Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вернисаж в Измайлово

  Все выпуски  

История антиквариата История антиквариата-16


В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку «История антиквариата». Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога:
http://subscribe.ru/catalog/culture/history

История антиквариата-16

ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-16

(обозрение столетней давности)

Русский цветной хрусталь и цветное стекло николаевского времени настолько эклектичны, настолько от мастеров того времени потребовалось умение подражать всем стилям, не создавая собственного, что определить отличительные качества его от иностранного хрусталя и стекла мне кажется почти невозможным. Я знаю подлинные вещи, изготовленные на Императорском стеклянном заводе, на заводе Мальцева, Орлова, Паншина или Полторацкой, которые с трудом отличишь от подлинников, по которым оно изготовлено, от венецианского, богемского,
французского и английского хрусталя. И чем ближе наши мастера подходили к иностранным образцам, тем больше одобрения они получали.
Эклектика николаевского времени отразилась не только в орнаментации изделий из цветного хрусталя или стекла, даже сами формы их становятся все менее и менее типичными и все больше заимствованными с иностранных образцов. Отсутствие типичности формы и орнамента – вот главнейшие причины того, что внимание любителя уже не с такой остротой приковывается к предметам николаевской эпохи, нежели к предметам более позднего времени.
Из различных течений отразившихся на украшениях цветного хрусталя и стекла рассматриваемого нами времени, ярче иных проявился ужасный по своему безвкусию и претенциозности, стиль, который насадил у нас архитектор Штакеншнейдер. Его «фо-готик», это такое убожество фантазии и так далек он от намека на настоящую художественность, что можно только удивляться, как не нашлось достаточно сильных людей, которые бы противостояли распространению этого стиля. Однако таких людей действительно не нашлось и «фо-готик» отразился
на множестве произведений русской художественной промышленности и главным образом в цветном хрустале и стекле. И тут немаловажную роль сыграл Императорский стеклянный завод, охотно выпускавший вещи этого убогого стиля. Единственно чем с интересом вспоминается николаевское время в области художественного русского хрусталя и стекла это выработанной в то время манерой производства так называвшейся «стекло на стекло», то есть, когда на прозрачное белое или цветное стекло наводились разного цвета эмали и очень красивейшим
образом. Этого рода стекло самое типичное из того, что нам оставило время Николая Первого.
Вообще эмаль, как украшение хрусталя и стекла, становится все более любимым материалом наших мастеров. Они не считаются с тем, что эмаль только тогда уместна, когда она размещается для украшений с большим разбором и очень скупо. Наоборот, эмаль клали где только можно, считали очень красивым испещрять хрусталь какими-то подобиями самоцветных камней и опять таки никто не считал это уродством, а принимали за истинное украшение. И такая манера долгое время применялась большинством крупных заводов во главе с Императорским.
Стекло с таким украшением относится уже к половине девятнадцатого века и ранее пятидесятых годов оно не проявлялось.
Раньше чем закончить свои заметки, скажу несколько слов о том по своему очаровательном стекле и хрустале, который выделывался некоторыми заводами для сбыта на рынки Востока. Изготовлял его и Императорский стеклянный завод, главным образом для подарков от Высочайшего Двора высоким гостям и посланцам Востока, не мало выпускали и частные заводы во главе с Бахметьевским и давали порой изумительные по своеобразию предметы.
(продолжение следует)

Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.

В избранное