Мария Монтессори придавала большое значение сознательному формированию у детей практических навыков обращения с самыми обычными, бытовыми предметами. Она выделяла в развивающей среде – среде, где живет, играет и развивается малыш, организованной с учетом его потребностей, - отдельную зону развития, которую называла «зона практической жизни». В Монтессори-садиках такая зона тоже обязательно есть. Вот как описывается зона практической жизни в книге В.Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори":
Зона практической жизни
Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори-группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.
На больших деревянных рамах, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.
Кроме этого, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: "Ты еще маленький!", "Подрастешь, тогда и будешь делать все сам". Но, к сожалению, потом будет поздно… А в группах Монтессори дети скорее услышат: "Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам". Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать,
говоря языком методики, презентацию.
Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов. ... Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
Упражнения из зоны практической жизни вполне по силам регулярно выполнять дома. Можно легко придумывать их самим, используя те предметы, которые есть под рукой. Нужно лишь понимать – что Вы подсунули кастрюлю, чашку, ложку и горсть крупы ребенку не просто так, чтобы он побренчал, пока Вы моете посуду, а дали ребенку настоящее, серьезное дело. И соответственно нужно сначала придумать, в чем будет заключаться это дело – какой процесс Вы хотите изучить с ребенком. Потом медленно (это очень важно – медленно, чтобы
ребенок успел разглядеть, что и как Вы делаете) показываете, что можно делать с этими предметами. Например, ложкой зачерпываете крупу из чашки и высыпаете в кастрюлю. А уже потом даете предметы ребенку для самостоятельных действий. Наблюдаете за несколькими циклами "зачерпнуть ложкой – поднести ложку к кастрюле – высыпать", и если "процесс пошел" - спокойно продолжаете мыть посуду.
Вот несколько упражнений из зоны практической жизни.
Есть лужа – нет лужи
Возраст: 1,5-5 лет
Вам потребуется: вода; поднос; губка; 2 тарелки.
Как играть. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелки и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу с помощью губки.
В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, аккуратность, развивается координация движений.
Смети, но не просыпь
Возраст: 2,5-6 лет
Вам потребуется: щетка или тряпочка; специальный совок (но не тот, который используется при подметании пола).
Как играть. Покажите ребенку, как держать щетку (тряпочку) правой рукой (или левой, если ребенок левша), как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.
Малышу поможет освоить игру яркий или темный край по краю совка. Его можно нарисовать обычным маркером. Покажите ребенку, что совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыплется.
Освоив этот навык, малыш может каждый день помогать вам убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность.
Игра развивает ловкость, аккуратность, обучает бытовым навыкам.
Чистим ботинки
Возраст: 2,5- 6 лет
Вам потребуется: щетка для сметания грязи; тряпочка для обуви; два ботинка.
Как играть. Все вещи надо сложить в корзинку и поставить ее в коридоре недалеко от входной двери.
Вместе с ребенком приготовьтесь к чистке. Покажите ребенку, как правильно смести грязь с обуви, а затем протереть ее тряпочкой. Сейчас в продаже есть различные губки с блеском для чистки обуви. Можете показать ребенку, как пользоваться такой губкой.
Упражнение-игра считается законченной, когда все предметы, участвующие в игре, убраны, а руки вымыты.
Игра развивает внимательность, обучает бытовым навыкам.
В следующем выпуске рассылки – продолжение темы. У нас впереди еще много интересного!
Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).