Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Фантастика http://ec-dejavu.ru/f-2/Fantasy.html Фантастическое, - пишет Ц. Тодоров, - уже не разновидность литературы, а самая ее суть...


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ


Фантастика  Фантастическое, - пишет Ц. Тодоров, - "позволяет дать описание... универсума, который не имеет... реальности вне языка; описание и предмет описания имеют общую природу". Другими словами, фантастика - уже не разновидность литературы, а самая ее суть. Или, во всяком случае, что-то вроде образцовой "опытной площадки", на которой отрабатываются, отыгрываются - но и оспариваются, опровергаются - главные черты литературы как таковой.

 

Б. Дубин 5 стр.

 


Эгоизм  В христианстве эгоизм имеет однозначно негативную оценку. В философии Возрождения понятие "эгоизм" начинает оцениваться положительно. Философия Просвещения рассматривала эгоизм как природное свойство человека, это время теории разумного эгоизма. В европейской философии утвердилось мнение о том, что вне эгоизма невозможно достижение всеобщего благоденствия. Именно эта мысль стала краеугольным камнем в построении общества тотальной конкуренции.

 

И. Рудзит 10 стр.

 


Корсет  О корсете у адыгов упоминается в работах почти всех авторов XVII-XIX века. Не прав Джемс Белл, писавший: «Я не знаю, какой путешествующий или странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!». Не французы принесли адыгам этот обычай - он у них, надо полагать, существовал с весьма далекого времени, когда еще не могли быть контакты между предками адыгов и французов.

 

Р. Бетрозов 9 стр. 10 илл.

 


Культура  Критика культуры достигла своего апогея в 1910—50-х гг., когда художественное творчество авангарда проблематизировало самую «институцию искусства»; когда Батай упрекнул человека в том, что тот продуцирует никчемное, издерживая себя; когда Анри Бретон во втором «Манифесте сюрреализма» призвал писателей палить по толпе — по потенциальным читателям; когда в нашумевшем трактате «One-Dimensional Man» Маркузе, пришел к выводу, что автоматизация труда превратила производителя в потребителя.

 

И. Смирнов 22 стр.

 


Музыка: Агёрес Гифт и группа С@ТОРИ 

 


Слухи   Мир для носителя и потребителя слухов (мир слухов) делится надвое - на своих и чужих. Так в слухах возникает мотив тайны, заговора, внешней угрозы. Слухи заведомо неофициальны, часто - антиофициальны и этим противостоят как централизованной открытой информации, так, соответственно, системной дезинформации со стороны официальных инстанций и ее партикуляризированному варианту - устно передаваемой дезе.

 

Б. Дубин 12 стр.


Груминг   Хотелось бы обратить внимание на одно вполне тривиальное свойство живых существ - инстинкт самоочищения, который в своем поступательном развитии обладает потенцией созидать культуру и культ. Мы рассматриваем самоочищение как широкий феномен, присущий не только индивиду, но и группе, обществу в целом и включающий процесс взаимоочищения (социальный груминг как фактор консолидации сообщества).

 

М. Эпштейн 6 стр.


Декаданс   В последние десятилетия XIX века сексуальные личины декаданса заполонили литературу и искусство. В 1893 году Альбер Семен публикует стихотворение, приветствующее наступление "эры Андрогина", быстро, как Антихрист, завоевывающего культуру. Отвергающий секс декадентский андрогин - аполлоническое существо, потому что он противостоит природе и потому что он наделен высоким интеллектом - западная черта.

 

Камилла Палья 20 стр 20 илл.


Конец истории   Отличительная черта постистории - это принципиальное прекращение исторического творчества. Сохраняется последний результат истории, который уже никак не отрицается. Кожев допускает возможность, что человек конца истории превращается в сноба. Сноб сохраняет чисто внешнюю форму субъект-объектного противопоставления. Для него открывается поле тотальной симуляции. Сноб сам себе создает негативность, когда история молчит.

 

А. Жубара 5 стр.

 

Андрей Платонов   Представление о том, что в "Котловане" А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри - исполненную напряжения философскую мистерию. Теория "творческой эволюции" А. Бергсона стала органической частью миропонимания Платонова. Как и в произведениях Платонова, в философской системе Бергсона социальные ценности не играют особой роли.

 

К. Баршт 14 стр.

 

 

Эмиграция   Эмиграция, как известно, вынужденное переселение, изгнание и в то же время выход, дословно - "прыжок" - за пределы. Эмиграция терминологически противостоит распространенному в последнее время термину "диаспора", означающему 'рассеивание, рассредоточение'. В русской истории поэтизирована и наделена высокими смыслами эмиграция первой волны - Эмиграция, в первую очередь, ее интеллектуальная элита - литераторы, художники, артисты, музыканты. Впрочем, процесс мифологизации затрагивает и другие периоды эмиграции.

 

Л. Бугаева 22 стр.

 

 

Авось   Словечко авось осознается как ключевое слово русской языковой культуры не только филологами и культурологами, но и носителями языка (ср. хотя бы устойчивое сочетание русский авось, пословицы вроде Русак на авось и взрос; Русский Бог — авось, небось да как-нибудь. "Русскость" авося подчеркивается и поддерживается закрепленным в системе языка стереотипным представлением о неопределенности сроков исполнения обещаний, которые дают русские: русский час 'невесть сколько', русский час - с днем тридцать, ср. московский час; подожди с московский час (от русской поговорки сейчас).

 

Е. Березович 7 стр.

 

 

Этика   Этический субъект скончался после длинной цепи массовых убийств, в итоге 2-й мировой войны и опыта нацистского и советского тоталитаризма. Совершенно корректно этот опыт был истолкован как полное банкротство классической этики. Знаменитый вопрос: как возможна теология после Освенцима? является этическим вопросом не менее, чем теологическим. В нем — окончательная, хотя и не вполне явная декларация смерти этического субъекта. Поиск альтернативы старой классической этике - альтернативы, которая не была бы очередной абстрактной доктриной! — одна из важнейших проблем сегодня.

 

С. Хоружий 13 стр.

 


В избранное