Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 40 от 19 апреля 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Игра - это серьезно"
  • Рубрика "Двуязычные дети" - Статья "Говорите со мной по-французски"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)" продолжение
  • Рубрика "Вопрос-ответ"
  • Рубрика "Мастерилки": фигурки из бумаги "Жираф и антилопа"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Анонс:
  • В следующей рассылке новые мастерилки!
 Новости сайта:
 Новости магазина:
  • Новинки в разделах "Плакаты о времени", "Плакаты по географии", "Плакаты по математике", "Плакаты о природе", "Плакаты "Мир людей", "Плакаты по иностранным языкам".
    Раздел "Плакаты"
  • Серия из пяти небольших книжечек и одной большой книги "Практическая Монтессори-педагогика".
 Лучшие товары магазина:
"Кубики Зайцева в семье"
Мамины колыбельные
Азбука-потешка
English and Kids
Электронный конструктор "Электроник" 500 схем
"Кубики Зайцева"
Плакат "Круглый год"

 
 Автор рассылки:

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Наши друзья:

Лукошко сказок

Мальчишки и девчонки, а также их родители!
Давно ли вы услышали первую сказку? Конечно, ещё задолго до того, как пошли
в школу. Бабушка, мама, папа рассказывали вам сказки, когда вы едва
научились произносить первые слова.
Занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки являются вашими
спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых. Знакомые с детства
сказки с наслаждением читаются и в зрелом возрасте.
В этой рассылке вы прочтёте новые сказки, рассказы и стихи для детей, а
также узнаете о других новинках появившихся на сайте
Лукошко сказок.
 
 Приглашаем к участию в рассылке!

Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.

Вниманию родителей!
Расскажите, в каких клубах и центрах занимается Ваш ребенок, поделитесь с другими родителями своими отзывами. Пишите по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
      Уважаемые читатели!

По техническим причинам, таким же непреодолимым, как землетрясение, сайт http://www.danilova.ru/ не работал с воскресения. Приношу свои извинения и спешу обрадовать поклонников сайта - всё восстановлено и работает!
Лена Данилова
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Игра - это серьезно
По материалам сайта http://psytoys.ru


Игра - универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра имеет развивающий эффект. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, происходит развитие способностей и формирование личности ребёнка-дошкольника. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра дает ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной для ребенка деятельности.

Игры детей бывают разными. Среди всех игр малышей особое место занимают игры, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов. К таким сюжетным играм относятся, прежде всего, ролевая игра, режиссёрская игра и игра драматизация. Предвестником творческой сюжетной игры является процессуальная игра детей раннего возраста. Очень важным и полезным видом игры являются многочисленные игры с правилами, которые учат ребёнка владеть собой, согласовывать свои действия с партнёрами, соблюдать нормы поведения. Кроме того, бывают дидактические игры, специально направленные на развитие разных способностей (внимания, восприятия, мышления, речи и пр.). На этой странице нашего сайта мы расскажем о разных видах игры ребёнка, о том, что они дают ребёнку и как можно помочь ребёнку играть по-настоящему.

 
 Рубрика: Двуязычные дети
Говорите со мной по-французски
Светлана Пьянкова. По материалам сайта http://parent.fio.ru/


Билингвы - это люди, владеющие двумя языками. Как правильно воспитывать ребенка, растущего в среде двух языков, к примеру, когда у папы и мамы родные языки- разные? Как это влияет на психическое развитие ребенка, нет ли отрицательных последствий? Мнения о последствиях билингвизма сегодня различны - ему приписывают как нейтральное, так и отрицательное и, напротив, положительное значение для умственного развития детей , формирования их познавательных навыков.

Способов воспитания двуязыких детей много - раннее или позднее погружение, изучение второго языка после овладения грамотой первого и т.п. Все подходы имеют сторонников и противников, все активно используются как родителями, так и учителями. Авторы изучали подход "один родитель - один язык", который разработан французским лингвистом М.Граммонтом.

Впервые свои принципы Граммонт сформулировал, давая советы своим друзьям, которые хотели воспитать своего еще только ожидаемого ребенка во французско-немецком билингвизме . Указания его были таковы: "Ничему не учите ребенка. Достаточно говорить с ним на одном из тех языков, которые ему необходимо выучить. Суть в том, что каждый язык должен быть олицетворен в различных личностях. Никогда не меняйте ролей. В этом случае ребенок начнет говорить на двух языках, не замечая этого, и без особых усилий". Таким образом, мать должна была говорить с ребенком только по-немецки, отец - по-французски.

Друзья Граммонта точно следовали всем его советам. Их ребенок, Луи, уже к 2 годам различал языки, в 3 года 5 месяцев точно произносил фонемы обоих языков, говорил на обоих языках как на родных к 3 годам 10 месяцам.

С тех пор много исследований и наблюдений подтвердили, что когда ребенок воспитывается по принципу М.Граммонта "один родитель - один язык", то 1) два языка приобретаются одновременно; 2) на уровне использования нет смешения этих двух языков; 3) с очень раннего возраста дети стремятся использовать все возможные функции языка. Так, психологи Б.Бейн, Ю.Агнес, И.А.Панарин изучали воспитание детей в среде двух языков, отобрав семьи в Эльзасе (Франция), Альберте (Канада), Гонконге. Родителей, которых специально уравняли по беглости речи и уровню образования, обучали применению принципа Граммонта в специальных играх и семинарах. Билингвистическое воспитание начиналось в 6-месячном возрасте, дети наблюдались и тестировались до 48 месяцев. Для сравнения исследовалось развитие детей из схожих, но монолингвистически ориентированных семей ("два родителя - один язык").

Результаты тщательно поставленного исследования показали, что овладение четырьмя функциями языка (коммуникативной, справочной, обобщающей и саморегулирующей), проявляющимися в познавательной саморегуляции, происходило в одном порядке у билингвов и монолингвов. Но при этом дети, одновременно овладевавшие двумя языками по принципу "один родитель - один язык", развивались более быстро, и у них раньше формировалась структура саморегуляции. Таким образом, воспитание детей в среде одновременно двух языков по методу Граммонта не нейтрально и не негативно, а является "познавательным усилителем" и положительно сказывается на развитии детей.
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 1. (продолжение)

ДЕЛО БЫЛО В АЗОВКЕ...

В мае 89-го становится ясно, что мне надо искать другую школу. Это само по себе дико, да и мест подходящих нет. А педагогика продолжает творчески бурлить. По телевизору – очередная встреча в Останкино, с Михаилом Петровичем Щетининым. Он блестящ и чертовски заманчив. Таня и говорит: “Вот ради такой школы для наших детей я бы могла бросить всё”.

…Через сутки я бродил под грецкими орехами, которыми буквально укрыта станица Азовская, и восторженно лицезрел щетининскую школу – ЦКФЛ, центр комплексного формирования личности.

Восторгаться было чему. Двухэтажная сельская школа вся разрисована руками детей. Везде бродит какой-то приезжий народ с профессорскими знаниями. С тобой говорят о биологических аспектах танца, об истории культуры, о философии космизма. Дети строят какое-то здание, теплицу, возятся с лошадьми. Завучи со страшной деловитостью организуют всю эту суету и планируют будущее. Все уверены, что через год-два здесь будет красивый посёлок для учителей – проект уже делается в Москве.

Прилетевший через пару дней Михаил Петрович (далее – Шеф, как звал его коллектив) спросил: “Вы можете всю школьную биологию преподать за три недели?” И этим купил меня окончательно: да кто ещё, кроме меня, это сможет?! Через две недели, бросив первую очередь на четырёхкомнатную квартиру, мы переехали в турлучную хату, заросшую крапивой и увитую виноградом сплошь. Треть гектара земли окаймляла лесополоса из слив и вишен, а на покосе цвели орхидейки. Я был на седьмом небе. И началась ужасно бурная, интересная жизнь.

Эксперимент продержался четыре года. После Щетинина в Азовке образовался педагогический лицей во главе с Виолеттой Сергеевной Лукьяновой – ярким, творческим директором. Сейчас это – центр всей экспериментальной работы юга России. Мои дети, начав с ЦКФЛ и пройдя все катаклизмы, в конце концов стали лицеистами, закончили учёбу в 15-16 лет с медалями и поступили в вузы. В лицее человечно, активно, уютно и научно: используется система концентрированного обучения. То, что технологически заложил Шеф, за десять лет приведено к практичному и рабочему состоянию. Рассказывать об этом подробно – целая книга получится. Посему, ограничусь чисто педагогическими вопросами периода ЦКФЛ.

Каждый год Шеф вводил новые элементы технологии. К концу третьего года эксперимента школа потрясала своей необычностью всех приезжих. В виду большого разнообразия, аспекты наработанной технологии довольно трудно систематизировать, и я просто перечислю их в произвольном порядке.

ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ ШКОЛЫ

Декларируемая цель школы вырисовывалась из года в год, дополняясь разными образами и эмоциями. В целом картина такая. В давние времена на Земле произошёл катаклизм, и человек потерял свои божественные способности – духовность упала до нуля. Это и есть – мы. Кругом – “индустрия пустоты”, криминогенная среда, “Россия гибнет”. Образование также уничтожает интеллект и опустошает души. Мы – единственная школа, которая повернёт этот распад вспять, возродит “русский дух” и создаст настоящих, полноценных людей – людей будущего. Согласитесь, это круто.

Развитие личности мыслилось с начала до конца: в ЦКФЛ входил детский сад, школа и несколько вузов, работавших с нами по договорам.

В основе обучающего процесса - “принцип природосообразности”. Ритмика работы отталкивалась от церебральных ритмов мозга и естественных циклов, учёба учитывала смену полушарной загрузки, темп развития определяли сами ребята, куча практических дел дополняла учёбу. Природосообразность – то, что надо. Она даёт колоссальный эффект. Именно эта часть технологии заслуживает самого широкого развития и применения.

Учебный материал был напрочь пересмотрен. Вместо фактажа упор пошёл на понимание причин, смысла. Любой предмет должен был формировать общее философское мировоззрение. Его основа - Шарден, Чижевский, Циалковский, Вернадский, русские космисты и идеи Шефа. По сути, каждый предметник создал свой авторский учебный курс. Недостаток у наших курсов был один: они и близко не напоминали то, что нужно для поступления в вуз. Но у нас ведь – свои вузы. Поступление в экспериментальные вузовские группы было обещано, и мы не волновались об этом.

В основе воспитания – “закон целого”: “если элемент отсекает целое, то целое отсекает элемент”. Это называлось словами “соборность”, “общность”, “внимание на личность”. Сначала это помогало сформировать коллективы, общий дух и чувство локтя. Но уже в начале третьего года “закон целого” стал оправданием довольно жёсткого идеологического давления: кто не с нами – тот предатель. Или спасай гибнущую Россию – или уходи. Но об этом – позже.

РИТМИКА ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЁБА задумана как семилетний цикл, где седьмой год – творческая практика с защитой. Подтверждаю: при грамотном обучении семи лет вполне достаточно для полного развития, и можно смело переходить к профессиональной учёбе.

УЧЕБНЫЙ ГОД состоял из шести периодов по шесть учебных недель. Седьмой период – творческие летние каникулы. Разумно и практично.

Каникулы проводились обычно в выездном лагере, на стройке или в других делах. Шеф старался удерживать ребят в поле зрения постоянно. Месяц отлучки мог “испортить” их, пустить насмарку полгода “воспитательной работы”. Испортить - что?.. Это как-то заставляло задумываться.

ПЕРИОД – шесть учебных недель. Седьмая неделя – каникулы. Опять же, умно и практично. В каникулы редко, кто балдел. Это мог быть просто отдых, но отдыхать было некогда: авральная стройка, выезд с отрядом, репетиции или дополнительные занятия по интересам – дел было невпроворот.

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ – это ПОГРУЖЕНИЕ. Всю неделю изучается один предмет, одна наука. Шеф и стал первоначально известен, как автор метода погружений. Вообще-то, обучение большими блоками использовалось в некоторых русских гимназиях ещё в начале века. Но мы довели метод погружения прямо-таки до состояния образа жизни.

Наша неделя – это шесть дней работы и выходной. Шестой день – зачётный, итоговый. Учебных дней – пять. Каждый день – по три часа науки, разбавленные тремя часами чего-то образно-двигательного. Блок обучения – 15 часов. Это очень много – если дни и часы тоже расписаны по минутам.

УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ – шесть учебных часов. Трип из них – наука, цель погружения. Между научными часами – три “разбавочных”: музыка, изо, труды, физкультура, хореография, пение. Такой торт “наполеон”.

УЧЕБНЫЙ ЧАС – 35 минут. Опять-таки, дело в мозге. Внимание может быть направлено не больше 9 минут – дальше мозг отвлекается и внимание рассеивается.

Наш лекционный час – это 2 + 9 + 3 + 9 + 3 + 9 минут. Три блока информации по 9 минут, разбавленные паузами, чтобы мысли отвлеклись, внимание отдохнуло, а информация “упала на дно” и улеглась. Паузы – правополушарные: берёшь гитару и поёшь, или – картинки, слайды, какая-то ассана йоговская, а то и просто музыка. Внимание ребят не ослабевает до конца, и держать аудиторию очень просто. Нужно только привыкнуть к такому ритму.

Но не все часы были одинаковыми.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

Три часа науки – это информационный час, экипажная работа и отчёт.

Первый час – выдаёшь ты. Второй час – разработка и углубление выданного. Третий час – ребята выдают в ответ, отчитываются. Это очень умно. Таким образом завершается цикл общения: ты им – они тебе. И все чувствуют, что нужны друг другу. И ребята видят смысл работы.

1. ЛЕКЦИЯ, информационный час. Цель: выдать суть, основу и главные детали темы – и обязательно на фоне всплеска эмоций. Так, чтобы запомнилось, въелось в память. Это – действо, драматургия. Столы – амфитеатром. Удивить, ошарашить, растрогать, озадачить – всё годится. Надо скромно заметить, что через пару лет мы в совершенстве освоили искусство связывать травинку с космосом. Иногда мы просто “играли в бисер” - например, урок физики на философии Бердяева, или урок биологии на романтической поэзии Джебрана. Космическая философия “целого” наполняла математику и естествознание, рождалась интересная философия языка. Такие уроки вышибали слёзы у присутствующих гостей. Мы гордились этим. Хорошо проведённый информационный час – огромное удовольствие!

Половину успеха лекции могла дать ЗАТРАВКА – те самые первые две минуты. Затравка интригует, озадачивает, включает аудиторию. Это какой-то анекдот, притча, случай, проблемная ситуация. Выслушав её, народ должен стать в стойку: ну и?.. И тогда можно начинать лекцию.

ТРИ – основа цикличности. Три девятиминутки – обычно три главных аспекта темы. Любую тему можно поставить на “трёх китов”. Три – это законченность. Это легко запомнить и логически увязать. Великолепный, практичный способ выстроить материал. Не “притягивать за уши” - а просто выбрать, а если нет – выдумать три аспекта для темы. Это удобно для обучения – значит, оправданно. Ведь любой предмет можно рассматривать по-разному. Например, вся моя биология состояла из трёх блоков: “биосистема” (организм), “экосистема” (дарвинизм и экология) и “ноосистема” (человек). И никто не в праве сказать, что такая биология хуже какой-то иной.

Обычно три части лекции представляли собой разные точки рассмотрения одного общего закона. Теза – одна точка зрения, затем антитеза – другая точка зрения, и синтеза – третья: обобщение, выход на общий знаменатель. Рассмотреть что-то с разных сторон, обнажить главное – и есть циклическая подача материала. Например, общее для “био- эко- и ноосистемы” - общие законы жизни систем, законы синергетики.

Кульминация лекции – обнаружение этого общего. Философское обобщение. Небольшая пауза – осмыслить. Музыка. Всё, брысь на хореографию! Ничего не надо больше говорить: к следующему часу всё уложится в голове, как миленькое!

Умело проведённая лекция не была обучением в строгом смысле: философские изыски и чувства – дело вкуса. Но она качественно решала другую задачу – приобщения. Подробнее об этом – в главе 2.

2. ЭКИПАЖНАЯ РАБОТА. Столы сдвигаются по два, вокруг них – по 4-7 человек. Это экипажи. Обычно они сдруживаются, срабатываются и остаются надолго.

На каждый стол – лист с кучей заданий. В моём случае – проблемные ситуации, хитрые вопросы, задачки, точные определения, прорисовка схем и опор. Времени – в обрез, и народ работает. Общаться по делу разрешено. Учитель только наблюдает и помогает при затруднениях. Тут главное – успеть всех отследить, убедиться, что задания выполнены и что пассивные тоже всё поняли. Работать заинтересованы все: в конце недели – зачёт!

3. ОТЧЁТ. Мне было легко готовить этот час – опыт уже был. Отчёт – это выплеск того, что ребята наработали. Это викторина, кроссворд, решение хитрых задачек на время. Экипажи соревнуются, я с секундомером “веду шоу”, а у лидеров повышается шанс получить хороший зачёт.

Осталось сказать, что, поскольку учебников мы почти не использовали, лекция и экипажка сопровождались разными иллюстрациями, опорными схемами и рисунками. Я рисовал на доске прямо по ходу лекции – это гораздо эффективнее для понимания и запоминания.

НЕДЕЛЯ – это пять лекций. Можно дать пять разных тем. Но это будет линейная подача. Посему мы старались выстраивать материал по схеме: А-Б-С – А-Б-С. Три первых дня – это три главных темы, три аспекта. Четвёртый день – как бы расширение или иное рассмотрение первого. Пятый – второго. А на зачёте обычно шло обобщение всего пройденного, как бы расширение синтезы “С”.

Не думайте, что это так трудно выстроить. Фактически, любую тему можно представить, как новую – а можно, как расширение или вариант старой. Например, эволюция – это тот же организм, но во времени. Экосистема – та же биосистема, но состоящая из разных организмов. К счастью для учителей, научное видение мира не имеет никаких чётких границ – мир един. И мы можем подавать его, как нам вздумается.

КУРС для общего образования – это три недельных погружения. Та же цикличность. Четвёртая неделя – обобщающая и зачётная. Обычно эти три недели раскидывались по трём периодам, и перерывы между ними были длинные. Тем не менее, оказалось, что ребята легко вспоминают прошлое погружение: достаточно зачитать его “краткое содержание”, как всё становится на места!

СМЕНА СЕНСОРНО-ПОЛУШАРНОЙ НАГРУЗКИ

Чрезвычайно эффективный момент технологии.

Полушария мозга отвечают за разную работу. Наука, знаковая работа – в основном левое полушарие, образы, эмоции, ассоциации – правое.

Один час – знаковый, другой – образный или подвижный. Меняется нагрузка – мозг успевает отдыхать и не устаёт. “Смена работы – это отдых”. Это так - если меняется активное полушарие. Действительно, ребята вообще не уставали к концу дня! Учитель – тоже: ведь все часы по форме разные. Казалось, можно учиться ещё столько же. И многие учились – если была нужда.

ОБУЧЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
(ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ)

Отряды набирались по интересам: физики, математики, историки, филологи, биологи.

Трёхнедельный курс для общего образования - если предмет для тебя не профильный. Так проходили биологию математики, литераторы, физики. Зато мои биологи занимались ею постоянно. Они ездили со мной по дендропаркам, работали в лабораториях, рассматривали кучу книг и узнавали фактически всё, что я сам знал и считал ценным. За два года мы освоили всю школьную биологию с кучей добавок. На экзамен ребята готовили 60 вопросов моего курса – и многие сдали блестяще. В конце второго года доцент Шуйского пединститута, биолог, пообщавшись с моими ребятами, сказал: “Дайте мне ваших самых слабеньких – это будут мои лучшие студенты”.

Учёба по интересам – очень разумная идея. Однако, даже такой уровень понимания предмета не давал ребятам шансов поступить – вузы требуют зубрёжки учебников, а на понимание им начхать. Кроме того, три недели языка или математики – явный тупик. Мы оставили по шесть недель, но и этого было мало. Эти базисные, навыковые предметы требуют постоянной тренировки. Мы не успели отработать этот момент, но я уверен, что он решаем.

РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОТРЯДЫ

Один этот момент создал в школе колоссальный энтузиазм в учёбе и поднял всем настроение.

Самое страшное в классно-поурочной системе – запрет на свой темп продвижения. “Слабые” – это те, кого гонят, не давая разобраться. Да они не слабые вовсе! Они просто всё делают не так быстро. Ещё страшнее, что сильных, способных – тормозят. Вот они начинают конкретно с тоски дохнуть – а иногда и дуреть. Шеф снял этот запрет: критерий продвижения в учёбе – не возраст, а способности!

И отряды быстро стали разновозрастными. Осталось только деление на младшую и старшую параллель. Можно было ходить на нужные погружения в другие отряды. Если, например, биолог на отлично сдал общеобразовательный курс по истории или физике, он имеет пятёрку в аттестате и может больше не посещать эти предметы.

Крайность?.. Посмотрим.
1. Освободившееся время он не дурака проваляет, а потратит на что-то более важное для себя – химию, биологию, какую-то практику.
2. Кто сказал, что обычная школа ставит пятёрки за какие-то реальные знания?
3. Кто сказал, что справочный материал школьных учебников – лучше, чем яркое, концептуальное понимание сути предмета?

В общем, и тут можно найти оптимальное решение. Кстати, на деле мало кто отказывался от повторных общеобразовательных циклов: через год погружения менялись, совершенствовались, и их снова было интересно проработать.

Через два года ребята начали с удовольствием заканчивать школу в 14-15, а некоторые даже в 13 лет. И поступали в наши договорные вузы – и учились довольно успешно. Программа была наша, адаптированная, но доценты и профессора, работающие с нашей детворой, не жаловались. Трудности были только в том, что некоторые студенты ещё на научились быстро писать и работать с литературой. Но эта проблема вполне разрешима – нужно только сделать больший упор на языковые навыки.

Ранних студентов было около трети. Ещё треть - бывших отстающих - спокойно и не торопясь сдавала зачёты на средний балл и училась до конца. Их никто не торопил. Эти ребята проявляли себя в разных практических делах, коих всегда было достаточно.

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЁБЫ

Оно было простым: зачёт в конце недели.
В маленьких журналах отмечалась только посещаемость – чтобы знать, кто болел или был занят чем-то другим. Дневников и оценок не было. Ребята не дёргались, не боялись наказаний или вызова к доске. Они раскрепостились и быстро захотели учиться!

Зачёт – вообще разумная форма оценки. Отработал погружение – покажи, что наработал. Однако, тут многое зависит от учителя. Если ты ставишь оценки за “старание” или по доброте своей душевной – никто не будет работать всерьёз!

Чтобы снять психологический шаблон, зачёт оценивался не оценками, а уровнями. Третий уровень – высший, второй – средний, первый – низший. Но первый уровень не означал “трояк”, а означал – “сдал зачёт”, так же как и другие уровни. Сдал – на своём уровне, по-своему. Тут как бы учитывались особенности ученика. Позже многие вернулись к привычному шаблону, и уровни стали означать оценки. Но те, кто понял разницу – выиграли.

Важно чётко обозначить для себя, за что какой балл будешь ставить. Первый уровень – если ученик знает все определения. Второй уровень – если может объяснить все процессы. А третий – если на зачёт мне приносят собственный графический концепт (обобщающий схематический рисунок) всего погружения, и защищают его устно. А если и определений не знает? Тогда просто незачёт. Хочешь – пересдавай, а хочешь – жди следующего года. Всё это объявляется ребятам в самом начале погружения. Третьих уровней было достаточно!

На зачёте я весел и неподкупенен. Никто не может сдать зачёт за красивые глазки. Некоторые пробуют кокетничать. С той же улыбкой, со всей своей симпатией отправляю таких на переподготовку. Без обид! Личная симпатия и учебный результат – как удав и кролик. Они должны быть выражены максимально, но строго раздельно! Смешать их – перечеркнуть весь смысл работы.

На третий год, когда идеология достигла апогея, Шеф принимал экзамены очень тенденцоизно: явно завышал оценки за “духовность”. Но это – отдельная история.

продолжение следует
 
  Рубрика: Вопрос - ответ
Пишет Галина:

Здравствуйте Лена! В Вашей книге "Новый взгляд на игры Никитина" (глава 8) Вы ссылаетесь на пособия Николая Александровича Зайцева "Стосчет", "Математика для всех", "Первая тысяча", "Нам в сотне тесно". Но в вашем магазине таких пособий нет. Не подскажете будут ли они в магазине или нет? А также с какого возраста наиболее целесообразно начинать заниматься? Заранее спасибо. Галина.

Лена Данилова:

В книги описаны старые пособия, выпускавшиеся 5-10 лет назад. Сейчас новые версии таблиц, входивших в эти пособия (кроме "Нам в сотне тесно" - это был комплект карточек) можно найти в комплектах "Тысяча+" и "Миллион +".
С моей точки зрения, заниматься математикой по методикам Зайцева можно с 3,5-4 лет, но не раньше.

Пишет Юлия:


Здравствуйте,
К сожалению не могу нигде в продаже найти (в том числе и в Вашем магазине) "Мою первую книгу об искусстве". Мне очень помогла книга Тимофеевой "Беседы детского доктора", буду очень признательна, если порекомендуете какие-либо книги по здоровью, психологии и развитию детей, произведшие хорошее впечатление лично на Вас.
С уважением,
Ирисова Юлия

Лена Данилова:

Уважаемая Юлия!
По поводу книги об искусстве: вероятнее всего закончился тираж. Переиздают книги обычно не сразу, "Энциклопедию развивающих игр" переиздали только через полгода, после окончания первого тиража.
Из любимых книг по здоровью могу посоветовать любимые книги по практике здорового питания "Три пользы" и "Кулинария здоровья", автор И.И. Литвина. Написано интересно и все вполне применимо на практике.
 
  Рубрика: Мастерилки
 
Фигурки из бумаги
Материалы:
Бумага
Ножницы

Чудесные поделки из бумаги, пришедшие к нам из Японии, называются "оригами". Художник и педагог Масаби Ямагучи создал на основе традиционной японской техники вырезания новый метод и установил четыре основных правила изготовления бумажных фигурок животных.

1. Для изготовления одной фигурки используем только один лист бумаги.
2. Лист должен иметь форму правильного четырехугольника.
3. В процессе работы не отрезаются никакие части листа. Если разложить фигурку на плоскости, то видны прилегающие друг к другу надрезы, но не отверстия.
4. Фигурки соединяются лишь путем надрезания бумаги и продевания полосок в надрезы.

Они не раскрашиваются, лишь глаза можно обозначить надрезом или дорисовать тушью.

Существуют два разных способа обработки бумажного прямоугольника:
1. Фигурку животного складываем из узкой полоски бумаги. Путем отгибания бумаги с надрезами фигурка пропорционально расчленяется на части.
2. Бумага имеет форму квадрата или прямоугольника. Фигурка соединяется на спине или на животе.

Нажмите на схему изготовления фигурок. В новом окне откроется крупное изображение схемы. Распечатайте и предложите ребенку сделать зверушку.
Фигурки предназначены для детей 5-8 лет.

 
 

Жираф и антилопа


 


По материалам книги "Дети на отдыхе", Карел Поломис, перевод с чешского, Москва, изд-во "Культура и традиции", 1995 г.
 
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться

В избранное