Мария Монтессори придавала большое значение в воспитании и обучении ребенка развивающей среде – среде, где малыш живет, знакомится с разными предметами и явлениями, общается и играет. Эта среда должна быть в первую очередь удобна для ребенка. Первое, что нужно сделать для организации развивающей среды дома – убедиться, что быт малыша продуман и организован. У ребенка должно быть выделенное место для одежды – причем там, куда ребенок может повесить или положить одежду сам; место для игрушек (причем хорошо игрушки
рассортировать, и в одном месте устроить "гараж" для машинок, а в другом – "домик для кукол"); место для книг, карандашей, расчески… Посмотрите на комнату, где живет ребенок, его глазами: удобно ли ему ложиться спать и вставать, доставать игрушки и раскладывать их для продолжительной игры, собирать их обратно?... Порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.
Из книги В.Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори".
"
Развивающая среда
…Всю программу обучения в системе Монтессори ребенок устанавливает себе сам. Пособия и приспособления всегда доступны. Малыш пользуется ими столько, сколько считает нужным. Таким образом, он приобретает независимость, но и берет на себя ответственность за собственное обучение. А это два самых сложных и полезных навыка, которые может освоить маленький человек.
Что такое "развивающая среда"? В такой среде не должно быть случайных или лишних предметов, все необходимо продумать.
Мебель
Малыша иногда можно сравнить с лилипутом в стране великанов – большинство вещей, представляющих для ребенка интерес, являются недоступными. Кроха, попадая в этот мир, видит его совершенно неприспособленным для свой жизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В садах Монтессори эту проблему решили: ребенок с первых минут попадает в так называемую подготовленную среду, где все пособия доступны и находятся на уровне роста ребенка.
Например, парты. Для чего они предназначены в обычных классах? Чтобы дети сидели за ними во время занятий. Но таким образом они ограничивают не только двигательную активность, но и свои познавательные способности. В Монтессори-группах парты заменяются легкими столиками и стульчиками, ковриками, которые ребенок по желанию может самостоятельно перенести в любой уголок группы.
Вот что пишет сама Мария Монтессори: "Мы направляем деятельность ребенка к тому, чтобы он сам пользовался всеми этими предметами, ставил бы их на место после того, как привел в беспорядок, строил их снова, после того как их разрушил; чистил бы их, сметал пыль, натирал. Так создается особая работа, которая, как показывает опыт, необычайно подходит маленьким детям. Они на самом деле чистят и на самом деле приводят в порядок. И делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем ловкость, которая
кажется почти чудом и которая является для нас настоящим откровением, ибо мы раньше никогда не давали детям случая каким-нибудь разумным способом проявлять свои способности."
Кстати, у нас дома организация среды для Максима началась с трех крючков для одежды, прикрепленных в прихожей на высоте его роста. :)
Вторая существенная часть развивающей среды – это использование специальных дидактических материалов и пособий. Это часть непосредственно направлена на развитие ребенка. Мария Монтессори разработала огромное количество специальных пособий: от широко известных "вкладышей" (в игрушке есть отверстия и отдельные части, подходящие к отверстиям по форме и размеру) до специальных наборов "шумовых" цилиндров с различным содержимым, в которых нужно подбирать пары одинаково звучащих цилиндров. Как
правило, упражнение с конкретным пособием направлено на развитие каких-то определенных навыков. Например, различные пересыпания и переливания – которых очень много в системе Монтессори – улучшают координацию движений, способствуют концентрации внимания.
Итак, давайте убедимся, что занятия по Монтессори – это несложно и увлекательно.
Описание упражнений вновь цитирую из книги В.Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори".
"
Рыболов
Возраст: 1,5-5 лет
Вам потребуется: миска с водой; мелкие предметы; маленькое сито с ручкой.
Как играть. Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки, теннисные шарики и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы.
Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.
Перекладывание бус пинцетом
Возраст: с 3 лет
Вам потребуется: форма для льда; пинцет; чашка с бусинами (бусины средних или крупных размеров). Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.
Как играть. Малыш берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в ячейки формы. Когда форма окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.
Упражнение сложное, особенно для 2-3-летних детей. Если малыш затрудняется выполнить это упражнение, можно для начала заменить бусины на кусочки нарезанного поролона.
Это упражнение хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой потом ребенок будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и тренирует внутренний контроль. Если ребенок допустил неловкие движения пинцетом, и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку.
Пройди по линии
Возраст: 2-6 лет
Вам потребуется: линия, наклеенная или нарисованная на полу, или веревка, разложенная в форме эллипса, ломаной или волнистой линии (длина должна быть не менее 4 метров); предметы, которые можно переносить (наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свеча, книга).
Как играть. Детям очень нравится ходить, балансируя, по бревну или бордюру. В этой игре нужно не просто пройти по бревну (вашему эллипсу), но и донести в целости и сохранности разные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, которую нельзя расплескать, колокольчик (чтобы он не зазвонил), зажженную свечу (чтобы не потухла). А еще можно положить на голову книгу и пройти так, чтобы она не упала – прекрасное упражнение для правильной осанки!
Игру можно усложнить: пусть малыш идет по линии так, чтобы при каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой.
Игра развивает координацию движений."
В следующем выпуске рассылки – продолжение темы.
Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).