Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

А. Сокуров   Творчество Александра Сокурова: Статьи А. Гусева, А. Секацкого, М. Ямпольского.

 

 

Лицо   Во многих фильмах Сокурова лица персонажей в какой-то момент словно утрачивают ясность своих очертаний. На них опускается смутная тень неопределенности. В "Камне" долгое время Чехов совершенно неузнаваем, а лицо его - деформировано. В "Тельце" Ленин постепенно утрачивает ясность очертаний и в конце фильма погружается в какое-то зеленоватое марево. "Стирание" лиц проходит через все творчество режиссера, с начала и до конца.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

Ф. Петрарка   Чем может быть санкционирована любовь к земному - вот основной предмет рефлексии Петрарки. В диалоге "О презрении к миру" выясняется, что никакими высшими средневековыми нормами земная устремленность Петрарки оправдана быть не может. Но чем же все-таки она может быть извинена? Да просто личными качествами первого гуманиста, недостаточно совершенными с точки зрения средневековой морали, но зато совершенно реально существующими.

 

А. Романчук 5 стр. 15 илл.

 

 

Кофейня   Первая в Лондоне кофейня была открыта в 1652 г. В то время кофейня для лондонца была не только местом, где можно было попробовать экзотический напиток, который многим напоминал "сироп из сажи или эссенцию из содержимого старых ботинок". Как заметил современник, в кофейню шли не столько ради Кофе, сколько ради Беседы. В кофейнях люди не просто оттачивали умение искусно вести беседу, но, что гораздо более важно, учились слушать друг друга.

 

Л. Алябьева 14 стр.

 

 

Шамбала   Легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует. Рисуется Шамбала как обитель блаженства и помещается на северо-западе, подобно Утопии Томаса Мора или Атлантиде Платона. В одном из вариантов легенды имеется пророчество о грядущей войне Шамбалы с еретиками, нечто вроде описания апокалиптического конца мира и наступления вечного блаженства.

 

Б. Кузнецов 8 стр.

 

 

Карнавал   Этимологи выводят слово "карнавал" из латыни, от "char" - празднично украшенной повозки кораблеобразной формы. Гораздо более обоснованным считается толкование карнавала как последних дней накануне поста, дней неограниченной свободы, когда еще можно есть мясо: carne vale. Таким образом, карнавал - праздник изобилия, ублажения плоти, но также и борьбы с грядущим постом. Истоком карнавала считают древнеримские сатурналии.

 

В. Колязин 31 стр. 36 илл.

 

 

Мат - В. Михайлин   Выскажу предположение, что "матерная лая" была изначально неким территориально привязанным кодом, не имеющим обязательных инвективных коннотаций, но резко табуированным в иных, "человеческих" зонах. Вследствие этого не только существующие на мате сильные магические проклятия, но и сами "неуместные" разговорные практики приобретают в этих зонах выраженные инвективные коннотации.

 

В. Михайлин 30 стр.

 

 

Биография   О. Мандельштам связал роман и биографию, возведя их общее начало к периоду после наполеоновских войн, когда энергия реванша и жажда успеха со стороны одиночек и новичков на социальной сцене изливались и обуздывались в форме «биографии взлета» по образу их кумира, а конец обоих жанров датировал наступлением эпохи массовых обществ, безразличных к индивидуальным обстоятельствам.

 

Б. Дубин 20 стр.

 

 

Коттедж   В викторианскую эпоху Англии особое значение в представлениях современников о "достойном" образе жизни начинают играть загородный дом. Коттедж в Англии XIX в. это не только жилище батрака, но вообще обитателя деревенской местности. Архитектура коттеджей была необыкновенно разнообразна. Это могла быть и лачуга, крытая соломой, и довольно просторный особняк.

 

И. Якубовская 8 стр.

 


Ф. Кафка   Статьи Мориса Бланшо: Кафка и литература; Чтение Кафки и статья Вальтера Беньямина: Франц Кафка: Как строилась Китайская стена. Книга Вальтера Беньямина: Франц Кафка (zip-архив) 7 илл.



Альтернативная история   История, утверждают, не знает сослагательного наклонения, но разве это может служить запретом для пытливого исследователя, разве можно не задаваться вопросом, интригующим воображение и будоражащим фантазию на тему: «Что было бы, если бы?..» К примеру, мог ли осуществиться сценарий, при котором не возникла христианская церковь? Несомненно. Мог ли победить Наполеон в войне 1812 г.?

 

А. Бочаров 12 стр.


Язык   Члены Венского кружка считали, что почти все проблемы в обществе порождены неопределенностью понятий, терминов и слов. XX век ввел в оборот "тексты невиданной скуки" (выражение М. Мамардашвили). А.Я. Гуревич считает, что неудобопонимаемый язык означает претензию на "эзотерическое" знание. А на самом деле такая претензия лишь прикрывает "интеллектуальную срамоту", то есть отсутствие мысли и смысла.

 

М. Лаптева 6 стр.


М. Бахтин   Скольжение в глубину бахтинского контекста головокружительно и опасно. Здесь, как в трагедиях Шекспира, нет смыслового дна. Бахтин - философ перспектив, а не решений. Главный соблазн - кажущаяся легкость применения "технологий". Как после чтения Пастернака хочется писать стихи, так проза Бахтина мощно и заразительно излучает энергетику письма. Теперь, когда ее избыточное влияние в формах моды почти кончилось, можно спокойно подумать о том, как мы прожили первое столетье с Бахтиным.

 

К. Исупов 38 стр. 5 илл.


В избранное