Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вернисаж в Измайлово

  Все выпуски  

История антиквариата История антиквариата-13


В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку «История антиквариата». Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога:
http://subscribe.ru/catalog/culture/history

История антиквариата-13

ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-13

(обозрение столетней давности)

Рассматривая внимательно весь тот хрусталь, который нам остался от славной эпохи первой четверти 19-го века, видишь, что в рисунке орнамента, во всем украшении хрусталя и цветном стекле крепки заветы екатерининского времени и их не могли поколебать кратковременный иной вкус императора Павла.
Те же завитки и бойкие рисунки произвольного толкования нашими мастерами стиля рококо, то же чередование блестящего золота с матовым с изредка вкрапленным украшением из платины. Только в самой форме хрустальных предметов заметно большое отличие от екатерининского времени. Строже форма, четче линии и постепенно эта четкость линий переходит и в самый орнамент, и к концу александровского времени стиль украшений становится строже, чаще и чаще встречается стилизованный окантовый лист, чаще и чаще взамен игривых завитков
рококо – холодная строгость военных доспехов.
Шлемы и латы, копья и колчаны приходят взамен дымящихся факелов амуров екатерининского времени и их миниатюрных стрел любви.
Мне не удалось уловить какой из хрустальных заводов первым начал украшать цветное стекло и хрусталь живописью красками поверх стекла. Но живопись эта весьма характерна для переходного времени от Александровского к Николаевскому. Сначала скуповатая по количеству красок (преобладало сочетание белого с желто-оранжевым) она постепенно становится все разнообразнее, но, надо заметить, не делаясь от этого выше по художественному своему значению. Такой живописью расписывались главным образом графины и стаканы. В дальнейшем
живопись на стекле продолжает совершенствоваться, но хрусталь и стекло, ею украшенные, художественного значения так и не получают.
Яркой картиной мелькнуло александровское время. Русское хрустальное художественное производство достигло к этому времени высокой степени развития, о чем явственно говорила выставка 1828 года. Художественность его настолько привлекает общее внимание, что применение цветного стекла и хрусталя не вмещается в узких рамках дворцового и домашнего обихода, оно идет дальше и захватывает новую область, область украшения церкви.
Заводы Бахметьева, Мальцевские заводы, отчасти императорский стеклянный завод начинают выделывать много предметов для церковной утвари и достигают тут замечательного совершенства и высокой художественности. Не только лампады, отдельные сосуды, церковные шандалы выделываются ими. Неведомые мастера этих заводов идут дальше и решают сложные задачи больших паникадил, сооружений из разноцветного хрусталя и стекла над раками святителей и т.п. Во всем том, что касается церковной утвари, в разнообразнейших предметах
уже совершенно определенно отразился русский ампир. В этих вещах лишнее искать забавного и легкомысленного стиля великой императрицы, его будто не было, им будто не увлекались мастера лучших наших хрустальных заводов. Только ампир, только строгие линии, только целомудренность рисунков сочетаний фигур или отдельных предметов римского вооружения. Казалось бы, что общего между православной обрядностью и стилем далекой империи, а между тем до чего красив, до чего подходящь он в украшениях различных предметов церковного
обихода. Как красивы лампады кобальтового стекла или кроваво-рубинового, украшенного богатым золотом или серебряным орнаментом ампирного рисунка. Как стройны линии шандалов, ваз для святой воды, тазов для омовения и многого, многого другого…
(продолжение следует)

Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.

В избранное