Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех И снова вопросы: как и кому задавать вопрос ЗАЧЕМ?


Рассылка «Знания, обреченные на успех»

Выпуск № 87

 

И снова вопросы: как и кому задавать вопрос ЗАЧЕМ?

 

Здравствуйте, дорогие читатели!

 

Тема, которая была затронута в прошлом выпуске, мне кажется очень интересной. Как, кому и какие вопросы задавать? Давайте ее продолжим. Ниже письмо с моими комментариями. Сразу скажу спасибо Дарье – автору письма – за очень интересные вопросы и примеры.

 

(Письмо)

Добрый день, Катя!

Сразу скажу - Ваша рассылка мне нравится.

А теперь вопрос на тему "Позитив и правильные вопросы"

Вы пишете:

«И, конечно, вопрос ЗАЧЕМJ)) Куда без него! Мало того, что я его задаю очень часто. Мои дети стали задавать его себе и мне на каждом шагу. Чем хорош вопрос ЗАЧЕМ? Он позволяет выполнять действия осознанно...»

Вопрос конечно хороший, но большинство и так его задает себе или детям.

 

(КМ) Честно говоря, я знаю, очень мало людей, которые «грешат» этим вопросом. Ведь он, по-своему, опасен. Для людей, которые пользуются им добровольно, он приносит пользу. Они находят смысл в своих действиях и в состоянии откорректировать свои дальнейшие шаги.

 

А для тех, кто им не пользуется, этот вопрос кажется страшным, несущим угрозу их стабильности. Ведь если начинаешь искать ответы, жизнь начинает казаться наполненной ошибками, непредсказуемой, не укладывающейся в общепринятые схемы. Ошибки нужно исправлять, схемы разрушать, придумывать нестандартные ходы, а это уже действия, изменения, нарушение привычного жизненного уклада.

 

(Письмо)

Я задаю его, сколько помню себя, но большой радости это не приносит. Часто ли мы получаем позитивный ответ?

- Зачем ребенок часами играет в Интернет-игры?

- Зачем взрослая женщина душит окружающих своей заботой?

- Зачем взрослый мужчина пьян по вечерам? и тд

Да в кайф им. Нравится очень. А жизнь без милых сердцу удовольствий - зачем она? Можно пуститься в рассуждения о поисках других "полезных" удовольствий. Но для вышеуказанных и иже с ними они прозвучат типа "бла-бла-бла.." Встает вопрос "Что делать и кто виноват?" Где-то это уже было. И не раз.

Дарья

 

(КМ) Раньше я не особенно задумывалась над тем, как работает механизм задавания вопросов. Работает и хорошо. Но раз я так плотно занялась темой вопросов, давайте этот механизм все-таки изучим и начнем применять более обдуманно.

 

Предлагаю начать, как обычно, с себя? Дарья, попробуйте включить в свои вопросы ваше отношение к этим людям. Что получится?

 

- Зачем я позволяю сидеть ребенку часами за Интернет-играми? Что хорошего я получаю оттого, что он таким образом проводит время?

- Зачем позволяю, чтобы взрослая женщина навязывала мне свою заботу? Опять же, что хорошего я от этого получаю?

- Зачем – или с какой целью – я допускаю в свою жизнь вечно пьяного мужчину? Почему я ничего не делаю, если его поведение меня так не устраивает?

 

Не им адресуйте этот вопрос. А себе.

 

(Письмо)

Спасибо за ответ.

Хотелось бы кое-что уточнить.  В том-то и дело я никому не позволяю /стараюсь/ мешать жить мне так, как я хочу и могу. Но и стремления наставлять даже близких мне людей на путь истинный у меня нет желания. Не люблю фанатиков, которые с блеском в глазах тащат других в "светлое завтра". Постараюсь помочь, когда прямо попросят. Но тогда получается, что я равнодушно смотрю, как "не верной дорогой идут товарищи".

Может в моей логике есть ошибка? И где она?

 

(КМ) Вы правы, не стоит вмешиваться в жизнь других людей. Их желание менять что-то в своей жизни должно стоять на первом месте. Не хотят - пусть живут, как живется. В любом случае, они не готовы к изменениям.

 

Например, мной это проверено на практике неоднократно. Кажется, что человек хочет, чтобы ему помогли, а на самом деле, ему очень удобно так жить. И он совершенно не хочет отказываться от тех благ, которые несет с собой его «неправильное поведение».

 

Я думаю, что в Вашей ситуации стоит снова адресовать вопросы себе:

- Почему я считаю недостатком спокойное наблюдение за тем, что эти люди выбирают в своей собственной жизни?

 

- Это непосредственно меня касается? Например, очень близкий человек.

- Если да, то, что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?

- Если нет, почему я не могу позволить этому человеку жить без моего участия?

- Уважаю ли я его жизненный выбор?

 

И еще мне очень нравится вопрос:

- Считаю ли я себя заместителем Господа Бога, чтобы вмешиваться в жизнь другого человека, когда он меня об этом не просит?:))) 

 

И еще. Я не говорю, что ответ на вопрос ЗАЧЕМ обязательно должен быть позитивным. В первую очередь, он окрашен не эмоциями, а смыслом, знанием того, что сделал, делаешь или собираешься сделать. Но эмоции могут присутствовать как цель.

 

- Зачем строить дом? Чтобы в нем жить.

- Зачем строить уютный, красивый дом? Чтобы жить в нем, получая от этого положительные эмоции.

 

И снова о пользе вопросов. Возьмем конкретную ситуацию из курса «Воспитание родителей».

 

С недавних пор я стала активно спрашивать у своих курсантов о результатах прохождения курса. Многие из этих ответов я выкладываю на страничке «Отзывы проходящих курс «Воспитание родителей».  В качестве иллюстрации волшебного действия вопросов приведу такой пример.

 

(Письмо из переписки по курсу «Воспитание родителей»)

Итак, ты спрашиваешь о моих результатах...

Я стала более спокойно смотреть на своих детей, более спокойно относиться к их проделкам, выходкам и безобразиям. Хотя, нет, к безобразиям у меня по-прежнему бурная реакция - я повышаю голос, свирепствую, кричу и применяю физич. наказание - шлепки, НО ГОРАЗДО РЕЖЕ. И, думаю, что скоро эта моя реакция должна сойти на нет. Только одна у меня загвоздка осталась - я, порой, не могу пересилить (или как правильно сказать-то?? перебороть?? пережечь???) мой "гневный импульс".

В таких ситуациях мне жизненно необходимо выплеснуть энергию. Сейчас я думаю, как это лучше сделать. Вот, что у меня получилось: сильно крикнуть в потолок, рывком подняв руки; зарычать и сделать руками будто что-то скручиваешь или рвешь на мелкие части... просто выйти из комнаты я не могу - мне нужно активное действие. Можно еще начать прыгать - или на месте или поскакать по квартире. :))  Кать, что скажешь? Как еще можно без вреда выплеснуться?

 

Лена

 

(КМ) Я ответила Лене, что для меня работает трудотерапия. Я отправляюсь мыть полы, посуду, переставлять мебельJ)) То есть выплескиваю агрессивную энергию в мирных целях. Хотя, честно говоря, с началом курса я почти перестала орать на ребят. Ну, если пару раз в месяц доведутJ)), да и то, извинюсь, что была неправа, что неправильно орать и выражать свое недовольство именно таким образом, сядем вместе, проанализируем, почему так произошло, попросим друг у друга прощения. Ситуация исчерпанаJ))

 

Почему я привела пример Лены? Потому что мне очень понравилось то, что она придумала. Я бы до такого не додумалась. И еще потому, что Лена, как и многие другие курсанты и те, кто хотел бы пройти курс «Воспитание родителей», ждут от моих заданий практических рекомендаций, советов. Но их там не находят. В основном, это вопросы.

 

Вот Лена так и говорит:

«Курс достаточно интересный, однако я думала, что будет некая  практическая часть. Я, порой, не знаю, как реагировать, как  поступать...»

 

Леночка, а то, что ты мне описала, как назвать – незнанием?:))) Давайте посмотрим еще раз, как работают вопросы и прямые советы-рекомендации. Если бы я сказала Лене, что агрессию можно переводить в труд, в мытье полов, даже не сказала бы, а настоятельно рекомендовала, как вы думаете, она бы это стала делать? Вряд ли. Потому что это не ее метод. Она будет делать по-своему. А чтобы делать по-своему, нужно придумать, достать из собственной головы свой, индивидуальный способ решения проблемы. Или другими словами – родить этот способ. Если я буду рожать за вас, дорогие мои настоящие и будущие курсанты, это будут мои дети, а не вашиJ) А вам нужны собственные дети-решения, правда?J))

 

Именно поэтому я задаю вопросы. Общие, индивидуальные, придумываю тесты и задания, чтобы вы могли увидеть проблему. Кстати, вы знаете, что в 90% случаев проблемы решаются уже на стадии их четкого видения (осознания, формулирования)?

 

Разумеется, я могу и даю советы и рекомендации. Мне не жалко! Особенно, если в этом есть острая необходимость. Просто я могу с помощью курса дать гораздо больше – научить вас решать свои проблемы-задачи и потом. Когда курс закончится, дети подрастут, вы смените работу, дом, страну, а может быть, и мужа-жену, а эта способность с вами останетсяJ))

 

На сегодня прощаюсь с вами!

Заходите на мой сайт .

Читайте ОТЗЫВЫ ПРОХОДЯЩИХ КУРС. К ним также можно попасть со странички «Мой курс». До скорых встреч!

Катя Мануковская


В избранное