Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Русское "похабство"   Южные славяне познакомились с юродством довольно рано при переводе византийских сочинений. Самым древним термином для юродства было слово буй (буякъ, буявъ). В Древней Руси было в ходу другое слово - похабъ. Именно оно почти повсеместно стояло в протографе древнерусского перевода жития Андрея Юродивого, и лишь позднее в процессе переписывания и редактирования (в том числе сглаживания) текста было во многих местах заменено на оуродивъ (оуродъ)...

 

С. Иванов 20 стр.

 

 

Симеон Новый Богослов как юродивый (фр. яз.)   На первый взгляд, нет ничего более далекого от облика Симеона (949-1022), чем юродство: он был видной общественной фигурой, а юродивый принципиально безвестен; Симеон много лет игуменствовал, а юродивый всегда держится в стороне от церкви; Симеон неизменно суров и неприступен, а юродивый назойлив и нагл. Наконец, Новый Богослов и сам совершенно недвусмысленно высказывается против юродства...

 

С. Иванов 19 стр.

 

 

Этика и поэтика Талмуда   Для европейского читателя Талмуд раздражающе странен. Он не соотносится ни с чем. Талмуд не похож на Библию, хотя и цитирует ее на каждом шагу. Здесь нет ни хроник, ни пророческих речей. Мы входим под своды пестрых трактатов с запутанными переходами. То здесь, то там мелькают маски из римских комедий, сцены из греческих романов. Афинские философы появляются, чтобы поспорить с еврейскими мудрецами. Смех - безошибочный критерий, по которому мы можем отличить аггаду от всей предшествующей еврейской литературы...

 

А. Ковельман 8 стр.

 

 

Александрийский погром   Погром - существенная деталь мировой истории. Среди прочих видов кровопролития погром отличается сугубо народным и демократическим характером. Санкция властей (молчаливая или не очень) может способствовать течению погрома. Но без элементарной самодеятельности масс - нет погрома. А потому именно Греция - мать всех демократий и народных движений - стоит у истоков погрома. Когда в V в. до н. э. демос (народ) схлестнулся с олигархами, аристократами, история приобрела погромный характер...

 

А. Ковельман 9 стр.

 

 

Микроистория и филология   Обращаясь к истории "забытых людей", маргиналов, побежденных, микроистория совершает типичный в литературоведении и критике жест - пересмотр канона. Однако она совершает его радикальнее, стремясь не к установлению нового канона и даже не к расширению старого, но к отказу от самого понятия канона. С другой стороны, изучая частные объекты - пространства, события и судьбы, она не ставит себе задачу создать интегральную карту прошлого в масштабе 1:1...

 

С. Зенкин 13 стр.

 

 

Микроистория и генеалогия истории   Ф. Анкерсмит сравнил микроисторию с известной формой современной художественной практики - "ready-made". Ее принцип состоит в абсолютном отождествлении способа создания художественного объекта со способом его экспонирования. Объекты ready-made создавали Марсель Дюшан, Энди Уорхол. Так вот микроистория - это своего рода ready-made прошлого: прошлое, взятое в "готовом виде"...

 

А. Олейников 13 стр.

 

 

Revolution-революция-переворот-превращение   Декабристы впервые в русской истории хотели не только свергнуть правительство, но и провести радикальные политические реформы, ассоциируемые с наследием Французской революции. Отсюда их обращение к терминам интернациональной революционной традиции. В позднейшем отечественном радикализме слово "революция" стало классической формой выражения идеологемы, но многие декабристы, движимые патриотическим порывом, передавали французское слово "rеvolution" русским словом "переворот"...

 

М. Одесский 9 стр.

 

 

"Дурацкая свадьба" в Петербурге в 1740 г.   В 1740 г. в Петербурге состоялся невиданный шутовской праздник. Центр его - свадьба князя М.А. Голицына. Перешедший за границей в католичество, он был сделан в наказание придворным шутом; теперь Голицын, представитель одного из самых знатных семейств в империи, женился на царской приживалке и шутихе Бужениновой. Приходившаяся на преддверие масленицы свадьба должна была сопровождаться грандиозным маскарадом, где главную роль играли экзотические народы, населявшие Российскую империю...

 

Б. Успенский 12 стр.

 

 

Культура как репрессия   В культурологических исследованиях принято сосредотачивать внимание на креативных функциях культуры. Но если отвлечься от этого заведомо апологетического взгляда, то обнаруживается, что культура в той же мере полна запретов, табу и иных ограничений свободы человеческой деятельности и мысли и даже репрессивных мер. В каких-то случаях эти запреты имеют вполне утилитарные социальные основания, в иных - сложились случайно, в силу какого-то частного стечения обстоятельств...

 

А. Флиер 9 стр.

 

 

Культура как творчество   Когда я посылаю по электронной почте сообщение, например в США, то посылаю я его сегодня, а там еще вчера, поскольку солнце до сих пор всходит на востоке. И почти тут же адресат получает мое сообщение. И следовательно, получает его вчера, хотя послал я его сегодня. Современные скорости - электронные скорости - действительно, с одной стороны, как бы обгоняют время, а с другой - возвращают его же назад...

 

В. Рабинович 9 стр.

 

 

Эфиопская магическая литература   Одной из особенностей христианских народов Эфиопии является обычай носить на теле рукописные амулеты, которые должны охранять их от бед и обеспечивать благополучие. Хотя Церковь всегда запрещала и осуждала как вообще всякую магическую практику, так и подобного рода рукописные амулеты, в Эфиопии именно духовенство как единственное грамотное сословие было основным переписчиком и распространителем таких амулетов...

 

С. Чернецов 13 стр.

 

 

Эстетизм и культура Серебряного века   Под словом "эстетизм" обычно подразумеваются три значения: перенос явлений искусства на бытовую реальность; восприятие исторически актуальной действительности как эстетического артефакта; тип творческого поведения - самоорганизация биографии как художественного произведения. В целом мы имеем дело с игрой всерьез - игрой в жизнь и игрой в искусство, в которой детская забава неотличима от театрального эксперимента, а подражание - от новаторских изобретений новых типов образного слова и новой эстетики творчества...

 

К. Исупов 7 стр.

 


В избранное