Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие детей,развивающие игры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Раннее развитие детей

Раннее развитие детей

от Лены Даниловой

Выпуск № 50 от 28 сентября 2001 г.

  РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Как вырастить читателя

Ася Штейн

Год от года дети читают все меньше. Во многом это связано с распространением видео и мультимедийных технологий, которые играют все большую роль в жизни наших детей. Видеомагнитофоном в детской уже никого не удивишь, да и собственный компьютер превращается в эталон счастливого детства. С помощью современных информационных технологий чрезвычайно легко получить и сохранить самые разнообразные сведения; они подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями, интерактивных игр. Да и яркие, красочные мультфильмы гораздо проще для восприятия, чем чтение вслух: не нужно самостоятельно следить за развитием сюжета, представлять себе, как выглядят герои, ребенок не учится воспринимать косвенную речь вместо диалогов… В итоге мозг малыша, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, а значит, у детей не развивается текстовое мышление (под тестовым мышлением мы понимаем способность самостоятельно читать, анализировать и структурировать тексты).

К сожалению, большинство родителей не особенно печалится по поводу того, что дошкольники не хотят читать самостоятельно, да и чтение вслух слушают неохотно, предпочитая книгам мультики.

«Ничего, - успокаивают они себя – пойдет в школу, научится читать, вот и полюбит книжки». Но именно уроки чтения и литературы относятся у школьников к числу самых нелюбимых. В этом единодушны лоботрясы и отличники, те, кого надо засаживать за книгу с ремнем и пылкие книгочеи. Взрослые сокрушенно вспоминают, что произведения, которые они не успели прочитать до того, как их начали «проходить» в школе, оказались потерянными для них на долгие годы, а то и навсегда.

Едва малыши худо-бедно освоят грамоту, их начинают обучать литературному анализу. «Кто является главным героем произведения?», «Какие слова использует автор для описания злой колдуньи?» «Какой урок вынесли мы из этого рассказа?».  Подобными вопросами пестрят все учебники литературы для младших классов, встречаются такие «перлы» и в хрестоматиях для дошколят. Но подобный подход предполагает, что ребенок будет как бы глядеть на литературное произведение «извне», как будто со стороны; а значит, абсолютно не учитываются особенности детского мышления.

Для маленького ребенка литературное произведение  – это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в Заюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

Чтобы научиться любить чтение по рецептам методистов Министерства образования, малыш должен покинуть свой волшебный мир. Ведь разве можно хладнокровно описать злоключения своих друзей: Аленушки и братца Иванушки, Кая и Герды, Буратино и Мальвины,  равнодушно рассказать о том, какие приемы использовал автор для создания образов их врагов: Бабы-Яги или Снежной Королевы, Кощея Бессмертного или Карабаса-Барабаса, спокойно извлечь поучительный урок из несчастий любимых героев вместо того, чтобы с замиранием сердца гадать: спасется ли Мальчик-с-Пальчик? Сумеет ли Герда вызволить Кая из царства Снежной Королевы?… 

Совсем другое дело, если просто анализируешь текст, оставаясь сторонним наблюдателем. Правда, при этом малыш из веселого, непосредственного фантазера превратится в холодноватого, равнодушного к чужим страданиям маленького «старичка», а чтение из веселой, захватывающей игры - в постылый урок, «чтение». Но детская психика хорошо защищена, ребенок стремится избежать такого насилия над собой, и в итоге большинство детей всеми правдами и неправдами стараются читать поменьше, во всяком случае, по программе. В результате любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу еще в раннем детстве. А значит, родители должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни малыша занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные ходилки-стрелялки.

Ну, а как же быть с текстовым мышлением, без которого абсолютно невозможно никакое обучение? Его, конечно же, тоже необходимо развивать еще до школы. «Внешний» анализ произведения, принятый официальной педагогикой – вовсе не единственный путь. Вместо того, чтобы вырывать малыша из игрового пространства текста, попробуйте погрузиться туда вместе с ним.

продолжение следует

   

  РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста должен иметь представление о многих понятиях.

Используйте наши материалы, как подсказку - о чем поговорить с ребенком, о чем почитать. Потом задайте ему вопросы, чтобы узнать, насколько хорошо он запомнил эти понятия.

Из книги Е.А. Нефедовой, О.В. Узоровой "Готовимся к школе. Практическое пособие для родителей" - М., "АСТ", "Аквариум", 1999 г.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ?

Курица кудахчет, квохчет.
Воробей чирикает.
Сорока стрекочет.
Лев рычит.
Кузнечик стрекочет.
Рыба молчит.
Лошадь ржёт.
Корова мычит.
Кошка мяукает, мурлычет.
Гусь гогочет.
Утка крякает.
Лягушка квакает.
Кукушка кукует.
Собака лает.
Жук жужжит.
Змея шипит.
Волк воет.
Петух кукарекает.
Голубь воркует.
Ёжик фыркает.
Ворона каркает.
Цыплёнок пищит.

 

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Муравей в муравейнике.
Птичка в гнезде.
Медведь в берлоге.
Акула в море.
Щука в реке.
Пчёлы в улье.

Лиса в норе
Белка в дупле.
Волк в логове.
Бобр в хатке, на плотине.
Собака в конуре.
Курица в курятнике.
Овца в овчарне.
Конь в конюшне.

 

 

 СЕГОДНЯ:

1."Как вырастить читателя" Ася Штейн

2. Материалы по развитию речи.

 

 Внимание!
Центр раннего развития детей проводит семинары для  родителей по раннему развитию детей и индивидуальные консультации. А также занятия для нянь и гувернанток. Темы семинаров и условия их  посещения читайте здесь.
Занятия начнутся в октябре.
В ближайшее воскресение 30.09. в 12 часов состоится день открытых дверей, на котором будут сообщены все подробности: темы семинаров, место проведения, стоимость. Справки о проведении открытой встречи по телефону 215-3006.
Ждем Вас по адресу: метро "Алексеевская", ул.Большая Марьинская, дом 15, кор.2 "Культурный центр", 2 этаж. посмотреть карту 


E-mail: admin@danilova.ru

   НОВОСТИ САЙТА

20.09.2001

В "Публикациях" в разделе "Эстетическое развитие" опубликована статья "Культпоход в театр".
В "Клубе родителей" в разделе "Что почитать о детях" пополнен подраздел "Новинки книжного мира".

 

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Раннее развитие детей,развивающие игры'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей
Здоровье и питание ребенка
Математика для дошкольников

  Новая рассылка!

Сайт "Раннее развитие" открывает новую рассылку "Математика для дошкольников". Описание рассылки: Как научить дошкольника считать, решать простейшие задачи, познакомить с основами геометрии, развить логику, внимание, память. От простейших понятий - числа и цифры, математические действия, геометрические фигуры к более сложным - дроби, декартовы координаты, отрицательные числа. И все это - в играх и занимательных задачах! Авторские статьи, обзоры основных методик и пособий, выдержки из книг, описания развивающих игр, обзор литературы, советы родителей.

 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 
 Частное объявление
Опытный педагог, автор статей в ведущих журналах для родителей и на сайте "Раннее развитие" занимается ранним развитием на дому с детьми от двух до семи лет. Индивидуальный подход. Коррекция. Подготовка к школе. Консультации для родителей детей от нуля до двух лет. Дорого. Качественно. Возможны рекомендации. asya_shtein@mtu-net.ru

 

 

SpyLOG

TopList



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное