Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех Юрий Мороз и его подвиги на воспитательном поприще


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Выпуск №6

Юрий Мороз и его подвиги на воспитательном поприще

(продолжение предыдущей темы)

 

Здравствуйте!

Разговор начала в прошлом выпуске о заинтересованности, о том, как не "задавить" в ребенке то, чем бы он хотел заниматься в жизни. Написала письмо Юрию Морозу, создателю Школы Своего Дела. И его жене Жанне. Чтобы не пересказывать процитирую.

Здравствуй, Юра! Здравствуй, Жанна! Я по поводу рассылки. Моей рассылки. Про навыки. Объявила новую тему: "как не задавить в ребенке то, чем бы он хотел заниматься в жизни. Чтобы на вопрос "Что тебе интересно?" уже взрослый человек мог долго и с энтузиазмом перечислять, от чего в этой жизни он получает удовольствие." Примерно так она звучит. Очень прошу написать свои соображения на эту тему. Желательно с примерами. Меня письмами просто завалили. Как Морозы детей воспитывают? Как они с детьми общаются?

А вот и его, судя по всему, совместный ответ с Жанной. Печатаю в некотором сокращении. То, что непосредственно относится к теме. Кому интересен весь выпуск - пожалуйста, к архиву рассылки Юрия Мороза "Новости Школы Своего Дела". Выпуск от 12 февраля. И его сайт www.moroz.onego.ru

Итак.

Катя ДОЛГО перечислять от чего он получает удовольствие, может только слабоумный. Ибо только слабоумный будет такой, извините, херней заниматься. Неслабоумный спросит, а какого собственно рожна тебе нужно это перечисление? Делать нечего? Поболтать захотелось? Немного понятней стало? Нет? В жизни есть БОЛТОВНЯ и ДЕЛО...

...Этим очень грешат воспитательницы в детсадике или в учителя в школе. Нарисовал Ваня бредятину какую-то, причем ничем не лучше, чем вчера, а экзальтированная дура, - восклицает, - прекрасно, прекрасно, какой ты молодец!!! Ах, умница! Где то эта дура прочитала, что людей хвалить надо, но как положено дуракам, слышала звон, да не знает где он. В результате бедный Ваня, под влиянием этих дур теряет ориентиры в жизни, и не понимает, когда он на самом деле приподнялся над собой, а когда он просто кухонный рабочий и этого слишком мало, чтобы этим гордиться.

Так вот, о воспитании детей. Мы не делаем дежурных похвал. Похвала штука редкая. Когда действительно у тебя возникло ЧУВСТВО удивления. Надо же? Вот это ДА! Мы очень жестко относимся к тому, когда слова используются по идиотски. Например, Лёня, вместо того, чтобы говорить дверцы (у шкафа), говорил ДВЕРЧИКИ . Вы скажете - подумаешь? НЕТ!!! В его возрасте он уже прекрасно должен знать, как называется дверца. А иначе так и вырастет блаженным полуидиотом, который будет восторгаться кухонными РАБочими и их рабский и бессмысленный труд будет называть СВОИМ ДЕЛОМ. Все начинается с малого. Я написал про плач, как средство достижения своего. Как средство давления, наконец. (Речь шла о том, чтобы не потакать детям, когда они падают на пол и бьются в истерике, чтобы получить от родителей желаемое - от авт.)Если родители это поощряют, то в результате и вырастают (и таких большинство) жертвы, которые не просто жертвы, а жертвы убежденные. Чтобы добиться своего они будут делать только одно. Выглядеть жалко. Еще жальче. Просить ЕЩЕ ЖАЛОБНЕЕ...

...Есть какое-то умное слово, которое означает следующее: если человек жертва по жизни будет идти по улице, то нападут именно на нее. Остальных пропустят. Над такими в школах издеваются. Его сгорбленная фигурка и жалкий вид просто просит - ну ПОДДАЙ ЕМУ! Он же ЖДЕТ ЭТОГО! Мне периодически шлют жалобные письма. Мол, денег нет, прошу взять в ШСД забесплатно. Я вчера так ответил. ПРОСЯТ НА ПАПЕРТИ, вот туда идите и просите. Нормальный человек ПРЕДЛАГАЕТ! Предлагает взаимовыгодный вариант. Жертвы просят. И их гонят в шею. По моему понятно объяснил. Слабоумие нельзя позволять никому. Даже детям. И к сожалению оно очень опасно. До определенного возраста дети впитывают ВСЕ. Некритически. И самые дурацкие привычки и шаблоны поведения окружающих они тут же повторяют.

Пример из жизни. Иду я гуляю с Юрой и Лёней по улице. Им года три примерно. Поднимаемся по крутой лестнице от набережной. Они идут сами и я иду с ними в нескольких метрах. Навстречу нам идет слабоумная женщина в возрасте. Ой-ой, заприч итала она, вы детишки осторожней, не упадите. Я ей отвечаю, если ВЫ упадете, то костей не соберешь, так что лучше ВЫ осторожней. Лицо у нее вытянулось и она пошла дальше. Но это на самом деле так. Если они упадут, отряхнутся и пойдут дальше. А вот если эта тетенька загремит на лестнице, то скорую помощь надо будет вызывать. 100 процентов. Теперь вопрос. Сколько раз нужно сказать то, что она пыталась внушить детям, чтобы они боялись ходить по лестницам? Раз пять достаточно. И вы получите маленького старичка, который будет спускать по лестницам только за ручку с мамой. А теперь скажите, ЧЕГО эта слабоумная в жизни НЕ БОИТСЯ???? Она ведь боится ВСЕГО!!! Лестниц, собак, милиционеров, дождя, солнца, грома, птиц, ветра, жары, холода, начальников, подчиненных, преподавателей, вахтеров, уборщиц в магазине, кондукторов, поездов, велосипедов, железнодорожных касс, расписания движения поездов, незнакомых мест, такси, кафе, ресторанов, компьютеров, и так далее и тому подобное И по поводу всего она будет всегда делать только одно, если рядом будет ребенок, она будет причитать, осторожней, осторожней, как бы чего не вышло.

Вы видели таких людей возле расписания поездов на ж/д вокзале? Они смотрят туда как на китайскую грамоту. Это ведь люди СО СРЕДНИМ, а то и с высшим образованием!!! И повздыхав, пойдут и станут в очередь в Справку. И будут, вздыхая, стоять полчаса или больше, чтобы узнать то, что написано крупными буквами прямо у них перед носом. Почему? А как бы чего не вышло? А вдруг она что перепутает? Дура же. А уж если ей ребенок попадется, то тут она оторвется на всю катушку. С каким кайфом она будет объяснять ребенку, чего ему нужно бояться и чего он еще не может (и подразумевается, что никогда не будет мочь) и даже пытаться ему не нужно.

Наши мальчишки, когда им еще и семи лет не было, выполняли задание, которое не способна была выполнить наша домработница со средним образованием. Оба причем могли. То есть сходить в магазин, в метрах двухстах который от квартиры и купить продукты списком пунктов 6-7. По памяти, конечно. И ничего не забыть. Мало того, они еще должны были В УМЕ посчитать сколько это будет. И если денег не хватает, то тут же бывали отправлены еще раз разбираться с продавщицей. САМОСТОЯТЕЛЬНО разбираться! И что вы думаете. Приносили рубль или два, которых не хватало, и которые продавщица почему-то не додала. Могли и три раза туда сходить, если приходили ни с чем. Разговор был простой. Ты считал, сколько должно быть денег? Считал. Сколько должно быть сдачи? Столько-то. А ты сколько принес? Столько-то. Сколько не хватает? Столько-то. Ну и ? Если ответа нет, думай. Может и полчаса простоять у двери. Потом говорит, не хватает денег. Ну и? Тетя не дала. Ну и ? Не въезжает. Наводящий вопрос. Ты спросил, почему она СТОЛЬКО сдачи дала? Нет, не спрашивал. Почему? Ну, ответа он тут не знает. И многие взрослые тоже не знают. Ума потому что не хватило. Ну так иди и спроси. Все. Да, а наша домработница В УМЕ стоимость семи продуктов посчитать не способна была. Мы даже и не пытались этого добиваться. Она считала на калькуляторе. Кстати, молодая девчонка. Та самая жертва среднего образования. А уж вопрос НУ И ей задавать, вообще было бесполезно. Большинство людей понимают ТОЛЬКО прямые указания, а совсем не приглашение подумать.

Так вот сейчас наши получают нагоняй за простые веши вроде того, что сами не увидели, что нужно делать. Ну если поели в кафе, посидели, и папа с мамой встали и начали одеваться А они сидят. Вам что особое приглашение нужно??? Или, мне нужно пройти и сесть за столик в том же кафе, а кто-то из мальчишек загораживает проход. Разумеется, он должен мгновенно сообразить и встать со стула и отодвинуть стул. Когда я им мешаю пройти, мне же не нужно об этом говорить. Я и сам это вижу. И отодвигаюсь. А почему они не видят? Должны видеть. И это давно уже норма. Аналогично с посадкой, высадкой из машины и сотни других ситуаций, где ПО СИТУАЦИИ понятно, что нужно стоять или наоборот идти. И команды тут нужны только слабоумным. Должны сами соображать.

Пример из жизни. Мы себе, например, можем позволить такую вещь. Есть в Петрозаводске кафе, которое нам нравится тем, что оно соединено дверью с большим универмагом. И можно придти в кафе, и потом пойти (сняв верхнюю одежду в кафе) по универмагу купить все что нужно. Так вот, мы можем (уже пару лет как) сами посидеть в кафе и отправить детей в универмаг, где они ходят, смотрят, а потом приходят когда надоест, а можем сделать вещь намного более интересную. Оставив их в отделе игрушек, пойти на другой этаж универмага и там пробыть полчаса или больше. Вернувшись, находим их, рассматривающих игрушки или в соседнем отделе и после этого, НЕ КУПИВ НИКАКИХ ИГРУШЕК, уйти. Почему так? Простое объяснение детям. Если мы будем КАЖДЫЙ РАЗ, когда приходим в универмаг покупать вам игрушки, то значит, мы будем сюда ходить редко. Или вообще не будем выходить из кафе. Или лучше вы ходите, гуляете (а за столом детям сидеть скучно, сами понимаете), но не пристаете купить игрушки. То есть можем купить, можем не купить, но никаких сцен не будет.

Ну мелочи вроде того, что старшие встав утром, делают бутерброды с сыром, чай, и завтракают сами и вместе с ними завтракает младший. А мы можем еще поспать. Завтракают сами они уже давно. Я не помню, когда начали. То есть, собственно мы к ним относимся как к взрослым, у которых просто пока меньше физических сил, ну и координация еще не та, все-таки, как у взрослого, но в остальном, они не получают никаких скидок. Примерно так. Ответил я на вопрос Кати?

Пожалуй, еще пример. Если Жанне нужно запомнить номер телефона, то она говорит его вслух и говорит, нужно запомнить. И это уже гарантия, что телефон никуда не денется, теперь.:)

Или пример прямо сегодня. Мы ездили на автобусе в город. (Мы живем, как вы знаете уже больше полугода в деревне.) Мальчишек отправили на остановку раньше. Сами еще собирались. Автобус (проходящий) пришел немного раньше. Один остался с младшим возле автобуса, второй прибежал домой (это недалеко от остановки) и позвал нас. Ничего особенного? Но я понятия не имею, что они говорили водителю! Но если бы автобус ушел без нас, вы можете не сомневаться, что они получили бы втык. И был бы разбор полетов, кто что сказал, и как, и когда, водителю и кондуктору. И почему что-то нужное не сказали. А так как автобус нас подождал, то это просто обычная штатная ситуация. Хотя, молодцы, я им все-таки сказал.:)

 

 

И пожалуй, перейдем все-таки в письмам. Здравствуйте, Юра! Это я, та самая, которая бизнесом занимается, поувольняла всех и т.д и т.п. Обнаружила свое письмо в Вашей рассылке и удивилась, ведь письмо писала в расстроенных чуйствах:), вся негодующая и злая. И опять поймала себя на том, что путные мысли приходят со скрипом и даже с болью:) О, как! Не хотела раскланиваться и петь дифирамбы (Вам, то бишь), но факт остается фактом, своими простыми вроде бы вопросами на вопрос, так невзначай и ласково (и чего некоторые говорят, что Мороз всех на чем свет стоит, ч истит),Вам удается разбудить во мне, штуку, которая вашим сленгом называется: РАЗМЫШЛЯТЬ! Спасибо! Так вот, о детях! Целиком и полностью поддерживаю Ваши высказывания на тему: Нельзя отдавать детей в чужие руки, даже в бабушкины! А, главное,"необходимость занять чем-то, лишь бы не плакало!" И все сказанное в рассылке: Школа... У меня трехлетний сын, и конечно приходиться (надеюсь, пока) оставлять его с няньками. Вижу, что из этого выходит! (Описывать не буду, сами знаете, ч то) И "напрягаюсь" в основном сейчас для того, что бы скорее, найти, унюхать, почувствовать, то самое ДЕЛО! Порой, грезится, что вот, оно, где-то, рядом, еще чуть-чуть и поймаю ту самую родную и близкую сердцу, мысль, нечто, что поставит на место мою неугомонную натуру:) (Вы теперь понимаете, как меня оскорбляет приведения в качестве примера СВОЕГО ДЕЛА кухонной рабочей Ю.) А между тем, мой сын, и так учится у меня, и порой дух захватывает от того, как быстро он за мной поспевает! Я мою посуду, он тут же, намывает. Причем не в контексте:" Давай сынок, помогай маме!" А просто так! Мама работает за письменным столом, а сын тут же, буквы выводит, и спрашивает, глядя в мои документы: " А это какая буква?" О том, что бы "сдать" сына в сад, а уж тем более в школу, и не помышляю! (С детства мечтала обучать своих детей, чему бы то ни было, сама!) Наткнулась на книгу "Самерхилл, воспитание свободой" Александра Нилла, интересно Ваше мнение! И еще. Порой, когда думаешь: что надо, как надо, поправильнее, и плаваешь в сомнениях, начинаешь еще больше увязать в демагогии на эти темы. А когда, жизнь ставит в жесткие условия, когда некогда раздумывать, и перекладывать на разные лады (тем самым оттягивая время), очень быстро приходят наиболее верные решения, а главное, необычные. Когда я начинаю раздумывать о том, как лучше устроить быт, времяпрепровождение, и проч. для сына, на поверку оказывается, что все, что я напридумывала, просто мура! А когда я просто живу, глажу кошку по голове, обрываю сухие листья с цветка, качаюсь в кресле, готовлю суп, и просто смотрю на луну, что-то неуловимое происходит... ...С Уважением, Валерия

Мы не разделяем, быт и времяпрепровождение для нас и для детей. Ничего специально для КОГО-ТО не нужно придумывать. Не считая лечения конкретных заморочек, которые они все-таки успевают нахватать, даже за короткое время общения со слабоумными. Важно то, что дети нам НЕ ДОЛЖНЫ МЕШАТЬ. Мы не жертвы, которые должны стелить свою жизнь под чьи-то ноги, даже если это ноги наших детей. Жизнь должна быть так устроена, чтобы никто никому не мешал. Ни мы детям, ни дети нам. Когда, например, кто-то вдруг спрашивает, можно, по поводу того, что вообще-то по умолчанию разрешено, то он нам мешает. Ибо задает ДУРАЦКИЙ вопрос. А дурацкие вопросы по дурацки отнимают время. Тут Маша (наша соседка) тест проходила несколько дней назад. Я у нее спросил, что такое дурацкий вопрос? Маша затруднилась с ответом. :) Спросил у Лёни. Он ответил, это вопрос, на который сам знаешь ответ. Понятно, что у них иногда возникает искушение спросить лишний раз, перестраховаться, снять с себя ответственность Подобный вопрос может вызвать такую ситуацию. Вообще-то было можно, но раз спросил, то теперь нельзя. Надо брать на себя ответственность.

...НИЧЕМУ МЫ ИХ НЕ УЧИМ! И не собираемся учить. Учили, правда, только считать и читать. Младшего вообще не учим этому. Он просто смотрим как я за компьютером сижу, и требует тоже чтобы я дал пописать. Садится и с помощью старших пишет. Сколько-то букв знает. Я понятия не имею сколько. :) А зачем их считать. :) Понятно, что читать научится со временем. И когда нужно мандарины принести всем, приносит правильное количество. Живем мы вместе. И всё. Учит жизнь. Слышали о таком учителе? Вот он и учит. Вот сегодня видел, что Юра читал энциклопедию детскую. Что читал, не знаю, не обратил внимания. Правда вот Юру, так как он буквы очень любит, приходится лечить от заморочки излагать свои экспертные знания, когда его никто ни о чем не спрашивает. Он особенно любит младшего снабжать кучей ненужных сведений. Оставь это вот, как есть и вырастет обыкновенный среднестатистический слабоумный эрудит. А для того, чтобы позволить себе жить вместе с детьми и не отдавать их из-за работы чужим людям и нужно, кстати, своим делом заниматься. Как вы думаете, многому научит своих детей та женщина, если ее дети несколько лет, с ней салаты на кухне будут делать? Вот вам и еще один критерий, своего дела и не своего. Будет ли польза, если ваши дети все время рядом с вами будут? Нет, значит, не свое Дело.

Вот такой Юрий Мороз. Великий и категоричный!:)))

Специально процитировала все, что касалось детей из его выпуска - ответа на мое письмо. Очень уж любопытно, нестандартно, мощно.

Некоторые из его методов я бы назвала спартанскими, так воспитывают воинов, которым предстоит борьба, причем борьба нешуточная - с самой жизнью. Некоторые методы я взяла бы на вооружение.

Мороза можно ругать, критиковать, с ним можно спорить, но им нельзя не восхищаться! Это человек, который ДЕЛАЕТ то, о чем говорит. А это такая редкость.

Кстати, прошу письма с критикой - такие, наверняка, появятся:))) - отправлять прямо Морозу:))) Его адрес moroz@onego.ru

Мне же, как и раньше - Zhenclub@yandex.ru

Екатерина Мануковская

Подписаться и посмотреть архив можно на http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное