Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Странное   Поэтика странного - вопрос еще не изученный; он не умещается в плоскости теории "остранения". Если прислушаться к самому переживанию, то страннеет не вещь как таковая - страннеет мир; страннеет и собственное я. Странность текстов заостряет вопрос о динамике и аномалиях состояний сознания. Для Даниила Хармса странное - предмет воспроизведения, обыгрывания, "разоблачения".

 

Б. Шифрин 8 стр.

 

 

Французская революция   Беда в том, что почти все наши утопии родились, когда мы находились в рабстве, и потому пронизаны его духом. Отсюда следует, что утопия склонна видеть союзника во всяком нарождающемся деспотизме. Наши слагатели систем цепляются в своих мечтах за абсолютную власть. Поскольку их идеи часто противоречат природе человека, они часто препоручают деспотизму заботы об их претворении в жизнь.

 

М. Озуф 17 стр.

 

 

Обратная перспектива   Хотя художники Ренессанса считали изображение по правилам перспективы более высоким видом искусства по сравнению со всеми предшествующими формами, сейчас становится все яснее, что техника линейной перспективы - всего лишь одна из художественных форм, стилей, языков и ее превосходство никоим образом не очевидно.

 

Т. Штелер 10 стр.

 

 

Арабески   Арабеска - популярный мотив немецкого романтизма. Гоголь сознательно строил свой сборник "Арабески" как смесь разнородного материала - журналистики, эстетики и прозы. В письмах он называет состав книги "всякой всячиной", "сумбуром", "кашей". Арабески впервые привлекают внимание в связи с открытием в эпоху Ренессанса дворца Нерона Domus Aurea.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

А. Сокуров   Творчество Александра Сокурова: Статьи А. Гусева, А. Секацкого, М. Ямпольского.

 

 

Лицо   Во многих фильмах Сокурова лица персонажей в какой-то момент словно утрачивают ясность своих очертаний. На них опускается смутная тень неопределенности. В "Камне" долгое время Чехов совершенно неузнаваем, а лицо его - деформировано. В "Тельце" Ленин постепенно утрачивает ясность очертаний и в конце фильма погружается в какое-то зеленоватое марево. "Стирание" лиц проходит через все творчество режиссера, с начала и до конца.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

Ф. Петрарка   Чем может быть санкционирована любовь к земному - вот основной предмет рефлексии Петрарки. В диалоге "О презрении к миру" выясняется, что никакими высшими средневековыми нормами земная устремленность Петрарки оправдана быть не может. Но чем же все-таки она может быть извинена? Да просто личными качествами первого гуманиста, недостаточно совершенными с точки зрения средневековой морали, но зато совершенно реально существующими.

 

А. Романчук 5 стр. 15 илл.

 

 

Кофейня   Первая в Лондоне кофейня была открыта в 1652 г. В то время кофейня для лондонца была не только местом, где можно было попробовать экзотический напиток, который многим напоминал "сироп из сажи или эссенцию из содержимого старых ботинок". Как заметил современник, в кофейню шли не столько ради Кофе, сколько ради Беседы. В кофейнях люди не просто оттачивали умение искусно вести беседу, но, что гораздо более важно, учились слушать друг друга.

 

Л. Алябьева 14 стр.

 

 

Шамбала   Легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует. Рисуется Шамбала как обитель блаженства и помещается на северо-западе, подобно Утопии Томаса Мора или Атлантиде Платона. В одном из вариантов легенды имеется пророчество о грядущей войне Шамбалы с еретиками, нечто вроде описания апокалиптического конца мира и наступления вечного блаженства.

 

Б. Кузнецов 8 стр.

 

 

Карнавал   Этимологи выводят слово "карнавал" из латыни, от "char" - празднично украшенной повозки кораблеобразной формы. Гораздо более обоснованным считается толкование карнавала как последних дней накануне поста, дней неограниченной свободы, когда еще можно есть мясо: carne vale. Таким образом, карнавал - праздник изобилия, ублажения плоти, но также и борьбы с грядущим постом. Истоком карнавала считают древнеримские сатурналии.

 

В. Колязин 31 стр. 36 илл.

 

 

Мат - В. Михайлин   Выскажу предположение, что "матерная лая" была изначально неким территориально привязанным кодом, не имеющим обязательных инвективных коннотаций, но резко табуированным в иных, "человеческих" зонах. Вследствие этого не только существующие на мате сильные магические проклятия, но и сами "неуместные" разговорные практики приобретают в этих зонах выраженные инвективные коннотации.

 

В. Михайлин 30 стр.

 

 

Биография   О. Мандельштам связал роман и биографию, возведя их общее начало к периоду после наполеоновских войн, когда энергия реванша и жажда успеха со стороны одиночек и новичков на социальной сцене изливались и обуздывались в форме «биографии взлета» по образу их кумира, а конец обоих жанров датировал наступлением эпохи массовых обществ, безразличных к индивидуальным обстоятельствам.

 

Б. Дубин 20 стр.

 

 

Коттедж   В викторианскую эпоху Англии особое значение в представлениях современников о "достойном" образе жизни начинают играть загородный дом. Коттедж в Англии XIX в. это не только жилище батрака, но вообще обитателя деревенской местности. Архитектура коттеджей была необыкновенно разнообразна. Это могла быть и лачуга, крытая соломой, и довольно просторный особняк.

 

И. Якубовская 8 стр.

 


В избранное