Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 38 от 04 апреля 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Детям нужна помощь!
  • Ходят слухи... или Куда девалась Лена Данилова
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Скоро лето. Пора вставать на ролики"
  • Рубрика "Двуязычные дети"
  • Рубрика "По следам наших публикаций"
  • Рубрика "какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей) "
  • Рубрика "Вопрос-ответ"
  • Рубрика "Делимся опытом": "Развивающий коврик"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Новости магазина:
  • Новинки в разделах "Плакаты о времени", "Плакаты по географии", "Плакаты по математике", "Плакаты о природе", "Плакаты "Мир людей", "Плакаты по иностранным языкам".
    Раздел "Плакаты"
  • Серия из пяти небольших книжечек и одной большой книги "Практическая Монтессори-педагогика".
 Лучшие товары магазина:
"Кубики Зайцева в семье"
Мамины колыбельные
Азбука-потешка
English and Kids
Электронный конструктор "Электроник" 500 схем
"Кубики Зайцева"
Плакат "Круглый год"

 
 Автор рассылки:

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Наши друзья:

Лукошко сказок

Мальчишки и девчонки, а также их родители!
Давно ли вы услышали первую сказку? Конечно, ещё задолго до того, как пошли
в школу. Бабушка, мама, папа рассказывали вам сказки, когда вы едва
научились произносить первые слова.
Занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки являются вашими
спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых. Знакомые с детства
сказки с наслаждением читаются и в зрелом возрасте.
В этой рассылке вы прочтёте новые сказки, рассказы и стихи для детей, а
также узнаете о других новинках появившихся на сайте
Лукошко сказок.
 
 Приглашаем к участию в рассылке!

Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.

Вниманию родителей!
Расскажите, в каких клубах и центрах занимается Ваш ребенок, поделитесь с другими родителями своими отзывами. Пишите по адресу danilova_lena@rambler.ru

 
      Детям нужна помощь!

Уважаемые читатели рассылки!
Я обращаюсь к вам по поводу детишек с дефектами развития.
Есть подшефный детдом для детишек с дефектами развития (от 3х до 15 лет)
Есть люди, которые привезли туда много компьютеров.
Нужны развивающие игры для установки на компьютеры.
Кто может помочь? Скажем спасибо за любую помощь или информацию!!!
Татьяна, телефон 8-903-688-6461
Bagira_76@pisem.net
 
  Ходят слухи... или Куда девалась Лена Данилова

По Интернету и из уст в уста ходят слухи, что Лена Данилова уехала из Москвы (а может и не уехала). А уехала она то ли за границу, то ли в Краснодар, то ли на Черное море, то ли еще куда-то....

Хочу прояснить эту ситуацию и рассказать, куда же я всё-таки уехала и чего меня сюда занесло.

В ноябре месяце прошлого года я вместе с детьми уехала из Москвы в город Абинск Краснодарского края. Мы приобрели здесь дом и живем в нем постоянно. Дети ходят в школу, а продолжаю работать над книгами, над сайтом и над магазином (помогаю менеджерам магазина подбирать нужный товар для магазина - консультирую, что подходит, а что не подходит, что соответствует концепции моего сайта, а что нет).

Мы живем между двумя морями - и до Черного и до Азовского совсем недалеко. До Анапы и Новороссийска около 55 километров. До Азовского моря - около 80 км. Скоро откроется новая дорога от Абинска до Кабардинки (под Геленджиком) - около 25 км. Так что до моря будет совсем рукой подать.

Места здесь замечательные - тихий уютный небольшой городок, вокруг - необыкновенная природа: горы, море, цветы, сады, роднички, святые источники, дольмены. Жить здесь намного приятнее, чем в Москве. Да и цены гораздо ниже - и на продукты, и на одежду, ну а про цены недвижимость даже и говорить не надо (на порядок ниже московских). Чистый воздух, спокойные добрые люди, никакой суеты. Но при этом - все блага цивилизации: канализация, газ, свет, телефон, Интернет, любые товары в магазинах. Сервис на высоте. Так что, не только в Москве есть жизнь, как уверены многие москвичи.

Я бываю в Москве раз в два-три месяца. Приеду в следующий раз в начале лета. Если есть желающие получить консультацию, пишите заранее, обязательно встретимся и поговорим.

С южным приветом, Лена Данилова
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Скоро лето. Пора вставать на ролики
Глава из книги "Энциклопедия физической подготовки"
Автор главы: Михаил Федотов


Большинство глав в этой книге не касаются только нашего личного опыта, мы не стремимся ограничивать себя такими рамками. Но именно эта глава очень важна для нас, потому что, начиная заниматься роликами, мы шли по совершенно неизвестной нам “целине”, а результаты получились сильными, обнадеживающими и полностью подтверждающими теорию, от которой мы отталкиваемся.

Нам удалось доказать себе правильность тезиса о том, что одна спортивная дисциплина должна быть доведена до максимально высокого уровня. Это сулит множество физических и умственных приобретений, очень сильно влияет на становление характера, на ощущение себя спортивной личностью, равной многим взрослым детям. С разными детьми, с которыми мы общаемся, мы пробовали уже самое раннее начало катания - и в пять и в десять месяцев. Мы уже ссылались на книгу Масару Ибука, президента японского общества раннего развития детей, в которой он рекомендует ставить ребенка на ролики в момент, когда тот учится ходить.

Видимо, для этого нужно иметь японские ролики очень легкие и крошечных размеров. Мы обычно ставим детей на ролики «только» в полтора года.

Начиная занятия до полутора лет, вы вынуждены ставить ребенка на пластиковые ролики типа “Фишер-Прайс”. Лучше всего, чтобы они были с высоким сапожком, в который входит детская нога в обуви. Найти ролики подходящего размера невозможно и об этом вообще не стоит задумываться. С одним из детей мы занимались в течение первого года на роликах, которые были на ДЕСЯТЬ размеров больше, чем нога. И это не помешало ребенку блестяще овладеть каждой из пар, на которой он катался.

“Колеса” пластиковых роликов выглядят, как широкие цилиндры, катятся они не очень быстро, и ребенок быстро выучивается на них не ездить, а устойчиво вышагивать. И это нас вполне устраивает: ему все-таки постоянно приходится контролировать свою неустойчивую обувь, и обучение уже происходит.

Но уже к двум годам мы рекомендуем сразу ставить ребенка на “ножи”, на однорядные “роллерблэйдз”, и чем они быстрее (и легче!), тем лучше. В первые месяцы учебы все катание происходит только за руку. Самостоятельное катание мало ускоряет прогресс, небезопасно и только тешит родительское тщеславие, а ребенок чувствует себя весьма неуверенно и испытывает дискомфорт.

Обратите внимание: для занятий “за ручку” у ребенка должны быть сильные руки, и это неотделимо от ежедневной брахиации. Ребенку нужно научиться держаться только за одну руку взрослого, повисать на ней, и это не должно повлечь за собой растяжения и травмы.
Вам нужно постараться забыть о том, что ребенок на роликах, и проводить занятия в интересных местах, где все внимание ребенка будет сосредоточено на витринах, клетках со зверями, ярких огнях, шумной музыке, и отвлечено от процесса учебы. Не надо концентрироваться на роликах, ненавязчиво и незаметно выработается привычка к ним, а потом уже и удовольствие от катания. И все только за руку!

А когда же он будет кататься сам?

Сейчас мы уверены в том, что все дети, с которыми ездят за руку, быстрее и увереннее начинают кататься и отказываются от помощи, когда могут без нее обойтись. Ребенок довольно быстро привыкает к роликам на ногах, несмотря на то, что они относительно тяжелые. Катание тренирует мышцы ног, живота, развивает чувство равновесия, ведет к какой-то невероятной растянутости, страхующей травмы.

Много месяцев ребенок не должен серьезно падать. При этом, разумеется, мелкие падения происходят, но они не очень чувствительны благодаря маленькому весу. Ребенку необходимо самому научиться ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ, взрослый научить этому не может. Как можно дольше не катайтесь на специализированных площадках, ребенку там будет только скучно. Переходить на площадку можно, когда ребенок начинает испытывать удовольствие от катания как такового, а до этого еще месяцы и месяцы учебы. Через достаточно короткий промежуток времени вы сможете “тащить” своего ребенка за собой по делам, вы убедитесь: это намного легче, чем возить его в коляске. Большие универсальные магазины, в которых такие ровные скользкие полы, были нашим главным “плацдармом“, там мы быстро отказались от катания за руку. И в тех магазинах, где сторожа были настолько умны, чтобы понять разницу между двухлетним катальщиком и носящимся на роликах подростком (катание в универмагах, видимо, запрещено инструкцией), мы накатали самостоятельно десятки километров. При этом нам никогда не были нужны ни шлем, ни налокотники, ни наколенники. Необходимость в такой защите появилась только на роликовой площадке, когда мы стали осваивать склоны и горки. Отсутствие шлема и перчаток на площадке сразу снижает скорость учебы. Мы сделали специальные штаны с пришитыми наколенниками и взрослым наколенником, вшитым сзади и делающим безболезненными падения назад. Еще мы поняли, что “учить” двухлетнего ребенка невозможно. Все тренерские ОБЪЯСНЕНИЯ в два года не доходят до адресата. Но ребенок зато очень легко придумывает естественные ходы сам, нужно только создать ему возможность для эксперимента. Например, для отработки катания назад мы возили его по универмагу, а он держался за тележку и ехал спиной вперед. Какие движения при этом производить ногами, он придумывал сам.

Главным недостатком учебы в универмагах является необходимость что-то покупать. Дети, которых мамаши возят в тележках для покупок, и мальчишки на роликах смотрят друг на друга с завистью. Но “зависть” быстро проходит, как только мальчишки понимают цену независимости и скорости передвижения. (Вот цифры из спортивного дневника одного из наших детей: Федя в 2 года и 4 месяца легко пробегал на роликах 50 метров за тридцать секунд, в два с половиной года - за 26 секунд, 100 метров - за 42 секунды. К этому возрасту он уже легко лавировал между полками магазинов и без труда ездил спиной вперед (за минуту проезжая 50 метров). В 2 года и 7- 8 месяцев Федя легко проходил с нами по городу дистанцию пять-десять километров, где-то просто катясь за руку, где-то пробегая куски пути самостоятельно. Случалось, что он не снимал, да и не хотел снимать ролики по два-три часа. Мы придерживаемся старого голландского принципа: нравятся ли тебе серебряные коньки или нет, но иначе, как на коньках, до Амстердама не добраться. В солидных книгах по “детской физкультуре”, с которыми мы сталкивались, рекомендуют пятилетним малышам на роликах кататься два-три раза в неделю по двадцать минут, чтобы не переутомляться. Феде эти книги мы решили не показывать.

К трем годам Федя на роликах пробегает 50 метров за двадцать секунд, а сто метров - за сорок-сорок одну секунду (мы говорим о свободном быстром катании без желания поставить рекорд или кого-то догнать).

Во время катания на роликах мы обычно отказываемся от тормозов(просто снимаем с конька), чтобы облегчить в дальнейшем переход ребенка на лед. Перемена оказалась неощутимой, дети сразу приспосабливаются к новым условиям торможения.
Мы придаем большое значение регулярности занятий, особенно это касается катания с гор, с крутых спусков, перешагивания и перепрыгиваний через препятствия на площадке. Даже несколько минут в день могут поддержать уровень, иначе вы откатываетесь назади теряете все, что приобрели. Главное, что крутые спуски, повороты требуют известной решимости и смелости ребенка, и не нужно заставлять его все время совершать подвиги: если вы катаетесь каждый день, то, что казалось подвигом, превращается в привычное дело.
Какие ролики выбрать? Все зависит от того, какие задачи вы ставите. Хоккейные тренеры вообще не в восторге от движений, которые вырабатываются у малышей, катающихся на роликах. После них на льду довольно трудно добиться низкой посадки. Но ролики могут быть самоцелью, а не подготовкой к ледяным видам спорта. Существуют очень верткие двухрядные ролики, на которых выступают звезды мировой эстрады. Они требуют другого развития мышц, несколько иных движений ног и корпуса. В течение дня мы хоть несколько минут катаемся на разных парах. Все-таки постоянные тренировки в любом виде спорта вызывают пресыщенность, и для одного из наших главных героев главное удовольствие - побегать без роликов. Но он хорошо понимает, что далеко идти без роликов - это большая нагрузка, и никогда от роликов не отказывается. У Тимофея К. в три года ( где-то после года тренировок )появилась любовь к скорости на спусках, и он много раз подряд на площадке забирается на горы и съезжает вниз.

Практический вопрос: можно ли купить роликовые коньки в городе N.? Этого мы не знаем. Жизнь подсказывает, что если вы чего-то хотите, достать всегда можно. К сожалению пришлось убедиться, что на дорогих роликах кататься намного лучше, чем на дешевых, и прогресс тоже ощутимее. Но это скорее исключение, чем правило: занятия спортом с ребенком можно построить очень дешево, так что они будут по карману большинству семей.
Ролики ставят перед ребенком сложные задачи и совершенствуют его физические данные. В условиях Севера можно кататься и в школах, и в длинных коридорах, и в вестибюлях.
Всё-таки не забывайте, что все профессиональные игроки НХЛ, в том числе и Вейни Грецки, летом много времени катаются и играют в хоккей НА РОЛИКАХ!

 
 Рубрика: Двуязычные дети
Пишет наш читатель Сергей:

Пишу вам это письмо в ответ на предложение (опубликованное на вашем сайте) обсудить тему «Двуязычные дети».
Наша семья сейчас состоит из трех человек: моя супруга Светлана, моя дочка Алина (возраст - два месяца) и, собственно, я. Мы сейчас временно проживаем в США, так как Светлана и я учимся в аспирантуре в университете. С одной стороны я не могу поделиться собственным опытом по этому вопросу, так как моя доченька еще очень маленькая. Однако, так как в нашем университетском городке много семей из постсоветского пространства, и практически у всех есть дети, то я могу поделиться своими наблюдениями.
Как правило, можно выделить два основных случая при языковом развитии детей, живущих в поли-язычном окружении.
Первый случай относится к детям, которые после рождения оставались в среде «семейного» языка, то есть те дети, которые до 3-х, 4-х лет не посещали детский сад и не имели «активного» взаимодействия с носителями другого языка и были, как бы, в языковой изоляции. В таком случае, дети успешно овладевают языком своих родителей. Конечно же, по мере роста, ребенок так или иначе контактирует с носителями другого языка, но если эти контакты не длительны, то ребенок запоминает основные фразы с иностранного языка, чего вполне достаточно для беглого общения с другими детьми. Но в данном случае существует огромная проблема, когда ребенку необходимо идти в школу либо детский сад после того как
он достаточно долго пробыл в среде родительского языка. В таком случае родителям предлагают водить ребенка на дополнительные занятия по английскому языку, для того чтобы ребенок подтянул уровень английского языка и догнал своих англоязычных соотечественников. В основном, такие курсы платные, но в некоторых городах они бесплатны. В нашем городе эти курсы бесплатны и в школе все происходит следующим образом: во время урока английского языка с ребенком в отдельном кабинете занимается английским языком специалист. Как правило после 1- го – 2-х лет таких занятий ребенок великолепно говорит на английском языке. Второй случай относится к детям, которые были отданы в детский сад после рождения. В данном случае на ребенка «сваливается» сразу два языка и очень часто такие дети долго (до 2-х -3-х) не разговаривают, в нормальном понимании
этого слова. Они выражают свои желания жестами или отдельными словами, как  правило смешанными из нескольких языков. Но все прекрасно понимают независимо от того на каком языке к ним обращаются. Но когда такие дети начинают разговаривать, то они четко разделяют языки и отвечают на том языке, на котором был поставлен вопрос.
Хочу заметить, что можно сделать один общий вывод для этих двух различных случаев: когда ребенок начинает длительное время общаться на языке сообщества, то он перестает общаться на языке своих родителей. И мне приходилось много раз наблюдать, как дети с русскоязычных семей, собираясь вместе, общаются только на английском языке. Некоторые дети не категоричны и в семье разговаривают на родительском языке, но некоторые на столько категоричны, что напрочь отказываются общаться на каком-либо языке, кроме английского, при этом прекрасно понимая все, что им говорят на родительском языке.
Даже те дети, которые приехали сюда в 3-8 лет и не знали никакого другого языка  кроме языка своих родителей, через год – два общаются с родителями на 50-70% на английском языке. Конечно, в первое время, приехавшим детям очень тяжело перейти на английский язык, но достаточно года – двух и ребенок «переходит» на английский без приложения особых усилий со стороны родителей.
Данную проблему отказа от общения на родительском языке я наблюдаю у  большинства детей независимо от возраста. И я думаю, что решить данную проблему можно изменив отношение родителей к языку. Если семья с ребенком будет находиться за рубежом как минимум два года, то необходимо принять, что для ребенка, язык чужой страны будет стоять на первом месте, а родительский – на втором, так как понятие «чужой» и «своей» страны у ребенка формируется приблизительно так: та страна в которой живу я – «моя», все остальные – чужие.

С уважением,
Сергей.

Пишите
danilova_lena@rambler.ru
 
  Рубрика: По следам наших публикаций
Пишет наша читательница Ирина

Моя подруга лет в 15-17 очень хотела пойти работать. А родители хотели чтобы она училась, а не работала. И тогда предложили ей взять на себя полностью домашнее хозяйство (уборку, стирку, глажку и готовку) и платить за это деньги. При том, что до этого, кроме готовки она и так все убирала :). Елена Данилова права - детям, которым все покупают, все равно нужны свои деньги, хоть для того, чтобы подарок подарить маме и папе. Кстати, подруга стала замечательной женой, которая все умеет по хозяйству и даже распределять деньги, так как позднее ей давали еще и деньги на хозяйство вместе с ее деньгами.
Надо смотреть по ребенку, но очень многие бы дети с удовольствием бы убирали, если бы им за это платили. Про учебу тоже. У меня, например, был сильный стимул в институте учиться на отлично, так как родители мне оплачивали учебу, за отличную учебу давали 50% процентов скидку, а родители мне ее отдавали. При чем тогда они очень многого мне не покупали (я просто не просила, так как были свои деньги) и им это было выгоднее, чем если бы они мне не отдавали бы эти деньги, а я бы плохо училась и они платили бы все стоимость. Правда тут важно определить границы, чтобы это не была учеба за оценки, а не знания.
А вообще главное хорошее отношения с детьми, так как когда они хорошие и у вас, например, больше нет возможности платить деньги (работу потеряли), дети все равно будут помогать вам, бесплатно, пока опять не сможете платить.
У самой ребенок еще маленький, один годик, но я тоже планирую платить за домашнюю работу - свою комнату бесплатно убирать, а нашу - за деньги. Лучше ребенку заплатить деньги, чем домработнице. При чем ему можно и дешевле в 5 раз :)

Пишет наша читательница Катя

Лена, здравствуйте!
На Вашу рассылку наткнулась не так давно. Сначала просто пробегала, потому что большинство тем мне знакомо очень хорошо, но когда появился Курдюмов, стала читать Вашу рассылку очень пристально. Я очень люблю Курдюмова. Читала многие его эссе. А книги про сад-огород купила родителям.
Но после того, как Вы высказались про деньги, я стала и Вашей большой поклонницей. Можно выскажу этой девочке, по-моему, ее зовут Наталья, свое мнение?

Моим мальчишкам 4 и 7 лет. И тот и другой прекрасно видят, что такое деньги, для чего они нужны. И тот и другой хотят, чтобы у них были свои деньги. Старшему иногда дарят деньги: я - на день рожденья, бабушки - на праздники. Относится он к своим деньгам с огромным уважением. Может потратить их на подарок, на конфеты для себя, для меня, для брата. Он ценит, что он взрослый и у него есть свобода выбора: он может купить то, что ему понравится, независимо оттого, есть ли у мамы деньги, захочет ли она купить это сейчас. По-моему, ребенок высоко ценит то доверие, которое родители ему оказывают!

Когда ребята подрастут, я обязательно буду рассматривать варианты, чтобы они могли подработать и заработать деньги честным путем. Если будет возможность, и у меня. У Вашей читательницы старомодные представления о деньгах. Может быть, она еще скажет, что деньги - это зло, и к ним, вообще, детей подпускать не стоит? Такой подход мне напоминает поддерживание, подстраховывание ребенка, когда он учится ходить. Как бы ни упал! А то что он потом падать не будет уметь и в случае падения переломает себя все, что можно, об этом сердобольные мамочки не задумываются. Тоже с деньгами. Когда учиться ими пользоваться? Когда узнавать цену деньгам? Неужели в 20 лет?!

Я в своих рассылках пишу об очень похожих вещах. Зачем мы ограничиваем своих детей? Зачем контролируем их? Зачем жалеем себя? Зачем водим детей в школу или садик, от которых самих тошнит? Буду очень рада, если загляните в мои рассылки и на мой сайт.

Катя Мануковская
Сайт www.zhenclub.narod.ru

Рассылки:"Центр для женщин и детей: такого еще не было"
http://subscribe.ru/archive/home.woman.womenchildren

"Знания, обреченные на успех"
http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki

Пишет Анжела

В ответ на письмо Оксаны Давыдовой в рассылке.
Мы живем в Америке, и тут определенное отношение что игрушками надо делиться. Почему бы и не воспитать в детях милосердие? Например, дать копейку и предложить подать бедным. На праздники, предложить выбрать ребенку самому не нужные игрушки и одежду и отдать нуждающимся детям в приют. Напечь
печенья и дать всю тарелку ребенку - предлагая ему поделить со всеми членами семьи. Здесь еще любят пойти на пожарную станцию и принести печенья пожарникам. Даже есть стишок : "share with me, I'll share with you! Sharing is the thing to do!" Когда я объяснила моему сыну
что есть неимущие люди, у которых нет так много игрушек как у него, сын оказался просто душкой - побежал бегом в свою комнату и принес свою самую лучшую игрушку. Удивил меня неимоверно. Теперь, для сестер-братьев. Нужно, чтобы у младшей были "свои" игрушки, а у
старшего - "свои". Предложите сыну сесть на ковер и выбрать игрушки которые он готов "подарить" своей сестричке.(здесь это вообще рекомендуется до рождения второго ребенка, а при третьем ребенке, уже оба смогут сказать - эти игрушки "для бэбиков" а я уже большой!) Не все игрушки удастся разделить, конечно - особенно большие, интерактивные. Пускай будут "общие". Возьмите коробку или полку, одна - для игрушек сына, другая - для игрушек дочки. При этом, игрушкой можно ДЕЛИТЬСЯ. Как? А вот так. Правило№1: Когда один ребенок играет с игрушкой, другой не имеет право отнимать, вырывать из рук - НИКОГДА.
Научите его попросить. Естественно, при этом другой ребенок бывает не готов поделиться. Дайте ему немного времени, а еще лучше, предложите играть с игрушкой по очереди. Если у вас на кухне есть таймер, или часы с заводом - то поставьте часы и заведите, ну, на 5 минут, а с маленькими детками можно начать и с 2х мин. Когда завод закончится, другой ребенок имеет право играть с данной игрушкой пока не зазвенят часы на такое же время. С велосипедом просто - если нет 2х, то один круг брат, другой сестра. Что делать если ребенок слишком мал чтобы просить? Есть язык знаков который здесь очень популярен с бэбиками. Я видела совсем крошек здесь на площадке которые подходят с игрушкой к владельцу и просто жалобно так смотрят на владельца. Владелец игрушки при этом себя чувствует милосердным королем - улыбается во весь рот и говорит - конечно, играй. Бывают особенные случаи. Например, любимая игрушка! Не оторвать от сердца! Объясните другому ребенку, что это ОСОБЕННАЯ игрушка для братика и он еще не готов делиться нею. Тогда ее лучше отложить подальше от соблазна, если он ею сейчас не играет. (можно в кроватку). Просто отвратное зрелище - видеть жлобливого ребенка, который никогда не делится. Некрасиво и вообще? кто с ним-то
будет делиться? Жлобов никто не любит - ни детей, ни взрослых. Бывает что общая игрушка - большая, а поделить все равно не могут. Пригрозите забрать ее совсем и я уверенна что дети быстро найдут общий язык.
Надеюсь что эти советы помогут вам.

Пишет Ирина

Решила ответить на письма из последней рассылки.

Сначала по поводу трека – информация для Антона и других читателей

1. Я считаю, что клеенку на трек КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя клеить. Она и за 10-ки лет не полностью выветривается (когда-то смотрела передачу по телевизору). Думаю, лучше подойдет детская клеенка, которую можно купить в аптеке.

2. Материал. Мы сделали трек из двери от древнего шкафа, сделали бортики и наклеили на двухсторонний скотч туристический пенопропиленовый коврик. Думаю, в этом была наша главная проблема, лишь спустя 3(!) месяца выяснилось, что ползать по нему маленький ребенок не может, он не скользит. Я думала, что наоборот это облегчит, что можно будет легче толкаться. Когда мы клали ребенка на трек он отчаянно вопил, энергично двигая руками и ногами, мне казалось, что это от отчаяния, что не получается продвинуться ни на миллиметр. Позже я поняла, что так и было. Когда мы застелили трек обычной пеленкой, дело пошло на лад, но Маше к тому времени было около 3-х месяцев, и рефлекс был не такой выраженный, как вначале.

3. Ребенок. У моего брата недавно родился сын. Это уникальный человечек! Когда я первый раз его увидела, ему не было еще и месяца (мы живем в разных городах). Я перевернула его на живот и он улыбнулся!! Он любит массаж (Боже, как Маша орала, когда я пыталась ей сделать массаж), он любит ползать, ему подставляют ладошку, т.к. родители не сделали трек, к сожалению. Наша Маша не желала применению методик к ней, сопротивлялась и кричала, но с такими детьми нужно терпение и микродозы, главное это регулярность и желание (у моей подруги ребенок еще больше сопротивлялся, чем наш, так она проявляла недюжинную фантазию, для того, чтобы ребенок 2 минуты полежал на животе).

4. Теща. Мы живем со свекровью. Она тоже сначала нас, мягко говоря, не понимала, но она такой человек (золотой :), что со своими советами хоть и лезла, но не настаивала. Я старалась объяснять, что и для чего я делала, расписывала преимущества использования трека, порой перекрикивая крик ребенка, и теперь она нас поддерживает, гордится достижениями внучки, занимается с ней.

5. Животик после еды. У нас были проблемы с животиком почти до 4-х месяцев. Как только ребенок научился переворачиваться на живот самостоятельно, так сразу после еды (иногда с титькой в зубах), она переворачивалась на живот. Срыгивала довольно редко. Хотя врач-гастроэнтеролог, у которого мы консультировались, сказал, да вы что! надо после еды ребенка 40 минут вертикально носить. Думаю, это неверно. Раз она сама ложится, значит ей так и надо, тем более все животные спят на животе :)

Хочу ответить Оксане Давыдовой

Я заметила, что дети, которые не дают свои игрушки охотно МЕНЯЮТ их на понравившиеся. А что если купить игрушку дочери (или им обоим по игрушке, но чтобы мальчик понял, что игрушка сестренкина), такую, чтобы мальчику захотелось ей поиграть. А потом предложить поменяться, возможно он согласится. При обратном обмене у него будет возможность понять, что его игрушка цела и ничего с ней не случилось (о чем говорил Ник). По моему, правильное отношение к собственности укрепится и появится возможность плодотворного обмена и сотрудничества, если сделать девочку полноценным участником обмена, а то кому нужны кукла и пара погремушек?

Хочу ответить Ксении

Мы используем время, когда одеваемся. Когда Маша была совсем маленькой, одеть ее было большой проблемой, она плакала, кричала и извивалась как червяк. Перелом наступил, когда бабушка, вместо обычных приплясываний, прихлопываний и "трулялюшки-труляля" (совершенно бесполезных), начала заниматься "пальцематематикой", надо было видеть интерес и удивление ребенка. Через пару дней мы начали одеваться сами, без бабушки и криков: я стала комментировать каждое свое действие. Например: это носок, надеваем на левую ногу, берем шарф, он оранжевый и т.д. Каково же было мое удивление, когда на вопрос: "где у Маши ножки?" она подняла обе ноги. Сейчас за время одевания мы успеваем пропеть алфавит на пару мотивов, прочитать несколько стихотворений (над кроватью, где мы одеваемся, я повесила распечатки стихов и постепенно выучиваю их наизусть). Моем вместе посуду, называя предметы и куда их поставить положить, вместе варим кашу, завариваем чай, вешаем белье (пеленка прямоугольная, синяя и пр.), называем каждое свое действие и обращаем внимание на свойства предметов. Т.е. нужно сделать ежедневные совместные занятия развивающими, может быть это можно назвать "естественным развитием".

С уважением, Долгополова Ирина


Пишите
danilova_lena@rambler.ru
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Начинаем публиковать в рассылке еще одно педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 1.

МЕЧТАЯ О ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ…

Всё началось с появления детей.
С них вообще начинается всё хорошее.
Знаете, честолюбие – полезное чувство. Это большое удовольствие – делать что-то лучше других. В том числе и детей! Мы ведь заводим их для собственного удовольствия. Когда мы видим превосходство нашего чада над прочими, мы лопаемся от гордости. Когда, наоборот, нам указывают на “недоработки в воспитании” - лезем на стенку.

Конечно, каждый старается взрастить в детях свои собственные ценности. Одни продолжают играть в кукол и стараются, чтобы их чада били рекорды “по одёжке”: одевают, как на подиум, снабжают мопедами, мобильниками и прочими совершенно “необходимыми” в начальной школе вещами. Другие готовят детей к встрече “по уму”: учат читать и считать с двух лет, гордятся кипой прочитанных до школы книг и решённых задачек. Третьи больше ценят “душу” и полагают, что доброта и отзывчивость стоят дороже ума и денег. Естественно, правы все трое.

Мне же всегда хотелось видеть своих детей СПОСОБНЫМИ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ. Я был уверен, что человечек, родившийся год назад – уже личность. И эта личность должна хотеть свободы. От родителей – в первую очередь. А свободен тот, кто умеет всё делать сам.

Я был близок к истине. Оказывается, человек задолго до рождения – уже личность.

Так или иначе, нам было интересно с детьми. Пятидневного сына я тут же пустил плавать в ванну – и он плавал год, пока помещался. Потом были развивающие игры Никитиных, холодные обливания, лыжи, горы, музыка, акробатика и прочее. Особое спасибо – Никитиным. Они сумели посмотреть на детей трезвыми глазами – и увидеть в них полноценных, могущественных человечков. Я от души разделяю их взгляды. Наши дети росли весьма активно и свободно – и это избавило нас от массы проблем. Увлечение Никитиными вылилось в эссе “Что надо знать и делать, если вы хотите заиметь ребёнка”. Оно получилось нудным, но полезным. Я обязательно перепишу его: если бы я знал всё это раньше, мы избежали бы многих ошибок!

МОИ ПЕРВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ НАРАБОТКИ

Итак, в 1986 году я, агроном по образованию и увлечённый папа троих малышей, “по зову сердца” пришёл работать в школу.

Это было замечательное время. Умы будоражит волна педагогических поисков и школьных реформ. Матвеевскую “Учительскую газету” рвут из рук – там есть, что почитать! В телецентре Останкино с огромным успехом проходят встречи с педагогами-новаторами. На устах у всех – Амоношвили, Шаталов, Волков, Подболотова, Огороднов, Щетинин. Дух новаторства поднимает настроение молодым, вызывает скептические улыбки у матёрых, остужается строгостью завучей, и директор уже не в курсе. Порывы демократизма разбиваются о двойки, дисциплину и “накопляемость”. Над душами, рвущимися к Гребенщикову и Бони-Эм, бдительно висит домоклов завуч по воспитательной работе. Но педсоветы становятся живее, и всем ясно, что можно работать как-то иначе, без привычных глупостей.

Сначала я попал в “школу снятия стружки”. В ней учились дети городской элиты, наблюдался период межвластия, а обязанности директора исполняла подавляющая дама, имеющая к педагогике весьма отдалённое отношение. Я был уверен, что ребятам надо только раскрыть душу, а взрослые сообща работают ради результата. Огромное спасибо всем: не прошло и полгода, как я избавился от сих наивных заблуждений. В основном, по поводу взрослых. С ребятами было проще: они-то как раз ценили работу на результат.

Видимо поэтому, хлебнув всех тяжких, на какие только способен женский коллектив, раздражённый самоуверенным и чересчур энергичным юнцом-энтузиастом, я не расхотел-таки быть учителем. А собрался, пересилил свой страх и… отработал одну лагерную смену с пятиклашками. Это был замечательный урок! И я победил: научился строить с детворой отношения, не теряя своего лица. Они научили меня главному: управлять, не унижая. И ругаться на весь лагерь, и гоняться с хворостиной, и петь им песни, и читать книжки, и водить в походы – искренне, от души. За три недели бурной жизни мы стали дружным отрядом. Расставались, взаимно обогащённые.

И вот, строгая и потрясающе профессиональная команда завучей двадцатой школы города Балаково видит перед собой молодого и увлечённого биолога, из которого так и прёт ненависть к формализму и желание завоевать души ребят. Вероятно, вспомнив себя в молодости, или просто из любопытства - они улыбаются, назначают ему опытного куратора и берут на работу. А потом они закрывают на него глаза и позволяют искать себя. Милые мои завучи, я люблю вас!

И началась работа: шесть пятых, шесть шестых, шесть седьмых, два девятых и два десятых – разные, на любой вкус! Я вёл их два года.

К середине второго года я мог похвастаться собственной системой преподавания биологии в городской школе, где по шесть-восемь классов в каждой параллели, и две смены уже трещат по швам. Похвастаться, в основном, перед самим собой – больше-то никто не интересовался. Эта система вряд ли тиражируема: таких чудаков, как я, не много. Но она оказалась успешной и сняла многие проблемы. Кроме того, она показывает: даже в городском “муравейнике” есть куча возможностей работать в кайф! Посему рассказать о ней определённо стоит.

1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ПРЕДМЕТ. В общем целом, от моего взгляда предмету не поздоровилось.

Во-первых, в учебниках – почти сплошной фактаж. То есть справочный материал. Выучивая бесконечные “что”, “где” и “сколько”, наукой не заинтересуешься. И я стал заострять внимание на том, что интересно мне самому: на “почему”, “зачем” и “для чего”. А этого в учебниках – большой дефицит.

Во-вторых, тексты учебников нудны, формальны и безлики. Они скорее отбивают охоту к предмету. Чтобы приобщаться к биологии, надо читать Дарелла, Херриота, Томпсона, Кусто, Акимушкина, Смирнова. Рисунки во многих случаях – такие же. Что касается учебника “Человек”, то его вообще смотреть опасно: вместо человека получается какой-то примитивный киборг, робот, не способный к тому же управлять своим организмом, а обязанный чуть что обращаться к врачам. Жуть!

В третьих, “биология” - предмет очень обширный. Кто сказал, что она состоит из ботаники, зоологии, анатомии человека и тех общих законов, что вошли в учебники?! И кто сказал, что именно такая биология нужна людям?

Короче говоря, учебники как-то быстро перешли в разряд второстепенных материалов, дополняющих только лабораторные работы. А главное место заняли фотоальбомы, слайды, популярные книги и фильмы, а также микропрепараты – благо, микроскопов хватало на каждую парту. От учебников, по сути, осталось только чередование учебных тем.

2. УЧЕБНАЯ ТЕМА. Темы в биологии занимают обычно 4-8 часов. Например, “Рыбы” - 5 часов, “Птицы” - 8 часов. Любая тема, независимо от объёма, проходилась в три этапа: лекции, лабораторные работы и отчёты.

ЛЕКЦИИ могли занимать 2-3 часа, обычно треть темы. Я запоем читал всю популярную литературу, какую мог достать. Если было, чем удивить - значит, лекция удаётся. Особой популярностью пользовались примеры из списка “самое-самое”. На лекции я ораторствовал, лицедействовал, показывал свои слайды – в общем, отрывался на всю катушку. На шесть часов катушки хватало. А когда болел коллега, приходилось крутиться и по десять. Если лекция интересная, её можно читать и шёпотом, и сидя. Кстати, рассказывать шёпотом интересный материал – отличное упражнение по охвату вниманием всего класса. А держать в поле зрения весь класс – необходимейший, важнейший навык учителя. Благодаря наущению моего куратора, я освоил его за полгода.

ЛАБОРАТОРНЫЕ состояли из двух частей: микроскоп и теория. КАЖДУЮ СЕКУНДУ КАЖДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАНЯТ. Этому базовому правилу научила меня мой куратор, опытный биолог, Валентина Михайловна. И я представил себя дирижёром оркестра. Получилось вот что.

“Сегодня – лабораторная”. Раскрывается доска. На ней – вопросы по теории по учебнику для одного варианта, и вспомогательная схема микропрепарата (или скелета, гербария – что есть) – для другого. Минуты три ввожу в курс дела. А потом засекаю время – “Начали!”. Иногда поднимают руки – помогаю.

“Микроскописты” должны УВИДЕТЬ, нарисовать понятненько и желательно в цвете, обозначить всё стрелками. “Теоретики” - кое-что прочитать и ответить на ряд вопросов. У тех и других – по 20 минут. Дать всем микроскопы одновременно – грубейшая ошибка: суета, “Дай посмотреть!”, куча свободного времени – в общем, хаос. А так все заняты разными делами, и времени – впритык.

Ближе к середине урока начинаю отсчёт: “Осталось пять минут. Три. Одна. Десять секунд. Поменялись!” Микроскопы двигаются к другому варианту. Работа продолжается. К концу урока в тетрадях – рисунок с натуры и теория к нему. Таких лабораторных могло быть две-три – я совал под микроскопы не только всё, что нашёл в лаборантской, но и всё, что мог найти в природе.

Сначала приходилось жёстко следить за режимом. Но ребята очень скоро освоились. Через три месяца любой двоечник орудовал микроскопом так же уверено, как рогаткой. Толстые общие тетради кончались за пару четвертей.

ОТЧЁТЫ – это 1-3 часа разных работ, оценки за которые были особо важны. Это могли быть сочинения по биологии – эссе, трактаты на заданную тему, рефераты. В них я поощрял художественность, но больше ценил научную корректность. Темы давал на выбор, но вышкой считалось выдумать свою.

После сочинения могли быть викторины. Их было три варианта: “Что-где-когда?”, проблемные вопросы на время и чайнворд (кроссворд) на время. Все разыгрывались между командами: ребята собирались в кучи человек по шесть. Победители получали все пятёрки, остальные команды оценивались по сумме накопленных баллов.

“Что-где-когда?” - знакомая форма состязания. Моя задача была – придумать хитрые вопросы по теме. Вопросы брал на сообразительность, по материалам лекций. За временем следил ученик-орбитр.

Можно сделать проще: полтора-два десятка хитрых вопросов или проблемных ситуаций просто задавал подряд, на ответ давал по минуте, и итоги подводил тут же, быстро выслушивая все команды. Ученик-секретарь вёл счёт.

А можно зашифровать пару десятков слов-отгадок и сложить их в чайнворд. А чайнворд нанизать на какое-то очень трудное слово, типа “аденозинтрифосфат”. Разгадаешь ответы – увидишь это слово. Тут команды работают сами, на время, и общение разрешено только внутри команд. Побеждают те, кто первыми разгадал ключевое слово. Все приносят мне разгаданный чайнворд. С помощью простых вопросов оцениваю уровень команды.

Чтобы получить на отчётах двойку, надо было вообще не участвовать в работе. Тройки ставил за частичное участие. Пятёрки – за победу, а также лидерам других команд – они их сами называли.

Отшумев последнюю викторину темы, народ уже готовился слушать новые лекции.

продолжение следует
 
  Рубрика: Вопрос - ответ
Пишет Галина:

Здравствуйте Лена!
Нашему малышу сейчас 1,5 месяца. В Вашей книге "Раннее развитие. Первый год" написано, что в этом возрасте дети сами хватаются за пальцы и могут некоторое время висеть. У нас это не получается. В начале он хватался за пальцы и то только после массажа ладошек, я подтягивала его до сидячего положения, после чего плавно опускала. Теперь он не хочет делать и этого. Сама поднимать его за руки боюсь. Не подскажете, что я делаю не так и как нам дальше проводить занятия. Галина.

Лена Данилова:

Уважаемая Галина!

Хватательный рефлекс у всех детей выражен по-разному. Кто-то с рождения может хвататься за пальцы взрослого и висеть. Кто-то хватается и быстро отпускает.

Но даже если поддерживать и развивать этот рефлекс с рождения, рано или поздно он пропадает. Так было и у моих детей. Они вдруг переставали висеть на пальцах и даже удерживать мои пальцы.

Не волнуйтесь, в этом ничего страшного нет.

Поднимать ребенка за руки можно - в этом нет ничего страшного. Это только кажется, что можно оторвать или вывихнуть руку малышу. Если Вы все будете делать плавно, то не нанесете ребенку не то что травму, но даже неприятных ощущений.

Посмотрите на малышей постарше или на взрослых. Любой человек может висеть на своих руках. Просто пока малыш не может сам держаться, его держите Вы своими руками.

Вопросы от Ирины Долгополовой:

1 Очень жду, будет ли книга-продолжение "Раннее развитие" для более старших детей? (от 1 до 3-х лет, от 3-х до ...). Очень удобно было с первой книжкой, руководству по первому году. ("Энциклопедические знания" помогают, но хотелось бы подробностей).

Лена Данилова:

Продолжения этой книги, к сожалению, не будет.

2. Посоветуйте, пожалуйста, чем можно заняться с ребенком в ванной? Очень любит купаться, но "переливания" и "наливания" уже отчаянно надоели (ребенку год и 2 мес).

Лена Данилова:
 
Когда малыш купается, кидайте в воду все, что попадется - кусочки ткани (носовые платочки или носочки), ложечки, (пластмассовую и деревянную), губку, другие предметы. Обращайте внимания - что плавает, а что не плавает. Возможно малышу понравится акая игра.
 
Лена Данилова:
 
3. В книге "Раннее развитие" содержится призыв "Развивайте правый мозг". Какие методики существуют? Или имеется в виду показ картинок и презентаций?

Лена Данилова:
 
В книге "Как дать ребенку энциклопедические знания" есть глава про развитие "правого мозга". Методика Домана - быстрый показ карточек, показ презентаций, действительно, развивает правое полушарие. Но кроме этого, любые занятия творчеством, знакомство с прекрасным тоже этому способствует.

4.Можно ли приучить ребенка реже просыпаться ночью? Просыпается каждые 3 часа, сосет грудь. Я хотела бы отучить от груди, жду, что уменьшится потребность, но пока безрезультатно.

Лена Данилова:
 
Чтобы малыш меньше просыпался ночью, стоит, во-первых, поплотнее кормить его на ночь. Если ужин был давно, дайте ребенку дополнительно еще что-нибудь - кефирчик, яблоко, печенье. Возможно, он просыпается потому, что хочет есть.
Или же просыпается от того, что перевозбуждается во второй половине дня. Перед сном надо играть в тихие игры (по возможности), не позволять ребенку бегать, прыгать. Лучше почитать книжку, посидеть вместе, рассматривая картинки. Телевизор перед сном должен быть исключен. Лучше, если малыш вообще не будет смотреть телевизор, но это невозможно в большинстве семей.

Пишет Татьяна:

Здравствуйте.
У меня к вам есть вопрос, очень важный для меня.
Если можете - помогите, пожалуйста.
Вопрос о соске.
В роддоме, больнице и во всех книжках и журналах пишут, что нельзя использовать никакие бутылочки, соски, ... чтобы ребенок не отказался от груди.
Я так и делала. Но моя 3-х месячная дочка стала сосать пальцы когда засыпает или хочет
кушать. И тут на меня стали "наезжать" родственники: мол, пальцы деформируются, привычка плохая, микробы занесет, с зубами проблемы будут ....
И теперь я не знаю что мне делать. Без сосания пальцев она не заснет, будет плакать. А соску боюсь давать, т.к. очень хочу продолжать ее кормить сама и дальше.
Что вы мне посоветуете?

Лена Данилова:
 
Уважаемая Татьяна!
Сосание пальцев, безусловно, плохая привычка. От нее нужно обязательно отучать. Это даже хуже, чем сосание соски.
Если малышка отказывается засыпать, не пососав пальчики, попробуйте укладывать ее только у груди. Ведь, запихивая ручку в рот, она удовлетворяет свой сосательный рефлекс.
 
  Рубрика: Делимся опытом
 
Я сделала своим двум детям (год и пять с половиной лет) двухсторонний развивающий коврик
.
На одной стороне пришиты разные крючки, молния, пробка с частью бутылки, кнопки, короче
все, что можно открывать и закрывать. Можно сделать это в сюжетном варианте, например, я
пришила домик, а дверь у него открывается на липучке или лепестки, у которых на концах
липучки - цветок может распуститься или закрыться.

На другой стороне коврика пришито много квадратиков - липучек, на которые потом крепятся сшитые буквы и цифры - это уже для большого.

Милана

Пишите о вашем опыте
danilova_lena@rambler.ru
 
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться

В избранное