Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Андрей Платонов   Представление о том, что в "Котловане" А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри - исполненную напряжения философскую мистерию. Теория "творческой эволюции" А. Бергсона стала органической частью миропонимания Платонова. Как и в произведениях Платонова, в философской системе Бергсона социальные ценности не играют особой роли: человек рассматривается в бытийно-онтологической перспективе, в рамках единого для всего сущего "вещества", которое служит основой этики и антропологии.

 

К. Баршт 14 стр.

 

 

Эмиграция   Эмиграция, как известно, вынужденное переселение, изгнание и в то же время выход, дословно - "прыжок" - за пределы. Эмиграция терминологически противостоит распространенному в последнее время термину "диаспора", означающему 'рассеивание, рассредоточение'. В русской истории поэтизирована и наделена высокими смыслами эмиграция первой волны - Эмиграция, в первую очередь, ее интеллектуальная элита - литераторы, художники, артисты, музыканты. Впрочем, процесс мифологизации затрагивает и другие периоды эмиграции.

 

Л. Бугаева 22 стр.

 

 

Авось   Словечко авось осознается как ключевое слово русской языковой культуры не только филологами и культурологами, но и носителями языка (ср. хотя бы устойчивое сочетание русский авось, пословицы вроде Русак на авось и взрос; Русский Бог — авось, небось да как-нибудь. "Русскость" авося подчеркивается и поддерживается закрепленным в системе языка стереотипным представлением о неопределенности сроков исполнения обещаний, которые дают русские: русский час 'невесть сколько', русский час - с днем тридцать, ср. московский час; подожди с московский час (от русской поговорки сейчас).

 

Е. Березович 7 стр.

 

 

Этика   Этический субъект скончался после длинной цепи массовых убийств, в итоге 2-й мировой войны и опыта нацистского и советского тоталитаризма. Совершенно корректно этот опыт был истолкован как полное банкротство классической этики. Знаменитый вопрос: как возможна теология после Освенцима? является этическим вопросом не менее, чем теологическим. В нем — окончательная, хотя и не вполне явная декларация смерти этического субъекта. Поиск альтернативы старой классической этике - альтернативы, которая не была бы очередной абстрактной доктриной! — одна из важнейших проблем сегодня.

 

С. Хоружий 13 стр.

 


Странничество  Становясь скитальцем, homo viator достигает своего максимума, превосходя мигрантов и эмигрантов, туристов и паломников, всех тех, чей маршрут проложен из одной определенной точки в другую. Странничество отличается от всяческих путешествий тем, что не ведает конечной цели в социофизическом пространстве. Для странника незначимы любые земные границы, пересекаемые им, релевантен для него порог, отделяющий бытие от инобытия. Можно сказать, что это интровертированное движение переводит пространство в чистое время, которое просто есть (как «внутренний опыт», говоря словами Батая). Странническая литература часто близка жанру метанойи.

 

И. Смирнов 15 стр.

 


Фанатизм  Тоталитарные религии и связанный с ними фанатизм стали "визитной карточкой" нашего времени. История развития фанатизма дает нам множество примеров нетерпимости к представителям иной веры и идеологии. Однако, в замкнутых сообществах, особенно в период их становления, фанатизм необходим. Он позволяет четко дифференцировать отношения "свой - чужой", расставить акценты и границы взаимодействий. Проникновение фанатизма в религию (и ее последующее оформление в идеологию) зачастую играло позитивную роль в формировании древних государственных объединений.

 

В. Ким 7 стр.

 


Постмодернизм  Постмодернизм начал с преодоления всего того, что связывалось с научностью, с онтологией, с антропоцентризмом, воплощавших тоталитарное мышление, демонстрировал уход от жесткой детерминации, в том числе и человека. Он принадлежит к тем направлениям философии, которые исходят из того, что "разум не есть источник силы и уникальности человека". Это дало основание считать его появление выражением глубочайшего кризиса философии, экологически опасным для культуры явлением. Так ли это на самом деле?

 

Р. Алейник 15 стр.

 


Стёб  Стоит говорить не о дистанцировании инициаторов стебовой провокации от символов "советского", "перестроечного", "массового", "литературного", сколько о коллаже перечисленных планов. Тем самым уточняется и роль носителей стеба: она не инновационная, а эпигонская. Принадлежащие к этой группе сами для себя не отождествимы ни с одной из сколько-нибудь отмеченных социальных позиций, культурных ролей. В этом смысле иронию, одну из ведущих составляющих в интонации стеба, можно охарактеризовать как «ролевое извинение» — то есть извинение перед собой и себе подобными за ту или иную, пассивно принятых на себя, поневоле и с отвращением, ролей.

 

Б. Дубин 12 стр.

 


Ацефал   Во французском употреблении acephale означает "безголовый". В 1948 г. Жорж Батай обозначил странный, сугубо современный духовный объект – миф как отсутствие. Таков типичный жест современной культуры: религиозно переживать упадок религий, делать миф из смерти мифов. Но Батай, вероятно, имел в виду один конкретный опыт, предпринятый им самим вместе с группой друзей десятью годами раньше и остающийся одним из самых захватывающих приключений современного духа. Речь идет об опыте "Ацефала", журнала и связанного с ним тайного общества, которые существовали с 1936 по 1939 год.

 

С. Зенкин 14 стр.


Усталость   Подобно тому как существует мировая проблема голода, сейчас существует мировая проблема усталости. Парадоксально, что они исключают друг друга: хроническая неконтролируемая усталость вместе с неконтролируемым насилием составляет удел богатых обществ и является, между прочим, результатом преодоления голода и хронической нехватки, остающихся главной проблемой доиндустриальных обществ. Усталость как коллективный синдром постиндустриальных обществ принадлежит, таким образом, к области глубоких аномалий, "дисфункций" благосостояния.

 

Жан Бодрийяр 5 стр.


Колонизация   ХХ столетия колонизация земель определяла развитие России и США. "История России, - утверждал В. Ключевский - есть история страны, которая колонизуется". О том же писал в конце позапрошлого века Ф. Тернер: "Вплоть до наших дней американская история представляет в большей степени историю колонизации великого Запада". Цель настоящей статьи - выяснить сходство и различие в историческом опыте колонизации двух стран на примере Сибири и американского Запада во второй половине XIX в.

 

И. Супоницкая 22 стр.

 

Павел I   Рыцарство было важной и нешуточной чертой характера императора Павла I. Как доказательство его рыцарских, доходивших даже до крайности воззрений может служить то, что он совершенно серьезно предложил Бонапарту дуэль в Гамбурге с целью положить этим поединком предел разорительным войнам, опустошавшим Европу. "Русский Дон-Кихот" - так называл его Наполеон. И еще один момент нельзя обойти, коль речь идет о рыцарстве. Момент этот - куртуазность, коей Павел не был чужд.

 

Ю. Соловьев 21 стр.

 


В избранное