Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие детей,развивающие игры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Раннее развитие детей

Раннее развитие детей

от Лены Даниловой

Выпуск № 40 от 27 августа 2001 г.

 СТАТЬИ

Лена  Данилова

Как играть в игру "Рамки и вкладыши Монтессори геометрические" с малышом в одного-двух лет

 

Эта игра была описана Борисом Павловичем Никитиным в книге «Интеллектуальные игры». Если Вы не читали эту книгу,  настоятельно советую – почитайте. Борис Павлович не только познакомил русских родителей с наследием итальянского педагога, он изменил игру, внес в нее много нового, разработал систему игровых заданий.  

 «Рамки и вкладыши Монтессори» одна из первых развивающих  игр, доступная малышу.   В состав игры входят 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Это: круг, квадрат, треугольник равносторонний, эллипс (овал), прямоугольник, трапеция, ромб, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы, треугольник разносторонний.
Они могут быть изготовлены вами самостоятельно из картона, как описано в книге самого Никитина, или куплены в магазине. Сейчас в продаже есть наборы сделанные из фанеры и из пластмассы.

Б.П. Никитин рекомендует начинать занятия по рамкам Монтессори около полутора лет, но но можно значительно упростить принципы игры и  начать пользоваться ею еще раньше,  например, в 10-12 месяцев. 
Начинайте с показа вкладышей. Возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их  положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.
После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: «Смотри, вот дырка в виде круга» или «Вот круглая дырка».
Третий этап. Возьмите одну рамку «круг» и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте «окошко», потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает окошко, открывает…». Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Затем опять сами закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку. Открывать малыш сможет любую из них, а вот закрыть, пожалуй, пока не сможет ни одной. Это дело ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.

Учим закрывать «окошки». Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть.  В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть.  
Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: «это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?». Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не «давай я закрою», а «давай сделаем вместе». И направьте его руку в нужном направлении. 
В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.
Когда малыш легко научился  справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну  - посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу около полутора лет еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.
Очень постепенно к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а затем и все 16 рамок.
Эти же рамки можно использовать  для подготовки руки к письму и рисованию - рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу.  Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще надо делать. Поэтому, начните все сами. Возьмите рамку «круг», обведите. Дайте рамку малышу, сами возьмите другую, например, «овал». Продолжайте обводить на своем листочке. Малыш попытается нарисовать круг по рамке, но сначала карандаш будет съезжать в середину рамки. Не говорите, что у него не получается. Наоборот, похвалите, даже если малыш просто попал карандашом внутрь рамки. 
За одно занятие достаточно один раз попробовать. Не делайте все это нудными уроками с обязательным обведением заданного количества фигур. А главное, для малыша сейчас важен только процесс – какая интересная новая игра, обводить рамку карандашом, а не результат, что получилось на бумаге. Не требуйте тщательности, аккуратности, усердия, вообще ничего не требуйте. Постепенно все начнет само получаться.
Если у малыша начинает получаться обводить фигуры внутри рамок, пусть попробует закрашивать фигуры. Сначала это можно делать, прямо не снимая рамку с бумаги, тогда и не вылезешь за край. Но только рамку надо держать так, чтобы она не съезжала, поэтому помогите ему держать рамку.  Когда он поймет, как закрашивать (не научиться аккуратно закрашивать, а только поймет, что это значит водить карандашом внутри фигуры), нарисуйте ему фигуры по рамкам сами и пусть попробует их раскрашивать. Можете делать это вместе (раскрашивать одну фигуру). Не требуйте от ребенка не вылезать за край, закрашивать до конца и т.д. Этому он научится гораздо позже.
 

Небольшие советы родителям

Из книги Сесиль Лупан
"Поверь в свое дитя"

Книги
Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача. 
Контакт с книгой.
Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять. 
Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю "Мартина больна" только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории. 

Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.
Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии "Классический Дисней", конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать. 

Нашим читателям

В ближайшее время возобновляется проведение семинаров по раннему развитию в Москве. По всем возникающим вопросам обращаться:
телефон в Москве - 215-3006
Наш адрес в интернете - http://www.danilova.ru/ 
E-mail: admin@danilova.ru 

СЕГОДНЯ:

1. Лена Данилова "О рамках и вкладышах Монтессори"

2. Из книги С. Лупан "Поверь в свое дитя"

3. К нашим читателям.

   НОВОСТИ САЙТА

20.08.2001

В "Публикациях" в разделе "Первый год жизни ребенка" читайте Пять советов профессора Аршавского на первые недели жизни

 

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Раннее развитие детей,развивающие игры'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Московская афиша выходного дня. Отдых с детьми
Физическое развитие детей

  АНОНС

В следующих рассылках:  "Играем в куклы", "Игры по складам", "Я расту" и другое.

Открыта новая рассылка:

Рассылки Subscribe.Ru
Здоровье и питание ребенка

  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 
 
 

 

  TopList



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное