Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 39 от 10 апреля 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Детям нужна помощь!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Отрывок из знаменитой книги "После трех уже поздно"
  • Рубрика "Двуязычные дети" - вопросы и ответы
  • Рубрика "По следам наших публикаций"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)" продолжение
  • Рубрика "Вопрос-ответ"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Анонс:
  • В следующей рассылке новые мастерилки!
 Новости сайта:
 Новости магазина:
  • Новинки в разделах "Плакаты о времени", "Плакаты по географии", "Плакаты по математике", "Плакаты о природе", "Плакаты "Мир людей", "Плакаты по иностранным языкам".
    Раздел "Плакаты"
  • Серия из пяти небольших книжечек и одной большой книги "Практическая Монтессори-педагогика".
 Лучшие товары магазина:
"Кубики Зайцева в семье"
Мамины колыбельные
Азбука-потешка
English and Kids
Электронный конструктор "Электроник" 500 схем
"Кубики Зайцева"
Плакат "Круглый год"

 
 Автор рассылки:

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Наши друзья:

Лукошко сказок

Мальчишки и девчонки, а также их родители!
Давно ли вы услышали первую сказку? Конечно, ещё задолго до того, как пошли
в школу. Бабушка, мама, папа рассказывали вам сказки, когда вы едва
научились произносить первые слова.
Занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки являются вашими
спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых. Знакомые с детства
сказки с наслаждением читаются и в зрелом возрасте.
В этой рассылке вы прочтёте новые сказки, рассказы и стихи для детей, а
также узнаете о других новинках появившихся на сайте
Лукошко сказок.
 
 Приглашаем к участию в рассылке!

Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.

Вниманию родителей!
Расскажите, в каких клубах и центрах занимается Ваш ребенок, поделитесь с другими родителями своими отзывами. Пишите по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
      Детям нужна помощь!

Уважаемые читатели рассылки!
Я обращаюсь к вам по поводу детишек с дефектами развития.
Есть подшефный детдом для детишек с дефектами развития (от 3х до 15 лет)
Есть люди, которые привезли туда много компьютеров.
Нужны развивающие игры для установки на компьютеры.
Кто может помочь? Скажем спасибо за любую помощь или информацию!!!
Татьяна, телефон 8-903-688-6461
Bagira_76@pisem.net
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Главы из книги "После трех уже поздно"
Автор: Масару Ибука


Детский сад - это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: "Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий". И все же личный опыт ясно показывал, что отличник - всегда отличник, а двоечник - всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.


Каждый ребенок может учиться хорошо - все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично "общественные": мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина - мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что "нет отсталых детей - все зависит от метода обучения". Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод "Воспитание таланта" доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и, в конце концов, пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему "раннего развития".

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: "Нет". Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного.

Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого - человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли".

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей - доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова "образ" в моей книге.

Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство образца", "модель". Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности - способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

"50 человек" - цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

всю книгу вы можете почитать здесь http://www.danilova.ru/storage/book_m_ibuka_01.htm

 
 Рубрика: Двуязычные дети
Пишет наша читательница Рита:

Здравствуйте Елена! Получаю вашу рассылку, отличная вещь, много
полезной информации. Меня заинтересовала тема о двуязычных детях, так
как живем мы в Молдове, наша семья русскоязычная, но в семье никто на
румынском языке не говорит, что очень осложняет наше здесь проживание.
Моему сыну сейчас год и три месяца, часто гуляем в детском саду,
находящемся прямо около дома. Заметила, что сыну очень нравится
общение с детсадовскими детьми, что наталкивает на мысль о детском
саде, вернее об отправке туда малыша. Решили отправить малыша в
румынскую группу, так как имеется положительный опыт моего младшего
брата, который сейчас по прошествии десяти лет с легкостью говорит как
на русском, так и на румынском языках. Вопрос вот в чем – мой сын
толком еще не говорит и если отправить его в сад, да еще и в румынскую
группу не будет ли это слишком большой нагрузкой для малыша, не
запутается ли он языках? Моему брату при отправке его в сад было около
трех и он уже говорил, поэтому не знаю можно ли опираться на его опыт?
С нетерпением жду вашего совета, заранее спасибо! Рита

Лена Данилова:

Уважаемая Рита!
Нагрузкой для ребенка будет не только иноязычная среда, а пребывание в садике само по себе. Малыши второго года очень тяжело приспосабливаются к детскому саду. Это очень сильный стресс.
Если есть группа, куда малыш будет ходить просто поиграть на час в день - это допустимо. И то, лучше бы не каждый день, а через день. Но если водить малыша в сад на целый день - это очень серьезная нагрузка для психики. Плюс - второй язык.
Если вы подождете с садом до трех лет, то ребенок в три года быстро выучит второй язык. А сейчас ему лучше побольше быть с мамой и научится говорить на родном языке.

Пишет Оксана:

Моему сыну 2,5 года. До сих пор не говорит. Я русская, муж турок. Общаемся в основном на турецком, реже на английском языках. С сыном на турецком и на русском. К сожалению ребенок пока молчит. Может кто-нибудь сталкивался с подобной ситуацией. Как помочь сынишке заговорить? Оксана.

Лена Данилова:

Уважаемая Оксана!
Двуязычные дети всегда начинают говорить позже, чем дети, осваивающие один язык, поэтому поводов для волнения нет. Он скоро начнет разговаривать, причем сразу на двух языках.
Делайте все тоже, что делают при занятиях с обычными детками, изучающими только родной язык, но с упором на один язык - РОДНОЙ ЯЗЫК МАТЕРИ. Второй язык пусть идет своим чередом, без специальных занятий.

Пишите
danilova_lena@rambler.ru
 
  Рубрика: По следам наших публикаций
Вопросы от Ирины Долгополовой к Николаю Курдюмову:

Вы писали: "У моих детей не было игрушек" А чем они занимались, именно Ваши дети? Очень интересно!

Николай Курдюмов:

Прошу не передёргивать: я написал "не было завала игрушек". Сначала были комплекты Никитиных и иже с ними.
Были разные игры, любимые куклы у девчат, мячи, что-то ещё по мелочи. Потому они ими и занимались - игрушки не были чем-то привычным, обыденным, и они в них играли подолгу. Играли друг с другом (преимущество нескольких детей). Кроме этого, в их распоряжении был весь дом (кроме наших с мамой личных мест и вещей - спальни, платяного шкафа..) и кухня - они очень рано учились готовить. Плюс - весь сад и огород, и лесополосы вокруг - там тоже
есть, чем заняться. Тот же шалаш с печкой и кухонькой устроить.
Ну и улица, лес, речка - мы с начала школы не особо смотрели, куда они шастают (только оговаривали, когда быть дома). Были рюкзаки, палатки, байдарка, велосипеды, фотоаппарат и всё к ним прилагающееся. Рано разрешали жечь костры, ходить по лесам.
И как-то проблемы игрушек не возникало.
А завал - это завал. Постоянный приток игрушек - это весьма вероятная текучка, обыденность и вскоре зелёная тоска. Они интересуют первые полдня. Да и делаем мы, взрослые, их весьма бездарно. Человечку интересен реальный мир. Наш, обычный. Ему интересно побеждать, заслуживать, добиваться, награждаться, быть достойным. Детёныш хочет за что-то уважать себя. Если ему просто так всё вываливают - он во многом теряет смысл жизни.
Это не просто слова. Я видел пятиклассников, сыновей заботливых и богатых отцов. Парень слоняется по роскошному дому, обвешанный плеером, сотовым и рубашкой от Армани, лениво тыкаясь то в спортзал, то к компу - а на самом деле ищет сук, чтобы повеситься от собственной бесполезности и скуки. Игрушки - это хорошо, но только до тех пор, пока мы не начинаем использовать их как откуп, как средство защитить от детей свой мир, своё время и внимание.

Пишите
danilova_lena@rambler.ru
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 1. (продолжение)

3. НАКОПЛЯЕМОСТЬ – специфический школьный термин, косноязычие коего выражает нашу беспомощность, неспособность объективно оценить работу всех учеников.

В системе устных опросов это и в самом деле невозможно. Это стало ясно через пару месяцев. Двадцать минут урока – на что? На то, чтобы унизить пятерых, пока остальные тридцать сидят и дохнут от безделья?! Ну нет уж, увольте. И я отменил устный опрос, как вредный предрассудок. И тут же стало видно, что проблема накопляемости – дутая.

“Сегодня лекция”. И дежурный встаёт и раздаёт листочки-четвертушки “для записей”. Все пишут сверху фамилию и класс. Открывается доска, и на ней – по три вопроса трём вариантам. Ответы можно только услышать в лекции. Отвечать надо одной конкретной фразой.

Поначалу, сообщив ответ, я давал минуту, чтобы его записать. Но уже во второй четверти ребята привыкли, и отвечали по ходу лекции. Работаю я – работают и они. Три вопроса – это пустяк, но это – хорошая оценка в журнале.

Просмотреть несколько фраз – дело на полминуты. Сначала я снабжал оценки комментариями типа: “Не твоё”, “Ты не услышал меня”, “Отличная мысль” или “Молодец!”. И ребята поняли: я с ними общаюсь, держу связь. И для этого вовсе не обязательно вызывать к доске. Позже проверять лекционные листочки стали лидеры, а я ограничился проверкой сочинений и лабораторных, где также комментировал то, что увидел.

Конечно, поначалу все стали друг у друга сдирать. Как сделать это невыгодным? Выход нашёлся скоро. Огласив оценки, сдирателей оставляю на закуску. Беру кучку взаимосодранных листочков. “Такие-то, встали”. Встают. “Кто автор текста слов?” Смотрят. “Николай Иванович, а что будет, если не скажем?” “Всем по паре. Всё честно: вы дурите меня – я вас”. “А если скажем?” “Автору – четвёрка, объективно. Остальным – тройки за участие!” И автора тут же объявляют. Не хочешь выше тройки – сдирай на здоровье. Но таких вскоре почти не осталось.

Итак, каждая лекция – оценка. За лабораторные я ставил две оценки: за препарат и за теорию. Занятия-то разные. Кто-то сильнее в одном, кто-то – в другом. И за отчёты каждый имел по оценке. И за ведение тетради – каждую четверть оценка.

В моём журнале не было пустых клеток вообще. Или оценка, а то и две, в виде дроби – или “Н”. Я знал, что так работал В.Ф. Шаталов: КАЖДЫЙ УРОК УЧЕНИКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОЦЕНЕН. И это было, действительно, здорово. Приходилось, конечно, иногда и ночью тетради проверять – но это небольшая плата за постоянную взаимосвязь с учениками. Когда человек получает оценку – он не одинок, и есть хоть какой-то смысл работать.

Надо ли говорить, что самый глухой разгильдяй имел минимум пять-шесть троек за четверть, и я с чистой душой, без всяких взаимных мучений ставил ему четвертной трояк. А отличники считали шиком не испортить узор пятёрочной цепочки ни одной четвёркой.

Честно говоря, я ждал, что кто-нибудь, видя сплошь чёрные страницы в журнале, спросит: как у вас так получается? Никто так и не спросил.

4. ДИСЦИПЛИНА – самая главная проблема классно-поурочной системы. Проблема целиком искусственная: в системе рационального обучения нет классов и уроков, посему нет и дисциплины. Но школьный учитель тратит на дисциплину иногда больше сил, чем на ведение урока. Ситуация совершенно идиотская: сначала надо заставить сорок человек сидеть по струнке, и только затем – что-то преподавать. А народ – живой, между прочим, и сидеть просто так не обязан. Вот и разрывается молодой учитель между “заставить сидеть” и “заинтересовать”. Нехилая дилемма! Были и у меня такие времена, и были такие классы. Но за год я, в общем, решил эту проблему, не став цербером или хамом. Вот то, что я зарубил себе на носу.

1. ЛУЧШИЙ СПОСОБ СОЗДАТЬ ДИСЦИПЛИНУ – ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ РАБОТАТЬ. Не орать “Работай!!!”, когда ученику уже нечего делать. А загрузить реально. Вот работа, вот время, не позволяющее расслабляться – и вот оценка. Для этого и существует продуманная модель, схема урока.

А лучший способ развалить дисциплину – незанятое время. Устный опрос – просто шедевр в этом смысле: двадцать минут дураковаляния! “А как же - развитие речи!?” Ну, по-моему, это обычная глупость. Давайте тогда постановим, чтобы литераторы развивали биологическое мировоззрение. И физику с математикой не забыли. А мы, естественники, будем по пол-урока на речь тратить. Вот ужас! Посему, давайте обойдёмся развитием письменной речи. Это реальная работа, с которой филологи, кстати, тоже не справляются.

2. РЕБЯТА НЕ СЛУШАЮТ ТЕБЯ – ОНИ ВИДЯТ ТЕБЯ. Видят насквозь. И если они видят, что ты пытаешься быть лучше, чем есть, и что твои претензии больше твоего профессионализма – тебе крышка. Ребята видят, что ты реально делаешь, какова твоя цель. Если эта цель – научить, они простят тебе даже хамство. Если же ты не умеешь учить, тебя не примут всерьёз.

Войдя в класс, ты вступаешь с сугубо деловые отношения “ученик – учитель”. Тут важен только результат работы. Всё личное остаётся за дверью. И ребята это знают. И ценят прежде всего умение научить – и умение заставить учиться, если нужно. Идеальная ситуация: работа организована так, что учителю почти не приходится ничего говорить, а ученикам некогда раскрыть рот.

3. УЧИТЕЛЬ, ПОМНИ: ТЫ – ХОЗЯИН НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ! Первые встречи с классом решают главное: кто кем будет управлять. Кто - кого? Есть классы, позволяющие собой управлять – приучены с началки. А есть оторвяги, которые бьются до последнего. И есть куча учителей, которыми управляют ученики. И мы уважаем и помним только тех учителей, которыми нельзя было управлять!

Посему, ты обязан быть хозяином в классе. ОБЯЗАН. Это не имеет отношения к демократизму: хороший хирург не советуется с больным, хороший механик не слушает мнений хозяина сломанной машины. Без результата нет никакой демократии. Здесь – класс, твоя работа, твой цех. Здесь ты занят своим делом и обязан получить результат. Только ты знаешь, как его получить. И всякий, кто тебе мешает, подставляет остальных. И все это понимают.

И поэтому, несмотря на установки начальства типа “не имеете права выгнать” - в своём классе ты имеешь право делать всё, что необходимо для проведения урока. Ты – дирижёр, и никто не должен тебе мешать. Любые провокации, подначки, приколы, наглое кокетство и явное манипулирование – всё должно отлетать от тебя, как от стенки горох. Каждый должен понять и сделать всё, что ты запланировал. Всё остальное – на перемене, за дверью, но не на уроке!

Ты должен точно знать, что ты тут делаешь. Ты тут не общаешься, не выясняешь отношения, не воспитываешь, не снисходишь и не сеешь. ТЫ ТУТ РАБОТАЕШЬ. И результат твоей работы – работа учеников, хотят они этого, или нет!

И это, кстати – самое лучшее воспитание из всех возможных.

Всё решает самая первая встреча. Вот врывается толпа с шумом и грохотом: ну-ка, проверим, что тут за новый учитель! Спокойно, как удав, жду, пока успокоятся. В голосе – сталь конкретного решения. “Не-а. Не понравилось, как вошли. Пробуем ещё раз. Брысь!!!” На третий раз народ уже вполне способен слушать. Теперь нужно сразу расставить точки над всеми “i”.

“Сели. Сейчас я честно раскрою вам карты. Кто не услышит, я не виноват.

Правило номер раз: в моём классе, от звонка до звонка, всё решаю только я. Не родители, не директор, и не вы, а я.

Правила работы я сообщу позже. А правило поведения у нас одно. Я делаю замечание один раз. Просто показываю пальчиком: мешаешь. После этого я имею право без всякого предупреждения, тихо и нежно взять объект за шкварник и культурно вывести за дверь.

Обычно я так и делаю, и сопротивление бесполезно. И если это произошло, в журнале тут же появляется кол. Его можно исправить только на четвёрку, но это уже трудно. А не исправил – пусть стоит, он твой, заслуженный: ты ведь САМ решил не работать. Кто не понял – разрешаю задать вопросы”.

Знаете, это нормальная и честная позиция. Мне потребовалось применять это правило только в начале года – до тех пор, пока народ не убедился, что я его действительно применяю. Позже – только иногда, в крайних случаях.

Это – важнейший момент. Класс – это просто люди. И несмотря ни на какие школьные правила, этика в классе – реальная, человеческая. Два следующих пункта – пример тому.

4. СКАЗАЛ – СДЕЛАЙ. Если ты всегда говоришь то, что делаешь, и делаешь то, что говоришь – у тебя не будет никаких проблем с дисциплиной.

Вообще, злиться на ребят – слабость, беспомощность, неспособность управлять. Те, кто не может иначе, всё же вряд ли должны работать в школе. Но все мы человеки, и когда нас выведут из себя, мы начинаем, как тот органчик, бессознательно молоть всякую чушь, ругаться и угрожать. Так вот: всё, что наговорил – делай, как бы не было тебе страшно. Сказал “выгоню” - и он должен вылететь из класса. Да, получишь от завуча по башке, но это потом. Сказал “Всем – колы!!!” - потом, потом будешь биться о стенку и клясть свой поганый язык. А сейчас бери журнал - и ставь, что обещал. Через полгода такой тренировки научишься не болтать лишнего.

Хочешь уважения – уважай себя. Уважаешь себя - отвечай за базар. В натуре. А не можешь – грош цена тебе, и все твои угрозы становятся банальным хамством. Вот это презирают и ребята, и взрослые.

И ещё они презирают жалобщиков и стукачей.

5. ОТНОШЕНИЯ С РЕБЯТАМИ – ТОЛЬКО ТВОИ ОТНОШЕНИЯ. Учитель, знающий себе цену, не пойдёт жаловаться. Он будет драться честно. Если надо, покажет зубы и разорвёт всех в клочья – и его зауважают! Но он будет с ребятами заодно, и не подставит их. Честный человек всё решает напрямую, без посредников.

Но нам застят глаза наши инфантильные представления о “гуманности”: пусть кто-то другой “опускается до хамства”. Например, страшный директор или завуч. Так вот: если ты сломался и привёл на урок начальство – крест тебе на гроб! Ты так и останешься для ребят слабаком. Был один класс, с которым я допустил эту ошибку. Позже мы сработались, но они так и не приняли меня всерьёз. Почему никто не предупредил меня об этом раньше!?

ИСТОРИЯ С АНАТОМИЕЙ. Об этом хочется рассказать особо – для развлечения, и в качестве примера, до чего может дойти наплевательство на школьную программу, если в неё вдумываться.

Никитины, Аршавский и Чарковский, Шаталова, Шелтон и Брэгг, холодные купания и увлечение оздоровлением. Плюс – близкий друг, опытнейший терапевт Ольга Григорьевна, давно осознавшая, что люди в основном сами хотят болеть, а медицина не знает почти ничего. В общем, к учебнику “Анатомия человека” я отнёсся как к вредительству и оружию геноцида. И до сих пор отношусь так же.

Свой курс я назвал “Здоровье человека”. Сам рисовал схемы и опоры, готовил свои лекции. Рассматривая очередную “систему” организма, рассказывал о реальных причинах болезней и о том, как их избежать. Давал непрямой массаж сердца. Механизм голодания. Правильное питание и энергетику организма. Кожную терморегуляцию и ледяную воду. Много рассказывал о том, как вынашивать и воспитывать здоровых малышей. Пытался говорить правду о ЗДОРОВЬЕ. Часто брал учебник, зачитывал выдержки – и посвящал урок доказательству того, что это – чушь собачья. И всё было хорошо, пока не грянуло… “размножение человека”.

Что делать?! Тема серьёзнейшая и важнейшая, и вся правда скрывается от детей. Дал лабораторную по расчёту безопасных дней женского цикла – и убедился, что народ совсем отвык читать учебник.

И тогда я договорился с Ольгой Григорьевной. Дальше всё напоминало работу подпольной группы.

“Народ, я вижу, что вы разучились читать учебник. Да там всё равно нет того, что вас интересует. Предлагаю вариант. Вы задаёте мне все вопросы о сексе и беременности, какие придумаете. Всё анонимно – без подписей. Задавать можно ЛЮБЫЕ вопросы – кроме глупых. Я поговорю с врачами, добавлю свой опыт и честно на всё отвечу. От вас мне нужна гарантия полного внимания на лекциях – и гарантия, что вы меня не сдадите”.

Народ сначала недоумевал и боялся. Но потом вопросы всё же появились. Вот вам и материал для лекций – мы с Григорьевной два вечера просидели, обсуждая проблемы сексологии и сексопатологии!

Дальше я спокойно, вполголоса, в мёртвой тишине, читал лекции “про это”. По три часа всем шести восьмым классам. Читал и знал: вот сейчас я реально помогаю этим ребятам. Узнав правду, они не сделают многих ошибок.

Ребята не сдали меня. Наоборот, стали больше доверять.

И знаете что? Я желаю всем учителям также критически оценивать свои предметы. Чёрт с ней, с программой. У нас есть шанс поделиться чем-то полезным, сообщить что-то ценное. Иначе школьные годы вообще потеряют смысл.

* * *

За два года биология в школе стала полноправным предметом. Ребята заинтересовались, привыкли работать. Я подружился с ними. Возник туристический кружок. Мы провели сногсшибательный школьный турслёт. Но я занимаю место ушедшей в декрет учительницы. И в этом - вся проза жизни.

продолжение следует
 
  Рубрика: Вопрос - ответ
Пишет Катя:

Здравствуйте, Лена!
Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.
Моему сыну Сашеньке 2 года, несколько месяцев назад начали заниматься по кубикам Зайцева. Заниматься сыну нравится, есть результаты, но вот какая проблема: я с детства не выговариваю твердый звук "Л", с мягким все нормально, поэтому я не могу правильно пропевать кубик ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л и произносить слова, например, "лампа", "лодка".Что мне делать, чтобы сын научился правильно произносить этот звук?
Большое спасибо,
Катя Романова

Лена Данилова:

Уважаемая Катя!
Попробуйте подключить к занятиям бабушку или папу (если это возможно). Не к регулярным каждодневным занятиям, а время от времени, иногда. Это необходимо для того, чтобы малыш неоднократно услышал правильное "пропевание" нужного кубика. Можете даже сказать, что у мамы "язычок болит, и не может правильно петь этот кубик". "А вот папа правильно споет (проговорит), повтори за папой!"
Если ни папа, ни бабушка не могут помочь, позовите подругу. В крайнем случае, ходите раз в неделю на занятия по "Кубикам Зайцева" в группу (если это также возможно).
 
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться

В избранное