Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Revolution-революция-переворот-превращение   Декабристы впервые в русской истории хотели не только свергнуть правительство, но и провести радикальные политические реформы, ассоциируемые с наследием Французской революции. Отсюда их обращение к терминам интернациональной революционной традиции. В позднейшем отечественном радикализме слово "революция" стало классической формой выражения идеологемы, но многие декабристы, движимые патриотическим порывом, передавали французское слово "rеvolution" русским словом "переворот"...

 

М. Одесский 9 стр.

 

 

"Дурацкая свадьба" в Петербурге в 1740 г.   В 1740 г. в Петербурге состоялся невиданный шутовской праздник. Центр его - свадьба князя М.А. Голицына. Перешедший за границей в католичество, он был сделан в наказание придворным шутом; теперь Голицын, представитель одного из самых знатных семейств в империи, женился на царской приживалке и шутихе Бужениновой. Приходившаяся на преддверие масленицы свадьба должна была сопровождаться грандиозным маскарадом, где главную роль играли экзотические народы, населявшие Российскую империю...

 

Б. Успенский 12 стр.

 

 

Культура как репрессия   В культурологических исследованиях принято сосредотачивать внимание на креативных функциях культуры. Но если отвлечься от этого заведомо апологетического взгляда, то обнаруживается, что культура в той же мере полна запретов, табу и иных ограничений свободы человеческой деятельности и мысли и даже репрессивных мер. В каких-то случаях эти запреты имеют вполне утилитарные социальные основания, в иных - сложились случайно, в силу какого-то частного стечения обстоятельств...

 

А. Флиер 9 стр.

 

 

Культура как творчество   Когда я посылаю по электронной почте сообщение, например в США, то посылаю я его сегодня, а там еще вчера, поскольку солнце до сих пор всходит на востоке. И почти тут же адресат получает мое сообщение. И следовательно, получает его вчера, хотя послал я его сегодня. Современные скорости - электронные скорости - действительно, с одной стороны, как бы обгоняют время, а с другой - возвращают его же назад...

 

В. Рабинович 9 стр.

 

 

Эфиопская магическая литература   Одной из особенностей христианских народов Эфиопии является обычай носить на теле рукописные амулеты, которые должны охранять их от бед и обеспечивать благополучие. Хотя Церковь всегда запрещала и осуждала как вообще всякую магическую практику, так и подобного рода рукописные амулеты, в Эфиопии именно духовенство как единственное грамотное сословие было основным переписчиком и распространителем таких амулетов...

 

С. Чернецов 13 стр.

 

 

Под себя или вдаль?   Сегодня в Западной Европе разворачивается движение за то, чтобы мужчины писали сидя на унитазе. Думаю, что каждый мужчина почувствует в предложении писать сидя какой-то подвох. И дело не в рациональных доводах и возражениях, а в каком-то глубинном, чуть ли не рефлекторном сопротивлении. Что же чувствуют мужчины, которые писают под себя? Как сказывается этот факт на других сторонах их поведения? Как он влияет на культуру народов в целом?

 

В. Воловик

 

 

Эстетизм и культура Серебряного века   Под словом "эстетизм" обычно подразумеваются три значения: перенос явлений искусства на бытовую реальность; восприятие исторически актуальной действительности как эстетического артефакта; тип творческого поведения - самоорганизация биографии как художественного произведения. В целом мы имеем дело с игрой всерьез - игрой в жизнь и игрой в искусство, в которой детская забава неотличима от театрального эксперимента, а подражание - от новаторских изобретений новых типов образного слова и новой эстетики творчества...

 

К. Исупов 7 стр.

 

 

Культурные мифы вокруг авиации в нач. XX в.   Имена летчиков-асов Первой мировой войны были известны больше, чем имена генералов. Их поединки в небе ассоциировались с рыцарскими турнирами. Летчики демонстрировали уважительное отношение друг к другу, вне зависимости от принадлежности к воюющей стороне. Они оказались последним форпостом, противостоявшим страшной тенденции новой войны - массовому уничтожению людей, сопровождавшемуся деперсонализацией героев и жертв...

 

Е. Желтова 31 стр.

 

 

Врачевание в России XVII в.   В Древней Руси выражение su-dorv-o буквально значило: из хорошего дерева, крепок, как дерево, здоров и силен. Здоровье существовало вне человека, его необходимо было приложить к больному. Слово болезнь у древних славян находилось под запретом, а глагол, образованный от прилагательного, выражал побуждение к действию, в результате которого и приобретается здоровье. Болеть значит получать силу, выздоравливать...

 

М. Киселева 11 стр.

 

 

История тела в средние века   У тела есть своя история. В обществах разных эпох отношение к нему было неоднозначным. Античные греки и римляне много занимались гимнастикой и спортом, а в Средние века возобладал идеал монашеского аскетизма, то есть произошло огромное изменение! А раз есть изменение во времени - значит, есть и история. Так что история тела является существенной частью глобальной истории Средневековья...

 

Жак Ле Гофф, Николя Трюон, 189 стр. (zip)

 

 

Чреватые. Четыре размывки Колетт Дебле   Колетт Дебле - французская писательница и художница. В 1990 г. начинает серию из 888 рисунков, посвященных истории репрезентации женщины в европейской живописи. Чтобы понять, что она делает теперь, когда, контрабандой, цитирует, нельзя забывать о мифологии, из которой она черпает столь многое. Вспомним, например, Метаморфозы, а точнее - уловку божественной Эхо. Она тоже создавала видимость цитирования...

 

Ж. Деррида 12 стр. 7 илл.

 

 

Складка мысли Делеза   Имело бы смысл говорить не о философии Делеза, расположенной где-то внутри панорамы или эпистемы, но скорее о складке его мысли: признаке, воодушевлении, навыке (но не привычке), которые мы в той или иной степени неизбежно разделяем с этой мыслью, едва только начинаем мыслить в настоящем (не в пример тем, кто еще пребывает в Просвещении, если не в Академии). Сегодня невозможно было бы мыслить, не заимствуя что-нибудь у этой складки, но это не значит, что нам приходиться прогибаться под нее...

 

Ж.-Л. Нанси 8 стр.

 


В избранное