Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Восточнославянское язычество   Стоит обратить внимание на одну сторону двоеверия на Руси, которая поможет охватить взглядом, казалось бы, разнородные явления. Речь идет об аналогии, которую можно провести между двоеверием, возникающим при одновременном использовании двух религиозных систем членами одного и того же коллектива, и двуязычием, при котором члены одного и того же коллектива одновременно пользуются двумя языковыми системами...

 

Вяч. Вс. Иванов 11 стр.

 

 

Авангард и теоретическое знание XX в.   Подводя итоги XX в., можно заключить, что авангард остался основным его стилистистическим ориентиром, сказавшимся и на тех авторах, которые иногда склонялись к более традиционным формам. Культура XX столетия в целом была горячей в леви-стросовском смысле: ранее написанный текст если и повторялся, то только в целях пародии, гротескного обыгрывания или переворачивания...

 

Вяч. Вс. Иванов 3 стр.

 

 

Предыстория Мудрости в древневосточных текстах   Есть сильное подозрение, что монотеизм, который представлен в Мемфисском трактате, был древнее, чем последующий египетский политеизм. Вообще, идея, что политеизм, многобожие - изначальная форма религии, никак не доказана. Мы принимаем на веру некоторые представления о том, что архаично, а история все время заставляет нас отодвигать многие идеи все дальше в глубь тысячелетий...

 

Вяч. Вс. Иванов 6 стр.

 

 

Маска как элемент культуры   Театральные маски, фиксирующие одно эмоциональное состояние человека, в последних веках перед н. э. широко распространяются по всему Восточному Средиземноморью и Черному морю. Можно думать, что именно в этом ареале в связи с театральной маской формируется представление о роли и личности. На это указывает этимология лат. persona и позднейшие названия персональности, индивидуальности, личности...

 

Вяч. Вс. Иванов 12 стр.

 

 

Культурная история большого города   В новой европейской поэзии тема города выступает особенно четко в том течении, которое Пастернак назвал "мистическим урбанизмом". Город в истории одновременно и настолько новое явление, что каждое следующее поколение заново начинает ему изумляться, и настолько древнее, что это удивление передается нередко образами многотысячелетнего возраста...

 

Вяч. Вс. Иванов 15 стр.

 

 

Русское "похабство"   Южные славяне познакомились с юродством довольно рано при переводе византийских сочинений. Самым древним термином для юродства было слово буй (буякъ, буявъ). В Древней Руси было в ходу другое слово - похабъ. Именно оно почти повсеместно стояло в протографе древнерусского перевода жития Андрея Юродивого, и лишь позднее в процессе переписывания и редактирования (в том числе сглаживания) текста было во многих местах заменено на оуродивъ (оуродъ)...

 

С. Иванов 20 стр.

 

 

Симеон Новый Богослов как юродивый (фр. яз.)   На первый взгляд, нет ничего более далекого от облика Симеона (949-1022), чем юродство: он был видной общественной фигурой, а юродивый принципиально безвестен; Симеон много лет игуменствовал, а юродивый всегда держится в стороне от церкви; Симеон неизменно суров и неприступен, а юродивый назойлив и нагл. Наконец, Новый Богослов и сам совершенно недвусмысленно высказывается против юродства...

 

С. Иванов 19 стр.

 

 

Этика и поэтика Талмуда   Для европейского читателя Талмуд раздражающе странен. Он не соотносится ни с чем. Талмуд не похож на Библию, хотя и цитирует ее на каждом шагу. Здесь нет ни хроник, ни пророческих речей. Мы входим под своды пестрых трактатов с запутанными переходами. То здесь, то там мелькают маски из римских комедий, сцены из греческих романов. Афинские философы появляются, чтобы поспорить с еврейскими мудрецами. Смех - безошибочный критерий, по которому мы можем отличить аггаду от всей предшествующей еврейской литературы...

 

А. Ковельман 8 стр.

 

 

Александрийский погром   Погром - существенная деталь мировой истории. Среди прочих видов кровопролития погром отличается сугубо народным и демократическим характером. Санкция властей (молчаливая или не очень) может способствовать течению погрома. Но без элементарной самодеятельности масс - нет погрома. А потому именно Греция - мать всех демократий и народных движений - стоит у истоков погрома. Когда в V в. до н. э. демос (народ) схлестнулся с олигархами, аристократами, история приобрела погромный характер...

 

А. Ковельман 9 стр.

 

 

Микроистория и филология   Обращаясь к истории "забытых людей", маргиналов, побежденных, микроистория совершает типичный в литературоведении и критике жест - пересмотр канона. Однако она совершает его радикальнее, стремясь не к установлению нового канона и даже не к расширению старого, но к отказу от самого понятия канона. С другой стороны, изучая частные объекты - пространства, события и судьбы, она не ставит себе задачу создать интегральную карту прошлого в масштабе 1:1...

 

С. Зенкин 13 стр.

 

 

Revolution-революция-переворот-превращение   Декабристы впервые в русской истории хотели не только свергнуть правительство, но и провести радикальные политические реформы, ассоциируемые с наследием Французской революции. Отсюда их обращение к терминам интернациональной революционной традиции. В позднейшем отечественном радикализме слово "революция" стало классической формой выражения идеологемы, но многие декабристы, движимые патриотическим порывом, передавали французское слово "rеvolution" русским словом "переворот"...

 

М. Одесский 9 стр.

 

 

"Дурацкая свадьба" в Петербурге в 1740 г.   В 1740 г. в Петербурге состоялся невиданный шутовской праздник. Центр его - свадьба князя М.А. Голицына. Перешедший за границей в католичество, он был сделан в наказание придворным шутом; теперь Голицын, представитель одного из самых знатных семейств в империи, женился на царской приживалке и шутихе Бужениновой. Приходившаяся на преддверие масленицы свадьба должна была сопровождаться грандиозным маскарадом, где главную роль играли экзотические народы, населявшие Российскую империю...

 

Б. Успенский 12 стр.

 


В избранное