Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ


Странничество  Становясь скитальцем, homo viator достигает своего максимума, превосходя мигрантов и эмигрантов, туристов и паломников, всех тех, чей маршрут проложен из одной определенной точки в другую. Странничество отличается от всяческих путешествий тем, что не ведает конечной цели в социофизическом пространстве. Для странника незначимы любые земные границы, пересекаемые им, релевантен для него порог, отделяющий бытие от инобытия. Можно сказать, что это интровертированное движение переводит пространство в чистое время, которое просто есть (как «внутренний опыт», говоря словами Батая). Странническая литература часто близка жанру метанойи.

 

И. Смирнов 15 стр.

 


Фанатизм  Тоталитарные религии и связанный с ними фанатизм стали "визитной карточкой" нашего времени. История развития фанатизма дает нам множество примеров нетерпимости к представителям иной веры и идеологии. Однако, в замкнутых сообществах, особенно в период их становления, фанатизм необходим. Он позволяет четко дифференцировать отношения "свой - чужой", расставить акценты и границы взаимодействий. Проникновение фанатизма в религию (и ее последующее оформление в идеологию) зачастую играло позитивную роль в формировании древних государственных объединений.

 

В. Ким 7 стр.

 


Постмодернизм  Постмодернизм начал с преодоления всего того, что связывалось с научностью, с онтологией, с антропоцентризмом, воплощавших тоталитарное мышление, демонстрировал уход от жесткой детерминации, в том числе и человека. Он принадлежит к тем направлениям философии, которые исходят из того, что "разум не есть источник силы и уникальности человека". Это дало основание считать его появление выражением глубочайшего кризиса философии, экологически опасным для культуры явлением. Так ли это на самом деле?

 

Р. Алейник 15 стр.

 


Стёб  Стоит говорить не о дистанцировании инициаторов стебовой провокации от символов "советского", "перестроечного", "массового", "литературного", сколько о коллаже перечисленных планов. Тем самым уточняется и роль носителей стеба: она не инновационная, а эпигонская. Принадлежащие к этой группе сами для себя не отождествимы ни с одной из сколько-нибудь отмеченных социальных позиций, культурных ролей. В этом смысле иронию, одну из ведущих составляющих в интонации стеба, можно охарактеризовать как «ролевое извинение» — то есть извинение перед собой и себе подобными за ту или иную, пассивно принятых на себя, поневоле и с отвращением, ролей.

 

Б. Дубин 12 стр.

 


Ацефал   Во французском употреблении acephale означает "безголовый". В 1948 г. Жорж Батай обозначил странный, сугубо современный духовный объект – миф как отсутствие. Таков типичный жест современной культуры: религиозно переживать упадок религий, делать миф из смерти мифов. Но Батай, вероятно, имел в виду один конкретный опыт, предпринятый им самим вместе с группой друзей десятью годами раньше и остающийся одним из самых захватывающих приключений современного духа. Речь идет об опыте "Ацефала", журнала и связанного с ним тайного общества, которые существовали с 1936 по 1939 год.

 

С. Зенкин 14 стр.


Усталость   Подобно тому как существует мировая проблема голода, сейчас существует мировая проблема усталости. Парадоксально, что они исключают друг друга: хроническая неконтролируемая усталость вместе с неконтролируемым насилием составляет удел богатых обществ и является, между прочим, результатом преодоления голода и хронической нехватки, остающихся главной проблемой доиндустриальных обществ. Усталость как коллективный синдром постиндустриальных обществ принадлежит, таким образом, к области глубоких аномалий, "дисфункций" благосостояния.

 

Жан Бодрийяр 5 стр.


Колонизация   ХХ столетия колонизация земель определяла развитие России и США. "История России, - утверждал В. Ключевский - есть история страны, которая колонизуется". О том же писал в конце позапрошлого века Ф. Тернер: "Вплоть до наших дней американская история представляет в большей степени историю колонизации великого Запада". Цель настоящей статьи - выяснить сходство и различие в историческом опыте колонизации двух стран на примере Сибири и американского Запада во второй половине XIX в.

 

И. Супоницкая 22 стр.

 

Павел I   Рыцарство было важной и нешуточной чертой характера императора Павла I. Как доказательство его рыцарских, доходивших даже до крайности воззрений может служить то, что он совершенно серьезно предложил Бонапарту дуэль в Гамбурге с целью положить этим поединком предел разорительным войнам, опустошавшим Европу. "Русский Дон-Кихот" - так называл его Наполеон. И еще один момент нельзя обойти, коль речь идет о рыцарстве. Момент этот - куртуазность, коей Павел не был чужд.

 

Ю. Соловьев 21 стр.

 

 

Футуристический «грим»   Концепция раскраски лица или футуристического "грима", созданная в 1913 г. М.Ларионовым и И.Зданевичем, оказалась одной из наиболее ярких манифестаций новой формы существования искусства и одной из первых версий пред-дадаистской эстетики. И в стилистическом отношении, и по времени своего появления раскраска тесно связана с лучизмом. Художник-лучист работает со "скользящей", подвижной реальностью - отражения лучей, световые потоки, "цветная пыль", то есть нечто, не имеющее границ и рассеянное повсюду.

 

E. Бобринcкая 12 стр. 12 илл.

 

 

Серебряный век   Эстетика Серебряного века предстает сегодня символом глобального переломного процесса, который начал развиваться с начала XX в., - процесса последнего взлета культуры, начала ее слома и активного формирования пост-культуры. В одних направлениях при ощущении кризиса культуры возникла потребность защитить ее, прояснить ее основные, возможно, плохо понятые аспекты. У других личностей этого же поколения ощущение кризиса вызвало стремление довершить разрушение, переоценить все ценности и начать созидание нового.

 

В. Бычков 11 стр.

 

 

Дж.Р.Р. Толкин   Толкин переосмысливает общепринятую теорию о происхождении сказки, в основе которой лежат космогонические мифы. По его мнению, сказки не являются результатом снижения событий или действующих лиц мифа. Схема миф-эпос-сказка, подразумевающая, что последний компонент представляет собой результат упадка предыдущих, для автора неприемлема. C точки зрения Толкина, попытка найти в глубине веков истинный сюжетный источник мифа или сказки лишена смысла.

 

M. Штейнман 21 стр.

 

 

Поп-арт   Британский художник Ричард Гамильтон называет поп-арт популярным (созданным для массовой аудитории), мимолетным (короткий срок изготовления), быстро расходуемым (легко забываемым), дешевым, массовым, молодым (предназначенным молодым), остроумным, сексуальным, волшебным и приносящим большой доход искусством. Провозглашая искусство товаром, поп-арт отказывается от иллюзий "искренности" и "глубины", которые активно эксплуатировала популярная культура, в частности поп-музыка.

 

А. Рыков 25 стр. 60 илл.

 


В избранное