Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"5 уроков для родителей -первоклассников"


Урок  1

Готовность к школе

 

Уважаемые родители! С Вами детский психолог Ирина Фурсова.

На этом уроке мы осветим вопрос, что такое:  Психологическая готовность к школе

 

Парадоксально, но факт: к школе мы готовим ребенка уже с рождения. Любые пособия, методики, упражнения, причем какой бы сферы развития ребенка  они не касались, только и говорят: «Готовимся к школе».

 

Когда  было «прорублено новое окно в Европу», коллеги  из Западной  Европы,  интересующиеся системой образования в нашей стране,  как-то сказали: «вы все время к чему-то готовитесь, а КОГДА же ВЫ ЖИВЕТЕ?»

Так вот в этой сокроментальной фразе затронуто,  все наше отношение к жизни ребенка, да и всего общества в целом.

 

Детство - является уникальным, самым значимым периодом в жизни человека и ценность его заключается не в том, что мы готовим ребенка к какому-то определенному шагу в его пути, а в том как он проживает его в настоящем времени.

 

Когда мы переставляем стрелку акцента - мы перестаем подгонять развитие ребенка под стандарты образования, а значит по - другому начинаем относиться и к дошкольному детству и к подготовке к школе в частности.

 

Для того, чтобы пояснить значение «готовность к школе» давайте представим огромное поле - это рождение нового мира – нашего ребенка. В начале пути – это узкая дорожка. Тропа, густо заросшая деревьями  (это родители и близкие люди), которые очень тесно сопровождают путь ребенка в первые годы развития.  Постепенно деревья расступаются, освобождая видимость ближайшую, а затем и дальнюю. И чем старше ребенок становится, тем более они отходят, постепенно превращаясь в силуэт. Так вот это поле пересекают полноводные ручьи (переходные периоды) перейти через которые вплавь нельзя, можно только по мосту. Первые мосты ребенку помогают создавать родители. И  чем более  он становится самостоятельным, тем больше он строит мосты своими руками, сначала неумелые, а затем все более и более совершенные. Для строительства мостов, независимо от возраста, будь то 7, 11,15  или 17 лет необходимы одни и те же материалы и  одни и те же качества для их посторойки. Они только совершенствуются в процессе жизни.  Поэтому, какими бы специфичными не казались условия перехода для каждого возрастного периода-схема одна и та же.

 

И вот первый  серьезный самостоятельный мост для ребенка в 7 лет. На этом берегу – он дошкольник, со всеми присущими дошкольному детству чертами. Ни он, ни Вы не знаете, что там, на другом берегу и что же именно поможет или помешает Вашему ребенку там, в будущем. Лишь перейдя на другую сторону – Вы видите то, что необходимо было сделать До школы.

Так вот. Психологическая  диагностика готовности к школе является указательным знаком на этом мосту, она применяется для того, чтобы выявив индивидуальные особенности ребенка, предупредить возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения.

Успешность перехода с одной стороны моста на другую обеспечивают 4 сферы:

Это уровень развития познавательных функций - внимание, память, мышление, речь

Это социально-личностное развитие (мотивация, самооценка, саморегуляция, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками)

Это физическое развитие ребенка: состояние здоровья, уровень развития крупной и мелкой моторики

Наличие высокого уровня развития всех сфер обеспечивает высокую готовность к школе, а значит, и способствуют успешной адаптации в школе, наличие проблем в любой из сфер - эту вероятность снижают.

 

Подробнее о каждой из этих сфер и как они влияют на успешность обучения ребенка я расскажу на ближайших уроках.

 

Все дети разные, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. У мальчиков и девочек механизмы адаптации работают совершенно по-разному. И несмотря на то, что у мальчиков поисковая деятельность развита значительно лучше, именно им труднее приспособиться к изменяющимся условиям в жизни. Девочки быстрее входят в законы школьной жизни, им легче применять правила, а соответственно процесс адаптации у них проходит более спокойно и менее болезненно.

С пониманием отнеситесь к первым сложностям в жизни своего первоклассника. От того, как Вы выстроите новые взаимоотношения с ребенком  в  первом учебном году-такими они и сохраняться на все школьные годы. Поддержка, понимание и желание помочь ребенку в это трудное время окупятся сторицей его желанием делиться с Вами своими школьными радостями и горестями.

 

Спасибо. До следующих встреч

 

 


В избранное