Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ


Слухи   Мир для носителя и потребителя слухов (мир слухов) делится надвое - на своих и чужих. Так в слухах возникает мотив тайны, заговора, внешней угрозы. Слухи заведомо неофициальны, часто - антиофициальны и этим противостоят как централизованной открытой информации, так, соответственно, системной дезинформации со стороны официальных инстанций и ее партикуляризированному варианту - устно передаваемой дезе.

 

Б. Дубин 12 стр.


Груминг   Хотелось бы обратить внимание на одно вполне тривиальное свойство живых существ - инстинкт самоочищения, который в своем поступательном развитии обладает потенцией созидать культуру и культ. Мы рассматриваем самоочищение как широкий феномен, присущий не только индивиду, но и группе, обществу в целом и включающий процесс взаимоочищения (социальный груминг как фактор консолидации сообщества).

 

М. Эпштейн 6 стр.


Декаданс   В последние десятилетия XIX века сексуальные личины декаданса заполонили литературу и искусство. В 1893 году Альбер Семен публикует стихотворение, приветствующее наступление "эры Андрогина", быстро, как Антихрист, завоевывающего культуру. Отвергающий секс декадентский андрогин - аполлоническое существо, потому что он противостоит природе и потому что он наделен высоким интеллектом - западная черта.

 

Камилла Палья 20 стр 20 илл.


Конец истории   Отличительная черта постистории - это принципиальное прекращение исторического творчества. Сохраняется последний результат истории, который уже никак не отрицается. Кожев допускает возможность, что человек конца истории превращается в сноба. Сноб сохраняет чисто внешнюю форму субъект-объектного противопоставления. Для него открывается поле тотальной симуляции. Сноб сам себе создает негативность, когда история молчит.

 

А. Жубара 5 стр.

 

Андрей Платонов   Представление о том, что в "Котловане" А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри - исполненную напряжения философскую мистерию. Теория "творческой эволюции" А. Бергсона стала органической частью миропонимания Платонова. Как и в произведениях Платонова, в философской системе Бергсона социальные ценности не играют особой роли.

 

К. Баршт 14 стр.

 

 

Эмиграция   Эмиграция, как известно, вынужденное переселение, изгнание и в то же время выход, дословно - "прыжок" - за пределы. Эмиграция терминологически противостоит распространенному в последнее время термину "диаспора", означающему 'рассеивание, рассредоточение'. В русской истории поэтизирована и наделена высокими смыслами эмиграция первой волны - Эмиграция, в первую очередь, ее интеллектуальная элита - литераторы, художники, артисты, музыканты. Впрочем, процесс мифологизации затрагивает и другие периоды эмиграции.

 

Л. Бугаева 22 стр.

 

 

Авось   Словечко авось осознается как ключевое слово русской языковой культуры не только филологами и культурологами, но и носителями языка (ср. хотя бы устойчивое сочетание русский авось, пословицы вроде Русак на авось и взрос; Русский Бог — авось, небось да как-нибудь. "Русскость" авося подчеркивается и поддерживается закрепленным в системе языка стереотипным представлением о неопределенности сроков исполнения обещаний, которые дают русские: русский час 'невесть сколько', русский час - с днем тридцать, ср. московский час; подожди с московский час (от русской поговорки сейчас).

 

Е. Березович 7 стр.

 

 

Этика   Этический субъект скончался после длинной цепи массовых убийств, в итоге 2-й мировой войны и опыта нацистского и советского тоталитаризма. Совершенно корректно этот опыт был истолкован как полное банкротство классической этики. Знаменитый вопрос: как возможна теология после Освенцима? является этическим вопросом не менее, чем теологическим. В нем — окончательная, хотя и не вполне явная декларация смерти этического субъекта. Поиск альтернативы старой классической этике - альтернативы, которая не была бы очередной абстрактной доктриной! — одна из важнейших проблем сегодня.

 

С. Хоружий 13 стр.

 


Странничество  Становясь скитальцем, homo viator достигает своего максимума, превосходя мигрантов и эмигрантов, туристов и паломников, всех тех, чей маршрут проложен из одной определенной точки в другую. Странничество отличается от всяческих путешествий тем, что не ведает конечной цели в социофизическом пространстве. Для странника незначимы любые земные границы, пересекаемые им, релевантен для него порог, отделяющий бытие от инобытия. Можно сказать, что это интровертированное движение переводит пространство в чистое время, которое просто есть (как «внутренний опыт», говоря словами Батая). Странническая литература часто близка жанру метанойи.

 

И. Смирнов 15 стр.

 


Фанатизм  Тоталитарные религии и связанный с ними фанатизм стали "визитной карточкой" нашего времени. История развития фанатизма дает нам множество примеров нетерпимости к представителям иной веры и идеологии. Однако, в замкнутых сообществах, особенно в период их становления, фанатизм необходим. Он позволяет четко дифференцировать отношения "свой - чужой", расставить акценты и границы взаимодействий. Проникновение фанатизма в религию (и ее последующее оформление в идеологию) зачастую играло позитивную роль в формировании древних государственных объединений.

 

В. Ким 7 стр.

 


Постмодернизм  Постмодернизм начал с преодоления всего того, что связывалось с научностью, с онтологией, с антропоцентризмом, воплощавших тоталитарное мышление, демонстрировал уход от жесткой детерминации, в том числе и человека. Он принадлежит к тем направлениям философии, которые исходят из того, что "разум не есть источник силы и уникальности человека". Это дало основание считать его появление выражением глубочайшего кризиса философии, экологически опасным для культуры явлением. Так ли это на самом деле?

 

Р. Алейник 15 стр.

 


Стеб  Стоит говорить не о дистанцировании инициаторов стебовой провокации от символов "советского", "перестроечного", "массового", "литературного", сколько о коллаже перечисленных планов. Тем самым уточняется и роль носителей стеба: она не инновационная, а эпигонская. Принадлежащие к этой группе сами для себя не отождествимы ни с одной из сколько-нибудь отмеченных социальных позиций, культурных ролей. В этом смысле иронию, одну из ведущих составляющих в интонации стеба, можно охарактеризовать как «ролевое извинение» - то есть извинение перед собой и себе подобными за ту или иную, пассивно принятых на себя, поневоле и с отвращением, ролей.

 

Б. Дубин 12 стр.

 


В избранное