Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 41 от 26 апреля 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Когда пойти учиться языку?"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - Статья "Игры с куклой"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)" продолжение
  • Рубрика "Вопрос-ответ"
  • Рубрика "Мастерилки": фигурки из бумаги "Лось и олень"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Самые читаемые темы форума
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Самые читаемые темы форума:
 Новости магазина:
  • "Видеоняня" - это комплект, состоящий из миниатюрной видеокамеры со встроенным микрофоном и радиопередатчиком и портативного приемника видеосигнала с цветным 4-сантиметровым LCD-монитором.
  • "Радионяня" - простое и недорогое устройство для наблюдения за ребенком. Позволяет родителям слышать все, что происходит в комнате, где находится малыш.
 Знакомимся с товарами магазина:

  Логические блоки Дьенеша
Использование блоков позволяет дошкольникам моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, логические операции. Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. От простых игр, например "найди одинаковые по форме, цвету" до сложных "цепочек", логического домино, "найди выход", "переводчики".
Состав: 48 логических блоков различных по цвету, форме, размеру, толщине.
Эту игру Вы можете купить в нашем магазине
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
  Вниманию родителей!
Расскажите, в каких клубах и центрах занимается Ваш ребенок, поделитесь с другими родителями своими отзывами. Пишите по адресу danilova_lena@rambler.ru
     Спонсор рассылки - прибор "Ева-тест"
Первоначально "Ева-тест" разрабатывался не для предохранения. У разработчиков была другая задача - определить момент, чтобы половой акт совпал с выходом созревшей яйцеклетки из яичника женщины, то есть овуляцией. Существуют современные способы такого определения: это анализы. Но, пока их сделают, через неделю получат результаты, время будет упущено. В приборе есть датчик, который достаточно смочить слюной, и, если загорится зеленый светодиод - овуляции нет, можно спокойно заниматься сексом без последствий, если красный - вы готовы к зачатию ребенка. "Ева-тест" - как светофор: зеленый свет - живите без проблем, красный - рожайте на здоровье. Главное - вовремя достаньте из сумочки эту "пудреницу" и определитесь в желаниях.

С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:
 
  • период естественного предохранения от беременности,
  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,
  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),
  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,
  • вероятность рождения ребенка определенного пола,
  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,
  • опасность вероятного выкидыша,
  • гормональный статус в менопаузе,
  • вероятность специфических женских заболеваний,
  • снижение физиологических функций организма до критического значения.

Кроме того, Вы экономите деньги! При средней стоимости противозачаточных таблеток 270 руб. прибор окупает себя всего лишь за 9 месяцев и продолжает служить Вам долгие годы!

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы. Надежность и качество прибора подтверждают четыре золотые медали на международных выставках в Брюсселе и Париже.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
 

 Рубрика: Статьи и полезные советы
Когда пойти учиться языку?
Валентина Савельева. По материалам сайта "Комок"


Владение английским становится в нашей стране нормой. Дальновидные мамы-папы давно уже это поняли. Недальновидные просто пытаются не отстать от моды. Но и те, и другие задаются вопросом: не пора ли начинать?

И тут в голову приходят здравые вопросы о целесообразности всей этой затеи. Хватит ли резервов детской памяти, не переутомят ли ребенка уроки, не повредит ли изучение иностранного языка родному и т.д. и т.п. Вспоминая весь свой педагогический опыт, скажу: на эти вопросы нет однозначных ответов. Ни у методистов, ни у преподавателей-практиков.
Дело вот в чем. Конечно же, изучение чужеземного языка не вредит маленьким детям. Но при одном условии - оно должно быть в радость, не из-под палки, и, что очень важно, занятия должны быть систематическими и регулярными. Вспомните иностранных учителей-гувернеров, мода на которых появилась в петровские времена. Они приходили в знатный дом чуть ли не сразу после рождения младенца и оставались при нем на протяжении многих лет (!).
Присутствуя при воспитаннике все время, они вкупе с родителями, уже владеющими языком, создавали ту самую языковую среду, вне которой знание иностранного просто бессмысленно. Но это - идеальный вариант, возродить который сейчас практически невозможно. К этому идеалу можно лишь приблизиться.

Английский - это надолго!

Итак, с какого возраста начинать? С семи, с пяти, с трех лет или прямо с пеленок? А что, можно и с пеленок - хозяин барин. Известны случаи, когда на занятия приводили детишек в памперсах. Вот только зачем? В этом случае понадобится либо круглосуточный гувернер со знанием английского, что очень дорого, либо детский сад с англоговорящим воспитателем. Что не в каждом городе еще практикуется. Максимум, что вы получите в садике, так это пару-тройку занятий в неделю по полчаса или по часу, где детишки будут считать, распевать песенки, тыкать пальчиками на картинки и говорить что-то вроде "зе кэт", "зе бэд". Для дошкольного возраста, когда память ребенка, как губка, впитывает объемы, этого катастрофически мало. Сравните интенсивность! Русскому малыш учится постоянно, с рождения по 10 часов в день с участием родственников, телевизора, книжек. А английскому?! В лучшем случае три часа в неделю, да еще в искусственно создаваемых ситуациях!!!
К тому же есть вероятность того, что рано или поздно занятия с вашим преподавателем прекратятся (кто подпишется на шесть лет беспрерывного обучения с вашим ребенком?), а другой учитель-репетитор придет и опять начнет все с нуля. А как же! Ведь надо выяснить уровень ребенка, все вспомнить и повторить, на базе известного материала ввести свою систему обучения, родную для преподавателя, чужую для ребенка.

Психологи говорят: что закладывается в детстве, то сохраняется до распада сознания в старости. Однако память ребенка такова, что без многократного повторения из его восприимчивой головки все улетучивается. Еще раз напомню: английский - это ведь не родной, на котором мама изо дня в день повторяет "не пе-е-ей из лужицы, козленочком станешь". Так что, если вы не уверены в том, что сможете предоставить ребенку систематичность в обучении с горшка (4-6 раз в неделю по полчаса) и хотя бы до окончания школы (1-3 раза по часу), лучше не беритесь. Не каждая школа принимает детей из детсада, продолжая уже начатую там систему. Чаще всего в школах начинают все с самого начала, с нуля, нивелируя тем самым накопленный детишками языковой опыт. И в результате ребенок теряет интерес к занятиям со всеми вытекающими последствиями. Как бывший ученик и нынешний преподаватель заверю: нет ничего хуже, чем бессистемность в образовании.

Вместе весело... учиться

На начальной стадии обучения языку приходится полагаться на профессионализм преподавателя. Для этого соберите рекомендации, поговорите с другими родителями и детьми, сами поприсутствуйте на занятии, положитесь на вашу интуицию и, конечно же, на отзывы ребенка. Если ему нравится - толк будет. Как только уроки омрачаются ощущениями дискомфорта - хороших результатов ждать не приходится. Если же у человечка уже есть опыт общения с учителями и он знает азы и буки, простите, the АВСs, то он сам уже сможет дать оценку, что эта тетя лучше знает, а эта - ничего не знает. И вообще она шепелявит.

Можно найти репетитора, который занимается с группой ребят, что в некотором отношении и лучше, и дешевле одновременно. Конечно, внимания к вашему чаду и затраченного на него времени будет поменьше, но зато это компенсируется компанией, играть в которой интереснее. Да и круг общения на языке увеличивается с одного человека при индивидуальных занятиях до трех-пяти при работе в группе.

Норма молчания

Ну вот вы все-таки решились на обучение в дошкольном возрасте, нашли хорошего репетитора-гувернера (группу). Даже на занятиях побывали, но... разочаровались. И по правилам как будто обучение проходит в форме игры: и хлопают, и топают, и песни поют, и с куклами-кубиками возятся уже два месяца, а ребенок все еще не говорит! Не спешите. Заговорит. Существует "норма молчания" - три-четыре месяца, тем более дома, где нет той самой "языковой среды". Поэтому терпите. Скажите бабушкам, чтоб не нервничали по поводу выбрасываемых на ветер денег и не нервировали вас. Главное - следует помнить, что каждый малыш будет двигаться в своем темпе, что есть люди, а значит, и дети, которые не предрасположены к изучению языков вообще, и результатов придется ждать еще дольше. Радуйтесь каждой выученной фразе, аплодируйте и вызывайте на бис новое стихотворение, обменивайтесь фразами (элементарным-то английским владеет каждый, пусть он в этом и не признается), делайте все, чтобы малыш понял, что его умения и навыки нужны не только репетитору, но и вам.

И помните, что наличие английского в дипломе репетитора или в расписании детсада не всегда означает качество преподавания, а отсутствие результатов - бездарность вашего дитяти. Попробуете еще раз - в школе, когда ребенок от автоматического запоминания перейдет уже к осмысленному усвоению материала. Рано или поздно говорить он научится, ведь языки-то, в конце концов, даны всем.

 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Игры с куклой
По материалам журнала "Материнство"


Кукла - не совсем обычный предмет. Уже в раннем возрасте ребенка она замещает для него в игре другого человека и становится верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок может только с помощью взрослого. Вам следует приложить для этого все усилия: разговаривать с малышкой от имени куклы, радоваться или плакать ее голосом, просить о помощи и т.п.

Игры с куклой возможны уже на втором году жизни. Выберите одну куклу - необязательно самую красивую и дорогую, но обязательно наделенную именем и характером. Постарайтесь, чтобы она стала для малышки любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешним видом - скорее ее выразительностью и назначением. Все это может придать ей только близкий взрослый.

Для ребенка появление куклы должно быть неожиданно - как приятный сюрприз: Ой, смотрите, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут! - Ляля. - Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить? - Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут? - обращается Ляля к малышке. Если она молчит, вы помогите ей ответить на вопросы куклы. Когда она полюбит играть с куклой, можно организовать различные, жизненные ситуации, напоминающие ее собственные.

Например, кукла хочет спать. Она жалуется ребенку, что очень устала и мечтает только о постельке. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышкой вы раздеваете куклу, укладываете и поете колыбельную песенку.

Кукла хочет есть

Она просит вашего ребенка дать ей что-нибудь покушать. Вместе с ним вы накрываете на стол и кормите игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету или мороженое. Ее требования и капризы могут напоминать привычки вашего ребенка. Важно, чтобы она (с вашей помощью) вела себя как настоящий, живой ребенок.

Сюжетов подобных игр множество: Купание Ляли, Прогулка, Ляля заболела и т.д. Для них нужны некоторые атрибуты - наборы посуды, мебели и т.п. К концу третьего года жизни вместо таких игрушечных предметов можно вводить их заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и прочее, подсказывая, как можно ими пользоваться. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре сам научится играть, замещая одни игрушки другими, придумывая различные сюжеты, и ваше участие уже не обязательно.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научив его игровым действиям и одушевив игрушки. Не надо жалеть на это ни сил, ни времени. Вы не только избавитесь в дальнейшем от необходимости занимать и забавлять ребенка, но и сделаете его детство радостным и счастливым.
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 1. (продолжение)

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Видимо, это важно только для формирования определённого мировоззрения. Мы пытались объединить разные предметы на основе общей философии. В школе должны были в конце концов остаться три обширных курса: естествознание, языкознание и история культуры. К созданию курса естествознания мы подошли вплотную.

Это – интереснейшая “игра в бисер”. Обнаруживаются общие законы для физики, химии, биологии и математики. Колоссальный метод ПРИОБЩЕНИЯ к интеллектуальной работе. Результат такой игры совершенно оторван от реальной системы высшего образования. Как стало ясно позже, Шеф к такому отрыву и стремился.

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Главный специалист в этой области сейчас – научный завуч Азовского педагогического лицея, Андрей Александрович Остапенко. Милости прошу к нему на сайт или в его журнал “Педагогические технологии”. Я же обозначу только главные моменты.

ОПОРА – это простой, краткий и ёмкий графический образ или схема – для запоминания. Чем она проще, тем лучше работает. Например, Шаталов, объяснив обходной манёвр Владимира в Куликовской битве, рисовал одну-единственную закорючку. Вспомнив её, невозможно было не вспомнить и все детали битвы! Потому и называется – опора. Память опирается на неё.

КОНЦЕПТ – графическая схема крупного учебного блока: всей темы или курса. В нём много опор, но они увязаны общей логикой, общим узором. Такие крупноблочные опоры использовал, например, Эрдниев.
Использование опор и концептов сокращает время учёбы на треть.
Плюс – весь крупный блок материала даётся за одну неделю, ПОГРУЖЕНИЕМ, не размазываясь по другим предметам, не растягиваясь в расписании. Освоение происходит быстро и без потерь. Обучение как бы концентрируется.
Как я уже говорил, высший балл у меня получал тот, кто мог сам, своим способом концентрировать отработанное погружение, создать свой концепт. Свидетельствую: это – гарантия отличного усвоения знаний.

ВЗАИМООБУЧЕНИЕ

Естественное следствие профильности отрядов.
Сильнейший момент, особенно для подготовки педагогов.
Полтора месяца – целый период – мы в школе только гости. Со всеми вопросами управляется выбранный директорат.
Отряды дают свои общеобразовательные погружения другим отрядам.
Погружения ведут в основном лидеры, а остальные им помогают.

Эта серьёзная игра убивает минимум трёх зайцев.
1. Многие тут раскрываются, утверждаются и растут.
2. На порядок повышается усвоение изученного: объяснял, объяснял – даже сам понял! При подготовке все детали погружений продумываются до мелочей – вот тут ребята выдают кучу своих концептов и даже весьма серьёзных теоретических открытий.
3. К этому празднику все готовятся, начиная с зимы; весна наполнена смыслом, а сам период – хорошая встряска для всего коллектива.

Каждый лидер, или его команда сообща, готовят один день: лекцию, экипажку и отчёт. Ведут всё сами. Мы можем при этом присутствовать – но не могли вмешиваться. Знаете, некоторые их уроки вышибали слёзы и у нас.

Ребята утверждают, что взаимообучение проходит более интенсивно и напряжённо, чем учёба с учителями. Ответственность, включенность, принципиальность оценок – всё здесь выше. Это естественно: сегодня перед тобой стоит и, глотая волнение, ведёт урок твой однокашник – а завтра на кафедру взойдёшь ты, и окажешься в его шкуре. Это уже совсем другой расклад!

ВЫЕЗДНЫЕ ШКОЛЫ И ЛАГЕРЯ

Сообразно с природой, осенью и весной школа отрывалась от парт в пользу витаминов, физической активности и впечатлений. Это умно и здорово, и наш лицей продолжает в том же духе.

Первым крупным приобретением был летний лагерь. Мы сами построили его. В пяти километрах от Азовки, в лесу, на красивом холме, рядом с посадками грецкого ореха были поставлены брезентовые палатки и навесы. Рядом перегородили балку – и образовался пруд. Большая половина ребят и многие из нас проводили там почти всё лето. Одновременно в школе шла общая стройка, и народ посменно жил то там, то тут. Шеф с ребятами репетировал, читал свою философию, строил лагерь, вводил порядки и правила, организовывал круглосуточное “боевое охранение”. А мы занимались со своими ребятами, читали литературу и готовили первые, самые яркие погружения для нового учебного года.

Начало года – это выезд всей школы на море, в совхоз “Архипо-Осиповский”. Летний лагерь – фанерные домики, кровати в два этажа, большая столовая и актовый зал, грецкие орехи, куча лавочек и качелей. И - бешенная, интереснейшая жизнь.

В 6.30 – подъём, на море, умыться, завтрак – и на работу. До обеда ударно собираем яблоки или виноград. Приехали – искупались – пообедали – и на занятия. Поначалу мы успевали и работать с детьми, и погружения по ночам готовить. Учёба заканчивается в пять-шесть вечера. Тут можно час-полтора до ужина отдыхать и купаться. После ужина – общий сбор: все отчитываются о работе, называются лучшие, разжигается дух соревнования, обсуждаются проблемы. После такого дня спишь, как убитый!

Полтора-два месяца в Архипке стоили дороже оставшегося года. Здесь каждый раскрывался и делал выбор – с кем и как быть. Формировались отряды, учились работать и жить вместе. Познавали главное правило: если в работе не выкладываться – кайфа не получаешь. Мы бегали по саду бегом, делали по три нормы и удивляли всех. Начальство носило нас на руках.

Первые погружения выплёскивали всё, что нового начитал за лето. Это была самая яркая учёба – под орехами, на лавочках мы пахали, как звери. Именно тут прорисовывался концепт нового курса, рисовался весь учебный год. Тут определялись лидеры, обострялись учебные проблемы и находились их решения. Возникла поговорка: как проведёшь Архипку – так и весь год.

Заряда Архипки хватало до зимы. А с нового года начиналась подготовка к весне. Весна – это, прежде всего, большой майский отчётный концерт. А потом – гастроли. В концертах участвовала вся школа, уровень самодеятельности быстро приблизился к профессиональному, и об этом надо говорить особо.

А в июне кураторы могли ехать со своим отрядом куда-нибудь по теме. Мы, например, ездили по моим любимым паркам Сочи и Абхазии, работали в меристемной лаборатории в Адлере. Физики ездили в обсерваторию в Архыз. Историки и литераторы – в Питер.

Иногда нас приглашали в другие районы – поделиться опытом. Например, запомнился выезд на Азовское море, в Щербиновский район. Мы там и давали показательные уроки, общались с учителями, купались и гуляли по косам.

…А приезжаешь с выезда – и опять дел полно: поля, теплица, лагерь, стройка, кафедра для своих – и трудно было представить, что ты где-то вдали отгуливаешь свой отпуск, не участвуя во всём этом. А впереди уже маячила Архипка. В общем, совершенно сумасшедшая жизнь!

КАПКАН ДЛЯ САМОГО СЕБЯ

Всё, перечисленное выше, за три года организовал и раскрутил Щетинин. Согласитесь, деяние выдающееся. Это может показаться педагогическим раем. Гости не переставали млеть, восхищаться и завидовать. Но уже к концу второго года стало ясно, что у этого великолепия есть обратная сторона.

Первые сомнение заронил метод “коррекции” детей. То, что нужно – улыбнись, похвали, поддержи. Что не нужно – сделай стальные глазки, одёрни, обидься. Метод очень сильный – нас и самих Шеф постоянно “корректировал”. Вопрос только в том, кто в праве решать, что правильно, а что – нет. Ведь каждый должен для себя решать это сам!

Работа школы держалась на энтузиазме и самоотдаче. Шеф не требовал – просто намекал, кто “спасает мир”, а кто “откалывается”. Я дневал и ночевал в школе. Честно говоря, я даже не помню толком, как жил дома в этот период. Помню только, что Таня страдала и была недовольна. Не думаю, что всем было так же легко, как мне. Посему возникшую текучку кадров мы воспринимали как-то спокойно.

За три года коллектив кололся трижды. Сначала ушли предметники, не согласные с фактическим отказом обучать по программе. Ну и ладно – каждому своё. Потом начали выдавливаться те, кто не мог безоговорочно верить Шефу. Уходили интереснейшие люди, отличные мастера. И мы, и ребята не понимали, почему – и задумывались. К нам ехало много интересных людей, и недостатка в кадрах не было – почти всегда находилась замена. Потом я услышал, что текучка кадров ожидается и планируется заранее. Это уже насторожило всерьёз.

Когда я стал об этом говорить, мне сразу прочистили мозги: “Посмотри, где и с кем ты работаешь. Или ты – с нами, или – против нас”. Я не хотел быть против. Видимо, я не прав, и всё нормально. Чем дальше, тем больше было таких “но”. Но мы долго верили и принимали все ошибки на свой счёт.

Позже стало ясно, что ни один настоящий профи, свободный в суждениях, не имеет шансов работать у нас. Какие человечищи объявлялись “чужими” и уходили только потому, что не нуждались в авторитетах! Я не мог понять: как можно отталкивать таких интересных людей?.. Пока сам не оказался на их месте.

Никогда ни с кем Шеф не поговорил честно, искренне. Он всегда играл свою роль. Со всеми – строго на вы. Ни разу не сказал ничего прямо. Если его что-то не устраивало, он долго читал философскую проповедь, после которой ты выходил из кабинета опустошённый и раздавленный. Именно потому, что верил ему и пытался понять.

Погоду в школе делали “самые верные”, приближённые. В том числе и ребята. На третий год они стали напоминать мне комиссаров. Не хватало только кожанок и наганов за поясом. Их руками и производилось выдавливание. Вокруг неугодного просто создавалось негативное мнение – и работать становилось невыносимо. Так на практике работал “закон целого”.

Несколько раз Шеф “получал письма с угрозами”. Иногда в него даже “стреляли”. Сначала в это верилось, но потом стало ясно, что это “воспитательный приём”. И для детей, и для нас.
Всё это заставляло метаться и думать.
Идея спасения России быстро превратилась в идеологию.
На перемене Шеф мог взять за руку смеющегося человечка и на полном серьёзе опустить: “Смеёшься? Россия гибнет – а ты смеёшься!”. В самодеятельности и на уроках музыки остался только русский и украинский фольклор. Потом и фольклор стал “корректироваться”: Характерные и парные танцы заменились массовыми, а песни стали петься не ради музыки, а ради “переживания высоких чувств”.

“Высокие чувства” брались как бы из славянского эпоса. Взойти на костёр за погибшим мужем. Россию уничтожают – скорбим о павших. Смерть врагам! Без России нам незачем жить! Русский дух спасёт весь мир! Всё это должны были “чувствовать” ребята, напевая “Что стоишь, качаясь” или “Во поле берёза”. Получалось жуткое вытьё. Если таким должно быть новое человечество, я не хочу жить на этой планете!

Нас, учителей, больше всего волновали учебные проблемы. Что-то работало – а что-то давало сбой. Стали видны пробелы в началке, недоработки с языком. Хотелось скорее избавиться от ошибок. На третий год, окрылённые успехами, мы стали говорить о необходимости столбить, обкатывать, улучшать технологию, убирать недочёты. Реакция Шефа была странной: о какой технологии вы говорите? Это наш образ жизни, мы постоянно будем что-то менять, искать! Враги и конкуренты наступают на пятки! И мы поняли: знания детей Шефа не интересуют. Но что же тогда?!

Ответ стал мне окончательно ясен через несколько лет.
Ему нужны просто горящие глаза, преданность, вера. Его болезнь - мессианство. В обмен на школьные блага он хотел наши души. Но души людей свободны – хотим мы этого, или нет.

Потрясающая школа – но её смысл не в “развитии личности”. Шеф просто создавал среду, в которой можно быть Богом. Создавал ярко, талантливо. Он мог горы свернуть ради этого – но только ради этого.

Ради этого он давал кучу свобод и стимулов. Люди начинали стремительно расти. Мы действительно становились личностями. И, естественно, скоро переставали нуждаться в Боге. И вместо того, чтобы радоваться за нас, Шеф начинал нас бояться!

Тут всё решает только отношение к людям. Чему ты рад: тому, что все мы разные и все свободны, или тому, что все думают так же, как ты?

Рост личности делает её способной и свободной – без всяких условностей. В этом – главный смысл педагогики. Став свободным, человек идёт своим путём, и не должен никого вечно благодарить. Награда учителю – свобода ученика.

Я пережил искреннее увлечение Шефом, до последнего верил ему и пытался понять. Но всё же всегда учил ребят жить только своим умом. Это же аксиома – человек должен уметь решать всё за себя! Когда они спорят со мной – мне чертовски приятно. Они многому меня научили. Я всегда испытывал кайф, глядя, как уверенно улетают вдаль те, кому я помог стать свободным.

Шеф испытывал от этого боль. Он действительно не мог жить без детей. Дети нужны были ему, как материал, как питательная среда – но не как личности.

Позже у меня возник яркий образ. Шеф гениально и мощно подготовил почву – взрыхлил, выбросил к чёрту сорняки, щедро удобрил. Он хотел вырастить чудо-поле – чтоб пшеница стояла выше головы, колосок к колоску, и каждое зерно – с орех! Но, как и положено в природе, взошло разнотравье. Буйство прекрасных цветов! И Шеф дико испугался. Ему хорошо только среди пшеницы собственной селекции. Но такой нет в природе – и, слава Богу, никогда не будет!

Удивительное занятие - давать людям свободу, чтобы потом отнять её.
Братцы! Давайте не путать одно с другим. Технология Шефа и его личность – совершенно разные вещи. Технология в целом ценна, дальновидна и талантлива. Она может быть доработана, улучшена. И она может применяться по частям или целиком, и даёт отличные результаты. А со своей личностью пусть Шеф разберётся сам – и да поможет ему Бог!

продолжение следует
 
  Рубрика: Вопрос - ответ
Рубрика "Вопрос - ответ" закрывается. Теперь Вы можете задавать вопросы на форуме и получать на них много ответов - от наших читателей и от Лены Даниловой.
  Рубрика: Мастерилки
 
Фигурки из бумаги
Материалы:
Бумага
Ножницы

Чудесные поделки из бумаги, пришедшие к нам из Японии, называются "оригами". Художник и педагог Масаби Ямагучи создал на основе традиционной японской техники вырезания новый метод и установил четыре основных правила изготовления бумажных фигурок животных.

1. Для изготовления одной фигурки используем только один лист бумаги.
2. Лист должен иметь форму правильного четырехугольника.
3. В процессе работы не отрезаются никакие части листа. Если разложить фигурку на плоскости, то видны прилегающие друг к другу надрезы, но не отверстия.
4. Фигурки соединяются лишь путем надрезания бумаги и продевания полосок в надрезы.

Они не раскрашиваются, лишь глаза можно обозначить надрезом или дорисовать тушью.

Существуют два разных способа обработки бумажного прямоугольника:
1. Фигурку животного складываем из узкой полоски бумаги. Путем отгибания бумаги с надрезами фигурка пропорционально расчленяется на части.
2. Бумага имеет форму квадрата или прямоугольника. Фигурка соединяется на спине или на животе.

Нажмите на схему изготовления фигурок. В новом окне откроется крупное изображение схемы. Распечатайте и предложите ребенку сделать зверушку.
Фигурки предназначены для детей 5-8 лет.

 
 

Лось и олень


 


По материалам книги "Дети на отдыхе", Карел Поломис, перевод с чешского, Москва, изд-во "Культура и традиции", 1995 г.
 
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться

В избранное