Уважаемые родители! С Вами детский психолог Ирина Фурсова.
На этом уроке я расскажу о том, что такое познавательное развитие.
Познавательное или умственное развитие – это количественные и качественные изменения происходящие в мыслительной деятельности ребенка.
Оно характеризуется взаимодействием психических функций - мышления, памяти, внимания, речи. Все они тесно переплетены и оказывают взаимное влияние.
У каждого ребенка процесс развития этих функций очень индивидуален. И зависит от скорости созревания психофизиологических процессов и развивающей интеллектуальной среды.
Несмотря наиндивидуальные особенности протекания этих процессов, все они имеют свои закономерности.
Мышление ребенка к 7 годам прошло путь от наглядно-действенного(когда освоение предметов происходит двигательным и чувственным путем) к - наглядно-образному, когда наглядная ситуация в процессе решения задачи воплощается в образы или представления.
И только к 10 годам перейдет в фазу словесно-логического, когда все мыслительные процессы протекают во внутреннем плане на основе словесных понятий.
Основными мыслительными операциями являются – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация.
Несмотря на сложность в терминологии, все эти процессы очень понятны в практической деятельности.
Анализ (разложение объекта на составляющие его части),
Синтез (соединение существенных признаков в единое целое)
Обобщение (выделение признаков, свойств предметов и объединение их на основе общих черт
Абстрагирование (выделение главного)
Классификация (распределение предметов, понятий по классам, группам, на основе общих признаков).
К 7 годам - внимание и память ребенка носят еще непроизвольный (пассивный) характер. Речь ребенка пройдя сложный путь от гуления и лепета, двусловных предложений, к 6 годам достигло уже полных распространенных предложений и становится основным средством общения.
Мышление, память, внимание и речь ребенка важно развивать. И делается это за счет целенаправленного знакомства ребенка с окружающим миром, развития его кругозора, развития мыслительных операций с помощью занимательных заданий, упражнений, развивающих и дидактических игр.
Про важность общения, доверительные отношения и сотрудничество с ребенком мы говорили на прошлом занятии. Помимо основной ценности это еще и средство развития языка. Богатое языковое окружение, грамотная речь родителей также сказывается на уровне развития и культуры речи ребенка.
Если у ребенка присутствует задержка в усвоении языка, ошибки в произношении некоторых слов и звуков, заикание необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Надо знать, что нарушения устной речи и неврологические нарушения задерживают познавательное развитие и требуют дополнительных занятий и усилий со стороны родителей и специалистов.
Важно в любом возрасте поощрять творческое самовыражение ребенка. Важно создавать форму открытости, поощрять ребенка выражать свои чувства и мысли.
Познавательное развитие находится в тесной взаимосвязи с другими сферами развития ребенка - физической, социальной и эмоциональной. И наличие проблем в той или иной сфере влияет на адаптацию ребенка к школе. Важно еще до школы найти причину той или иной проблемы и принять меры для ее устранения.
Общая картина для мальчиков и девочек при обучении в школу такова:
У девочек лучше развита речь, причем та ее сторона, которая связана с беглостьюречи, скоростью чтения. У них более аккуратный и правильный почерк. Девочкипонятнее для нас выражают свои эмоции, лучше понимают настроение и объяснение учительницы. Как правило, девочки чаще оценивают себя адекватно.
У мальчиков лучше развито пространственное мышление, любая деятельность, связанная с поиском, нахождением нестандартных решений. Однако у мальчиков чаще встречаются проблемы устной речи, хуже развито внимание и память. У мальчиков хуже почерк и им труднее долго концентрироваться над монотонными однообразными занятиями. Они по-другому проявляют свои эмоции, им трудно четко выполнять правила и приспособиться к новым условиям.
Мальчиков чаще наказывают и ругают, поэтому у них чаще бывает заниженная самооценка.
Переходя в школу, у ребенка меняется шкала ценностей. То, что еще в детском саду принималось и приветствовалось, в школе может не одобряться. К изменению этих критериев оценки ребенок еще должен привыкнуть.
Как мы видим, у девочек больше шансов на успешную адаптацию и поэтому поддержка Вашим мальчикам нужна вдвойне.