Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ


Ф. Кафка   Статьи Мориса Бланшо: Кафка и литература; Чтение Кафки и статья Вальтера Беньямина: Франц Кафка: Как строилась Китайская стена. Книга Вальтера Беньямина: Франц Кафка (zip-архив) 7 илл.



Альтернативная история   История, утверждают, не знает сослагательного наклонения, но разве это может служить запретом для пытливого исследователя, разве можно не задаваться вопросом, интригующим воображение и будоражащим фантазию на тему: «Что было бы, если бы?..» К примеру, мог ли осуществиться сценарий, при котором не возникла христианская церковь? Несомненно. Мог ли победить Наполеон в войне 1812 г.?

 

А. Бочаров 12 стр.


Язык   Члены Венского кружка считали, что почти все проблемы в обществе порождены неопределенностью понятий, терминов и слов. XX век ввел в оборот "тексты невиданной скуки" (выражение М. Мамардашвили). А.Я. Гуревич считает, что неудобопонимаемый язык означает претензию на "эзотерическое" знание. А на самом деле такая претензия лишь прикрывает "интеллектуальную срамоту", то есть отсутствие мысли и смысла.

 

М. Лаптева 6 стр.


М. Бахтин   Скольжение в глубину бахтинского контекста головокружительно и опасно. Здесь, как в трагедиях Шекспира, нет смыслового дна. Бахтин - философ перспектив, а не решений. Главный соблазн - кажущаяся легкость применения "технологий". Как после чтения Пастернака хочется писать стихи, так проза Бахтина мощно и заразительно излучает энергетику письма. Теперь, когда ее избыточное влияние в формах моды почти кончилось, можно спокойно подумать о том, как мы прожили первое столетье с Бахтиным.

 

К. Исупов 38 стр. 5 илл.

 

Горловое пение (ссылка исправлена)   И в инструментальной музыке, и в горловом пении звуковой материал строится по принципу бурдонно-обертоновых звукосочетаний. Это принципиальное отличие инструментальной культуры тувинцев от музыки европейской. При обычном пении такое соотношение звуков физически извлечь невозможно. Очевидно то, что при горловом пении голосовой аппарат человека тувинцами интерпретируется как инструмент.

 

В. Сузукей 5 стр.

 

 

Эрос   Статья посвящается теме, которую со времен Фрейда принято обозначать как "эрос и цивилизация". Ее трактовка у Фрейда, как известно, антитетична. "С одной стороны, любовь противится интересам культуры, а с другой - культура угрожает любви ощутимыми ограничениями". Фрейд видит исток цивилизации в борьбе принципа реальности с принципом удовольствия.

 

М. Эпштейн 22 стр.

 

 

Пейот   Ежегодно гуичолы совершают паломничества в Вирикуту под предводительством шамана. Целью паломничества является собирание пейота - галлюциногенного кактуса, который содержит мескалин. Этому кактусу, если он собран в Вирикуте правильным образом, гуичолы приписывают особые сакральные свойства и, соответственно, регулярно его потребляют.

 

Б. Майерхофф 5 стр. 4 илл. Видео

 

 

Осязание   Роль осязания исключительно важна в формировании человека. Лишенные прикосновений, младенцы умирают. В США еще во втором десятилетии нашего века почти 100% подкидышей в возрасте до одного года умирали в домах призрения. Считается, что тактильность относится к примитивным формам коммуникации. В культуре прикосновение не только имеет ограниченный коммуникативный потенциал, но также и репрессируется нормами разных обществ.

 

М. Эпштейн 23 стр.

 


Фантастика  Фантастическое, - пишет Ц. Тодоров, - "позволяет дать описание... универсума, который не имеет... реальности вне языка; описание и предмет описания имеют общую природу". Другими словами, фантастика - уже не разновидность литературы, а самая ее суть. Или, во всяком случае, что-то вроде образцовой "опытной площадки", на которой отрабатываются, отыгрываются - но и оспариваются, опровергаются - главные черты литературы как таковой.

 

Б. Дубин 5 стр.

 


Эгоизм  В христианстве эгоизм имеет однозначно негативную оценку. В философии Возрождения понятие "эгоизм" начинает оцениваться положительно. Философия Просвещения рассматривала эгоизм как природное свойство человека, это время теории разумного эгоизма. В европейской философии утвердилось мнение о том, что вне эгоизма невозможно достижение всеобщего благоденствия. Именно эта мысль стала краеугольным камнем в построении общества тотальной конкуренции.

 

И. Рудзит 10 стр.

 


Корсет  О корсете у адыгов упоминается в работах почти всех авторов XVII-XIX века. Не прав Джемс Белл, писавший: «Я не знаю, какой путешествующий или странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!». Не французы принесли адыгам этот обычай - он у них, надо полагать, существовал с весьма далекого времени, когда еще не могли быть контакты между предками адыгов и французов.

 

Р. Бетрозов 9 стр. 10 илл.

 


Культура  Критика культуры достигла своего апогея в 1910—50-х гг., когда художественное творчество авангарда проблематизировало самую «институцию искусства»; когда Батай упрекнул человека в том, что тот продуцирует никчемное, издерживая себя; когда Анри Бретон во втором «Манифесте сюрреализма» призвал писателей палить по толпе — по потенциальным читателям; когда в нашумевшем трактате «One-Dimensional Man» Маркузе, пришел к выводу, что автоматизация труда превратила производителя в потребителя.

 

И. Смирнов 22 стр.

 


В избранное