Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Эстетизм и культура Серебряного века   Под словом "эстетизм" обычно подразумеваются три значения: перенос явлений искусства на бытовую реальность; восприятие исторически актуальной действительности как эстетического артефакта; тип творческого поведения - самоорганизация биографии как художественного произведения. В целом мы имеем дело с игрой всерьез - игрой в жизнь и игрой в искусство, в которой детская забава неотличима от театрального эксперимента, а подражание - от новаторских изобретений новых типов образного слова и новой эстетики творчества...

 

К. Исупов 7 стр.

 

 

Башня Вячеслава Иванова   Лидия Иванова, дочь Вяч. Иванова вспоминала: "Кто только не сиживал у нас за столом! Крупные писатели, поэты, философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты, начинающие поэты, оккультисты; люди полусумасшедшие на самом деле и другие, выкидывающие что-то для оригинальности; декаденты, экзальтированные дамы". В настоящей статье речь пойдет о художниках - постоянных посетителях "башенных сред"...

 

Ю. Демиденко 8 стр.

 

 

Древнегреческие и древнеиндийские басни   Сходство отдельных рассказов "Панчатантры" с древнегреческими баснями, приписываемыми Эзопу, давно уже привлекало внимание исследователей. Эта проблема имеет еще и типологический аспект. Так, хотя рассказы Эзопа и "Панчатантры" принято объединять под общим жанровым понятием "басни", они построены на различных художественных принципах...

 

П. Гринцер 8 стр.

 

 

Культура воспоминания и история памяти   "Прошлое" не возникает в наших знаниях само по себе, а, как заметил еще М. Хальбвакс, является "искусственным продуктом" современности. Воспоминания не просто некая данность, а относящаяся к современности, созданная ею общественная конструкция, следовательно, встает вопрос: какое "прошлое" познает историк, занимающийся изучением культурной памяти и каковы условия этого познания?

 

Ю. Арнаутова 9 стр.

 

 

Культурные мифы вокруг авиации в нач. XX в.   Имена летчиков-асов Первой мировой войны были известны больше, чем имена генералов. Их поединки в небе ассоциировались с рыцарскими турнирами. Летчики демонстрировали уважительное отношение друг к другу, вне зависимости от принадлежности к воюющей стороне. Они оказались последним форпостом, противостоявшим страшной тенденции новой войны - массовому уничтожению людей, сопровождавшемуся деперсонализацией героев и жертв...

 

Е. Желтова 31 стр.

 

 

Врачевание в России XVII в.   В Древней Руси выражение su-dorv-o буквально значило: из хорошего дерева, крепок, как дерево, здоров и силен. Здоровье существовало вне человека, его необходимо было приложить к больному. Слово болезнь у древних славян находилось под запретом, а глагол, образованный от прилагательного, выражал побуждение к действию, в результате которого и приобретается здоровье. Болеть значит получать силу, выздоравливать...

 

М. Киселева 11 стр.

 

 

История тела в средние века   У тела есть своя история. В обществах разных эпох отношение к нему было неоднозначным. Античные греки и римляне много занимались гимнастикой и спортом, а в Средние века возобладал идеал монашеского аскетизма, то есть произошло огромное изменение! А раз есть изменение во времени - значит, есть и история. Так что история тела является существенной частью глобальной истории Средневековья...

 

Жак Ле Гофф, Николя Трюон, 189 стр. (zip)

 

 

Владимир Набоков. Лекции о театре   Мне представляется приемлемой одна-единственная сценическая условность, которую я описал бы следующим образом: люди на сцене, которых вы видите или слышите, ни в коем-случае не могут видеть и слышать вас. Эта условность является в то же время уникальной особенностью драматического искусства, ведь ни при каких обстоятельствах человеческой жизни даже самый потаенный из подсматривающих или подслушивающих не может уберечься от возможности разоблачения теми, за кем он следит, - не какими-то конкретными людьми, но миром в целом...

 

В. Набоков 18 стр.

 

 

Фильмы ужасов   Можно заметить родство порнографических нарративов и сюжетов в жанре Horror. Там и здесь важные сцены рифмуются с расслабляющими. В первом случае половому контакту предшествуют подготовительные и оттягивающие наслаждение проходные кадры. Так же в фильме ужасов моменты значимые монтируются с почти пустыми сценами. Обычно актеры даже не понимают необходимости таких ритуальных вставок...

 

В. Корнев 10 стр.

 

 

Сатанизм, садизм и тяга к жестокости   Ведьм обвиняли в совершении кощунственных ритуалов поклонения Дьяволу, однако служение Сатане выходит за рамки легенды, ведь в поклонении Дьяволу всегда подозревались еретические секты, о нем же вспомнили при осуждении ордена тамплиеров. Многочисленные формы сатанизма существуют и по сей день: уголовные хроники рассказывают об их преступных (и вполне реальных) деяниях...

 

У. Эко 5 стр.

 

 

Ж. Деррида. Чреватые. Четыре размывки Колетт Дебле   Колетт Дебле - французская писательница и художница. В 1990 г. начинает серию из 888 рисунков, посвященных истории репрезентации женщины в европейской живописи. Чтобы понять, что она делает теперь, когда, контрабандой, цитирует, нельзя забывать о мифологии, из которой она черпает столь многое. Вспомним, например, Метаморфозы, а точнее - уловку божественной Эхо. Она тоже создавала видимость цитирования...

 

Ж. Деррида 12 стр. 7 илл.

 

 

Ж.-Л. Нанси. Складка мысли Делеза   Имело бы смысл говорить не о философии Делеза, расположенной где-то внутри панорамы или эпистемы, но скорее о складке его мысли: признаке, воодушевлении, навыке (но не привычке), которые мы в той или иной степени неизбежно разделяем с этой мыслью, едва только начинаем мыслить в настоящем (не в пример тем, кто еще пребывает в Просвещении, если не в Академии). Сегодня невозможно было бы мыслить, не заимствуя что-нибудь у этой складки, но это не значит, что нам приходиться прогибаться под нее...

 

Ж.-Л. Нанси 8 стр.

 


В избранное