - он должен играть с ней как можно более активно. И многие цивилизованные родители уже поняли: если ребенок сломал игрушку, то виновата либо промышленность, выпускающая игрушки для детей, либо сами родители, выбравшие ребенку не подходящую для его возраста игрушку. И никогда в этом не виноват ребенок.

С этой точки зрения, интересен опыт японской народной педагогики. Должна сказать, что я потому часто обращаюсь за примерами к японской семье, что, по мнению многих психологов, это на сегодняшний день наиболее оптимальная, с точки зрения развития личности и одаренности, система семейного дошкольного воспитания. Там, конечно, никогда в жизни не накажут ребенка за сломанную игрушку, но больше того...

Я как-то попросила знакомого, отбывающего в Японию в длительную командировку, побывать в игрушечном магазине и изложить впечатления.

Магазин игрушек в Японии устроен таким образом, чтобы игрушки, доступные ребенку, соответствовали его возрасту. По стенам зала, покрытого ковром, располагается два ряда игрушек: те, что для детей поменьше, - пониже, а что для более старших детей - на верхнем ряду, так, что маленький ребенок до них не достанет. Ребенок, прежде чем ему купят игрушку, может сначала поиграть с ней. Если игрушка ему понравится, ее покупают. Выбор игрушки - ответственное дело, тем более покупка не такая уж, дешевая.

Моему знакомому повезло в игрушечном магазине: он пополнил свои наблюдения сценой... с поломанной игрушкой. Говорят, что был случай довольно редкий. У ребенка, выбирающего игрушку, она сломалась прямо в руках. На растерявшегося мальчика обратил внимание хозяин магазина. Как вы думаете, что же он делает?

Обещает матери не брать денег за сломанную игрушку? Совсем не то. Утешает обескураженного ребенка? И того мало. Ищет взамен другую, целую игрушку? Опять нет. Он, прежде всего, чувствует свою вину, он извиняется перед ребенком и матерью, объясняя, что фирма, с которой он имеет дело, выпускает вполне качественный товар и все происшедшее - чистое недоразумение. Но кроме извинений он приносит ребенку особый подарок от себя в качестве возмещения "морального ущерба".
Не случайно, что игрушки в развитых странах, хотя и дороги, но за их качеством ведется особый контроль. Есть такие игрушки (например, знаменитой фирмы "Лего"), которые практически невозможно сломать.

Помимо названных, есть еще немало способов, с помощью которых родители достаточно успешно воюют с познавательной потребностью. Тут и "разорванное" внимание, очень рано с помощью родителей формирующееся у детей, и принуждение к чтению, вообще к мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно как долг. Учиться - это для ребенка долг. Что может быть ужасней, особенно для маленького ребенка? Это отсутствие всякого интереса к вопросам ребенка, в том числе и познавательного характера. Это и наказания за исследовательскую деятельность (сломанную игрушку, например), и неизвестно откуда взявшиеся педагогические предрассудки - не баловать ребенка (в результате чего лишний раз показать ребенку, что его любят - значит баловать). И еще много чего... Всего этого было бы достаточно, чтобы уничтожить познавательную потребность в самом зародыше, однако у родителей "припасены" еще более действенные, своего рода стратегические средства.

Важнейшее из них - это, конечно, климат в семье. Я давно обратила внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях, безусловно, интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: как мы уже выяснили, у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей. Мы все живем трудно, у всех на уме, как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы. Расскажу об одном весьма поучительном эксперименте.

У детей 8-9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходил он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, машинок, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать - примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату зеркало. Конечно, это было не простое зеркало, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако, с обратной стороны оно прозрачное, т. е. это обыкновенное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что происходит в комнате, что делают мама с ребенком. Как уже говорилось, их просили подождать немного, причем специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, т. е. делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, т. е. дверь не будет закрыта (создавалась ситуация, когда неэтичность "подглядывания" за испытуемыми снималась).

И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии.

Первая - мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. "Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру" и т. д. Это прямое воспитательное воздействие - такова стратегия.
Вторая - мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного ("что за машинки, что за странные игрушки?") и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Назовем эту стратегию - "возложение ответственности".
Третья - мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Это - стратегия, условно говоря, саморазвития.

И, наконец, четвертая стратегия - самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться ("сломаешь, порвешь"), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится.

Вопроса нет, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Действительно, оказалось, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой).

Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов картина была не неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он - главный досуг, почти стопроцентная.

Интересно было поближе познакомиться с мамами со второй стратегией (которые бежали к экспериментатору за помощью - что им делать). Оказалось, они считают, что воспитывать их ребенка должны специально для этого обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития (всякие "Светлячки" да "Роднички"). Надо сказать, что все эти группы - художественного, эстетического, раннего развития - несомненно, хорошее дело, но это все же дополнение к семейному воспитанию, но никак не замена его.

Климат в семье - принципиальная основа для развития познавательной потребности. Но сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной системы, окружающей ребенка, своего рода, семейной педагогической системы. Ту, что чаще всего представлена в наших семьях, наиболее точно можно обозначить как репрессивно-анархическую. Ребенку по такой педагогике запрещается чуть ли не все и вместе с тем фактически, в реальности, почти ничего не запрещается. Здесь стоит остановиться.

Несомненно, что у каждого народа существует своя народная педагогическая система. Скажем, много говорилось о том, что в японской народной педагогике (а фактически и официальной, которая развивает именно национальные традиции) ребенку до определенного возраста все разрешено. Правда, имеющиеся немногочисленные запреты действуют достаточно жестко, точнее, очень последовательно. По-видимому, это наиболее разумная ситуация для маленького ребенка.
А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит, как правило, от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.

Вот пример. Вообще нельзя ребенку забираться на подоконник, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит - "помаши папе ручкой". Или - я бываю в доме вполне интеллигентных людей, чей ребенок очень любит играть взрослым телефоном и ему, что вполне понятно, это запрещают: телефон - не игрушка. Но вот как-то раз я прихожу и вижу, что ребенок взял телефон и что-то там "названивает". Почему? Ведь раньше запрещали. Оказалось, что у ребенка температура, и мама, желая как-то его развеселить, сняла запрет. Что, недоумеваю я, это последнее желание ребенка и уж про все надо забыть, чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребенок специально "затемпературит", чтобы не идти в школу или чтобы просто добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.

Или другой случай в той же семье. Ребенок вытащил кастрюли и играет с ними на полу. Начинается крик - "это тебе не игрушки, положи тотчас же!". Спрашиваю, а почему нельзя поиграть с кастрюлями - это действительно новая игра, что тут плохого - кастрюлю ведь после нетрудно вымыть. Никакого разумного ответа кроме одного: "Это не игрушка". Самое характерное для нашего воспитания то, что запрет на игру с кастрюлей отнюдь не постоянный: в следующий раз маме будет не до этого, и она просто не обратит внимания на то, чем играет ребенок. И так всегда и всюду.
Вот еще пример. Большинству родителей понятно, что определенные волевые навыки необходимо развивать у ребенка с детства. Многие психологи считают, что чуть ли не с года, с полутора. Скажем, надо добиваться, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки. И здесь все зависит от настроения родителей - то они требуют, а то мама пришла в хорошем настроении, принесла торт: "Иди, сыночек, играй, я сама уберу".

Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Ребенок живет в мире, где отсутствует определенность, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать - как выйдет. Все время стращают наказаниями - а наказывают редко и несправедливо, обидно, нелепо. Мир, в котором ребенок постоянно может быть наказан, а может не быть наказан, - этот мир разрушает детскую психику, начиная именно с познавательной потребности. Но если бы дело одной этой потребностью и ограничивалось! Возникает определенная личность, рассчитывающая на "авось", на "как-нибудь", на кривую, которая куда-нибудь да вывезет.

Вся непоследовательность нашей семейной педагогики достигает "крещендо", когда ребенок идет в школу. С одной стороны, кто из родителей не знает, что ребенок должен учиться с желанием, а с другой стороны, есть понятие долга, которое родители решили наконец-то ребенку внушить: "Ты должен учиться, это - твой долг, твоя обязанность. Наша обязанность - работать, кормить тебя, одевать, а твоя обязанность - хорошо учиться". Слов нет, чувство долга должно быть у ребенка, и его нужно развивать как можно раньше (на примере тех же игрушек, скажем, которые ребенок должен убирать, достигнув возраста, когда уверенно начнет ходить). Однако нужно ли формировать чувство долга по отношению к учению до того, как ребенок начал ходить в школу? Ничего не может быть опаснее для развития способностей - ведь благодаря такому воспитанию у ребенка с учением будут связаны не радость, не та самая познавательная потребность, которая только и развивает способности, а принуждение, необходимость. И даже если у ребенка была познавательная потребность, когда он пошел в школу, то очень скоро от нее ничего не останется. Нет, конечно, какая-то познавательная потребность останется, но она вся уйдет в телевизор, в развлечения, будет, по сути, псевдопознавательной.

А тут еще ко всему прочему добавляется и наказание ребенка за плохие отметки (по крайней мере, за это "ругают"), т. е. за то, в чем ребенок, по сути дела, еще не виноват - он еще не умеет учиться, его никто не научил. Стоит ли после этого удивляться, что большинство детей в нашей школе неспособных!
Надо сказать, что свой анализ причин подавления познавательной потребности, а вместе с нею и способностей ребенка, мы сосредоточили на семье. Но, кроме нее, существуют и другие социальные системы подавления исследовательской потребности.

 
Рубрика: Давайте обсудим в форуме
 
  Различия в развитии речи мальчиков и девочек
Пишет Ольга:
Здравствуйте!
Многие говорят, что речь у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Я неоднократно убеждалась в этом, но были и исключения (в виде девочки, которая в 2 года говорила только несколько слов - но у этой девочки были проблемы со здоровьем). Сейчас моему сыну годик. Он делает попытки что-то сказать, но нерегулярно. Иногда говорит "мама", "иди", "здесь", "эту", "вот эту". Его подружка немного помладше его - а говорит уже слов 20, причём регулярно повторяя эти слова в нужный момент. То есть, наша ситуация соответствует вышесказанному - речь девочки развивается быстрее. А что вы думаете по этому поводу? Действительно ли это правда, что мальчики начинают говорить позже?
Отвечает Лена Данилова:
Здравствуйте Оля!
Я тоже много читала и много слышала о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Знаю так же, что исключения бывают: есть мальчики, которые начали говорить очень рано и девочки, которые долго молчали. Но все-таки, правило остается правилом и исключения его подтверждают.
Мозг мальчиков развивается не так, как мозг девочек. Именно этим объясняются различия в развитии речи малышей разного пола.
Кстати, мои дети были подтверждением правила. Сын довольно долго коверкал слова, придумывал свои детские слова взамен настоящих. Долго говорил детским голоском - шепелявил, неправильно произносил некоторые другие звуки.
Дочери же совсем наоборот. Лиза рано начала говорить, сразу говорила чисто и рано начала говорить предложениями. Катя еще раньше начала отчетливо произносить слова (еще до года) и использовать их по назначению. К двум годам она изъяснялась развернутыми сложно-подчиненными предложениями, использовала много прилагательных, наречий, междометий. Словом, речь ее была довольно богатой.
Отвечает Ольга:
Спасибо за ответ!
Мне моя мама, кстати, рассказывала то же самое про нас - обе девочки - я и сестра, начали говорить рано и правильно, а наш брат долго изъяснялся жестами. А моя сестрёнка ещё и читать научилась, когда ей не было и трёх - без всяких методик читала с бабушкой мой букварь.
Расскажите и Вы о своем опыте на эту тему

В каком возрасте ребенок начинает лепить?
Пишет Валентина:
В каком возрасте ребенок начинает лепить из пластилина?
Что делать, чтобы заинтересовать ребенка?
А Ваши дети лепят?
Отвечает Лена Данилова:
Лепить зверушек, человечков и другие фигурки из пластилина дети начинают примерно года в четыре, а то и в пять. У всех это происходит по разному!
Лепить колбаски, шарики, тарелочки можно уже года в два-два с половиной. Пока малыш не может полноценно лепить, можно играть с пластилином.
Игры с пластилином, во-первых, отлично развивают ручки малыша, а во-вторых, чем раньше он познакомится с этим материалом, тем быстрее начнет именно лепить, а не просто размазывать его по столу.
Для игр с пластилином припасите небольшой кусок старой кухонной клеенки, чтобы каждый раз не мыть стол. Или используйте большие пластиковые салфетки под горячее.
Прежде чем дать малышу пластилин, разомните его своими руками. Ребенку самому с такой задачей не справиться. Брусок пластилина слишком твердый и ребенку неудобно играть с ним. Можно на несколько минут положить на батарею картонку и на нее пару брусков пластилина.
Слишком много пластилина малышу за один раз давать не надо. Ограничьтесь один бруском для себя и одним для ребенка.
Отрывайте кусочки пластилина от бруска, размазывайте по картонке, придавливайте пальцем, влепляйте в пластилин мелкие предметы - бусины, пуговицы, горошины и так далее. Ставьте на пластилине отпечатки разными предметами.
Показывайте ребенку, как лепить колбаски, шарики. У него не сразу будет получаться, но постепенно дело пойдет.
Чтобы заинтересовать малыша играми с пластилином, связывайте их с каким-нибудь сюжетом. Лепите "ягодки" или "булочки" для любимой игрушки (небольшой, конечно). Делайте печенья, размазывая пластилин по небольшим кусочкам картона. и так далее...
Мои дети лепили. Сын лепил с удовольствием - лет с двух и, примерно, до шести довольно много. После этого иногда мог увлечься и слепить что-нибудь грандиозное.
Средняя дочь лепила очень много и очень здорово. Сама все время брала пластилин и лепила - лепила....
А младшая лепила без особого удовольствия, только когда предлагали полепить.
Отвечает Ольга:
могу порекомендовать Вам самое простейшее занятие с пластилином, которое посилу детям до двух лет и замечательно развивает мелкую моторику. Если вы скатаете малюсенький шарик, положите его на бумагу и нажмёте на него - получится маленький круг. Покажите малышу эту игру несколько раз и он поймёт, что от него требуется, и подключится к Вашей игре. Дальше всё дело Вашей фантазии. Вы можете делать "дождик кап-кап", "глазки-носик" заранее нарисованной фигурке и т.д., постепенно усложняя.
А Ваши дети любят лепить? Как вы играете с пластилином?

Вы можете задать любой вопрос по развитию ребенка или поделиться своими проблемами на нашем форуме по адресу http://www.danilova.ru/phpbb/index.php

 

Рубрика: Копилка идей
Из книги Джеки Силберг "500 пятиминутных развивающих игр"
Детям от 3 до 5 лет


Раздел "Научные игры"
Игра "Магниты"

 
  • Выберите ребенка. который будет магнитом.
  • Попросите, чтобы он встал перед группой.
  • Другие дети подходят к магниту по одному и сообщают магниту, из чего они сделаны.
  • Если какой-либо ребенок объявляет себя металлическим, магнит кладет свои руки на плечи этого ребенка, прижимает его к себе и говорит: "Я тебя притягиваю".
  • Если ребенок не является металлическим, магнит тоже кладет руки на плечи этого ребенка, но затем снимает их, говоря: "Я тебя не притягиваю".
  • Позвольте каждому ребенку самому решать, из чего он сделан.
 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное