Слово "Монтессори" слышали многие родители, но кто это такой, какая система стоит за этим словом, и чем отличаются Монтессори-садики от обычных садиков, сходу сказать обычно бывает трудно. К примеру, я вообще думала, что Монтессори – это был такой педагог-мужчина. :). А на самом деле Монтессори – женщина, звали ее Мария, и родилась она в Италии в 1870 году. Мария Монтессори разработала целостную систему воспитания и развития детей – причем не только теорию, но и многочисленные практические материалы
для занятий.
Давайте немного познакомимся с теорией Марией Монтессори. Цитирую книгу В.Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори".
"Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. … У ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, "подкидывать "уголек" в топку его ума".
Монтессори считает, что обучать – это значит:
Создать развивающую среду;
Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Вот на этих основных пунктах и строится вся педагогика Монтессори. Все довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребенок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям."
А вот как о системе Марии Монтессори рассказывает Юлия Гиппенрейтер в книге "Продолжаем общаться с ребенком. Так?"
"М. Монтессори: не заглушать саму жизнь!
Девизом к практической деятельности М. Монтессори могут служить ее слова:
"Мы не можем предвидеть всех последствий приглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность. Может быть, мы заглушаем саму жизнь."
В своей школе М. Монтессори специально обучала учителей (которых она называла "наставницами") не вмешиваться в занятия ребенка. Это давалось наставницам с трудом, так как они переставали понимать, спрашивая: "Тогда зачем мы здесь вообще?". М. Монтессори предлагала им прежде всего наблюдать за ребенком, занятым каким-нибудь делом. Сама она придумала множество разнообразных задач и пособий, которые привлекали и увлекали детей.
…Что же должны делать, по мнению М. Монтессори, взрослые, которые находятся рядом? Самый общий ответ – "руководить жизнью и душой ребенка" (а не отдельными его действиями). А если более конкретно, то, во-первых, обеспечивать ему индивидуальную свободу – давать возможность заниматься тем, чем он сейчас хочет. Во-вторых, "обогащать среду", то есть окружать ребенка возможно более разнообразными пособиями, играми, задачами, учитывая уровень его развития. Иногда достаточно просто
показать игру – и дальше ребенок будет заниматься ею сам. Взрослый только показывает, что можно делать с этим материалом, и ребенок перехватывает инициативу. "Среда", по мнению Монтессори, стимулирует собственную деятельность ребенка."
Интересно, что "обогащение среды по Монтессори" далеко не всегда требует приобретения специальных пособий и игрушек. Многие вещи для занятий можно найти в домашнем хозяйстве или изготовить самостоятельно. Но об этом – уже в следующем выпуске рассылки. :)
Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).