Уважаемые родители! С Вами детский психолог Ирина Фурсова.
На этом уроке мы осветим вопрос, что такое: Психологическая готовность к школе
Парадоксально, но факт: к школе мы готовим ребенка уже с рождения. Любые пособия, методики, упражнения, причем какой бы сферы развития ребенка они не касались, только и говорят: «Готовимся к школе».
Когда было «прорублено новое окно в Европу», коллегииз ЗападнойЕвропы,интересующиеся системой образования в нашей стране,как-то сказали: «вы все время к чему-то готовитесь, а КОГДА же ВЫ ЖИВЕТЕ?»
Так вот в этой сокроментальной фразе затронуто,все наше отношение к жизни ребенка, да и всего общества в целом.
Детство - является уникальным, самым значимым периодом в жизни человека и ценность его заключается не в том, что мы готовим ребенка к какому-то определенному шагу в его пути, а в том как он проживает его в настоящем времени.
Когда мы переставляем стрелку акцента - мы перестаем подгонять развитие ребенка под стандарты образования, а значит по - другому начинаем относиться и к дошкольному детству и к подготовке к школе в частности.
Для того, чтобы пояснить значение «готовность к школе» давайте представим огромное поле - это рождение нового мира – нашего ребенка. В начале пути – это узкая дорожка. Тропа, густо заросшая деревьями (это родители и близкие люди), которые очень тесно сопровождают путь ребенка в первые годы развития.Постепенно деревья расступаются, освобождая видимость ближайшую, а затем и дальнюю. И чем старше ребенок становится, тем более они отходят, постепенно
превращаясь в силуэт. Так вот это поле пересекают полноводные ручьи (переходные периоды) перейти через которые вплавь нельзя, можно только по мосту. Первые мосты ребенку помогают создавать родители. Ичем болееон становится самостоятельным, тем больше он строит мосты своими руками, сначала неумелые, а затем все более и более совершенные. Для строительства мостов, независимо от возраста, будь то 7, 11,15 или 17 лет необходимы одни и те же материалы иодни и те же качества для их посторойки. Они только совершенствуются в процессе жизни. Поэтому, какими бы специфичными не казались условия перехода для каждого возрастного периода-схема одна и та же.
И вот первыйсерьезный самостоятельный мост для ребенка в 7 лет. На этом берегу – он дошкольник, со всеми присущими дошкольному детству чертами. Ни он, ни Вы не знаете, что там, на другом берегу и что же именно поможет или помешает Вашему ребенку там, в будущем. Лишь перейдя на другую сторону – Вы видите то, что необходимо было сделать До школы.
Так вот. Психологическаядиагностика готовности к школе является указательным знаком на этом мосту, она применяется для того, чтобы выявив индивидуальные особенности ребенка, предупредить возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения.
Успешность перехода с одной стороны моста на другую обеспечивают 4 сферы:
Это уровень развития познавательных функций - внимание, память, мышление, речь
Это социально-личностное развитие (мотивация, самооценка, саморегуляция, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками)
Это физическое развитие ребенка: состояние здоровья, уровень развития крупной и мелкой моторики
Наличие высокого уровня развития всех сфер обеспечивает высокую готовность к школе, а значит, и способствуют успешной адаптации в школе, наличие проблем в любой из сфер - эту вероятность снижают.
Подробнее о каждой из этих сфер и как они влияют на успешность обучения ребенка я расскажу на ближайших уроках.
Все дети разные, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. У мальчиков и девочек механизмы адаптации работают совершенно по-разному. И несмотря на то, что у мальчиков поисковая деятельность развита значительно лучше, именно им труднее приспособиться к изменяющимся условиям в жизни. Девочки быстрее входят в законы школьной жизни, им легче применять правила, а соответственно процесс адаптации у них проходит более спокойно и менее болезненно.
С пониманием отнеситесь к первым сложностям в жизни своего первоклассника. От того, как Вы выстроите новые взаимоотношения с ребенком в первом учебном году-такими они и сохраняться на все школьные годы. Поддержка, понимание и желание помочь ребенку в это трудное время окупятся сторицей его желанием делиться с Вами своими школьными радостями и горестями.