Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Дорога   Дорога - ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах. Дорога - место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога - разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место, служащее для удаления вредных и опасных объектов, для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий.

                       Е. Левкиевская 6 стр.

 

Жан Бодрийяр    Как и многие левые французские интеллектуалы, духовно связанные со студенческим движением 1968 г., Бодрийяр испытал влияние марксизма, но в целом его мысль движется в немарксистской парадигме. Он принадлежит к критикам общества потребления. Потребление у Бодрийяра распространяется не только на вещи, но и на время, пространство, природу, на все окружение человеческой жизни, на зрительные, звуковые образы, создаваемые средствами массовой информации, на политические, культурные отношения людей. Бодрийяр раскрывает перед читателями мир, в котором рухнули социальные, политические, идеологические связи и в котором их место занимает знаковое потребление.

                           Е. Самарская 14 стр.

 

Китч   Предмет-китч - это вообще вся категория «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок. Китч - это эквивалент «клише» в рассуждении. Расцвет китча можно наблюдать в эпохи социальной мобильности: вместе с восходящей буржуазией эпохи Ренессанса и XVIII в. появляются вычурность и барокко. Но особенно при Луи-Филиппе и в Германии в эпоху «Grunderjahre» (1870-1890), а также во всех западных обществах с конца XIX в. и начала эры универсальных магазинов всеобщая торговля безделушками становится одним из главных проявлений китча и одной из самых выгодных ветвей коммерции.

                                  Жан Бодрийяр 3 стр.

 

Рабство   Нет в мировой истории другой страны, где расизм играл бы такую важную роль в течение столь долгого времени, как в Соединенных Штатах. Поэтому в вопросе «Как все это начиналось?» больше смысла, чем просто интереса к истории. В африканских государствах существовало рабство, и этим иногда пользовались европейцы, чтобы оправдать созданную ими работорговлю. Но «рабы» в Африке были скорее подобны европейским крепостным, т. е. большинству населения Европы. Это было жестокое крепостничество, но они обладали правами, которых не было у привезенных в Америку рабов, и они «были абсолютно непохожи на тех, кого как скот перевозили на кораблях работорговцев и держали на американских плантациях».

                       Говард Зинн 19 стр.

 

Прогресс   Колумб, индейцы и прогресс человечества. Я не считаю, что в историческом повествовании мы должны обвинять Колумба, судить его и выносить ему приговор in absentia. Уже слишком поздно, и это было бы бесполезным схоластическим упражнением в морализаторстве. Но легкое восприятие жестокости в качестве неприятной, но необходимой платы за прогресс до сих пор с нами. Мы приучились уделять жестокостям столько внимания, сколько им часто уделяют учителя и писатели в уважаемых аудиториях и учебниках. Усвоенное чувство дозированной морали, проистекающее из кажущейся объективности ученого, воспринимается легче, чем в том случае, если оно появляется после выступлений политиков. И потому оно более опасно.

                           Говард Зинн 25 стр.

 

История   То, что принято называть "доисторией", не тождественно - вопреки Гегелю - отсутствию истории. Можно согласиться с Коллингвудом в том, что идея истории имманентна человеку. Как это ни парадоксально, человек древности даже более историчен, нежели люди последующих веков. Он видит в истории тотальность, к которой более нечего прибавить. Он включен в полномасштабную историю, которую переживает целиком, а не по частям, подобно тем будущим поколениям, что примутся отбрасывать прошлое ради настоящего. Но почему и в какой момент мифоритуальное общество начинает переживать вместо полноты дефицит истории?

                                И. П. Смирнов 16 стр.

 

Чеченцы   Историю чеченцев вплоть до последнего времени представляли как историю народа, который провел тысячи лет в условиях родоплеменного строя, был вытеснен врагами в труднодоступные горные ущелья и не имел ни государства, ни письменности. Однако по работам древних авторов можно судить о существовании у нахов с древнейших времен различных государственных образований. Каждый чеченец помнит название своего тейпа, его генеалогию, и эта память может быть определяющей в его мироощущении. Ведь именно в недрах тейповой демократии сложилась культура чеченцев.

                                  Л. Ильясов 10 стр.

 

Шахматы   Начиная с середины XIII в. интеллектуалы пытаются осмыслить социальные отношения оригинальным способом, представив общество в виде шахматной доски, а социальные страты - в виде шахматных фигур. Что означала такая социальная метафора, как шахматная доска, и какие новые принципы социальной стратификации она отражала? Попробую ответить на эти вопросы, обратившись к известному трактату о шахматной игре - «Книге об обязанностях и нравах знати, или о шахматной игре». Он был написан доминиканским монахом Якопо ди Чессоли во второй половине XIII в.

                            С. Лучицкая 7 стр. 25 илл.

 

Табак   Поначалу в Старом Свете табак выращивали в горшках, которые ставили на подоконник, чтобы необычными цветами любовались не только домочадцы, но и прохожие. Потом его стали употреблять и как средство от разных болезней: головной и зубной боли, колик, ревматизма, кашля и порезов. В Турции, в 1633 г., пойманных за курение четвертовали или отрубали им головы. Во Франции в 1635 г. правительство запретило употреблять табак без разрешения врача. В Швейцарии курение табака приравняли в 1661 г. к убийству и блуду. В 1692 г. в Испании были заживо замурованы в стену пятеро монахов, которых застали за курением сигар.

                       И. Богданов 15 стр. 11 илл.

 

Марихуана  Семена конопли и снадобья, приготовленные из каннабиса, находят в раскопках евразийских культурных слоев трехтысячелетней давности (в Сибири, в склепах были обнаружены табакерки с перетертыми соцветиями растения). Разновидность каннабиса была найдена и в древнеегипетских захоронениях третьего тысячелетия до н.э. Родом это растение из Центральной Азии. Полагают, что именно отсюда конопля распространилась на восток: в Индию и Китай. Из Индии каннабис перекочевал в Северную Африку и в Испанию, откуда благодаря мореплавателям попал в Америку. Геродот описал обряд очищения у скифов, которые, укрывшись в шатрах, бросали на раскаленные камни семена конопли и вдыхали пары "вызывающие радость".

                              С. Петросян 7 илл.

 

Интимность   В философии существует направление, которое расценивает способность человека вступать в интимное отношение к окружению и к себе подобным как предзаданную нам, как одно из главных качеств нашей изначальной природы. Батай представил праинтимность сложнее, чем его предшественники; в его концепции интимность недостижима, помимо насилия. Ханна Арендт указывала, что интимизация жизни становится релевантной только после того, как социопространство распадается на приватное и публичное. В интимном результируется, согласно Арендт, протест против социальности вообще.

                                 И. П. Смирнов 22 стр.

 

Терроризм   Скажем ли мы террористам, что если бы у них была армия, то они могли бы ею воспользоваться; но поскольку у них ее нет, они не в праве использовать самодельные бомбы, которые у них есть? Мы раз и навсегда структурировали наше мышление так, чтобы думать о чем-то как о приемлемом, а о чем-то - как о подлом. Насилию террористов и солдат одинаково свойственно отношение к людям как к объектам, которые должны быть уничтожены, если они мешают достижению цели. Раз мы признаем, что допустимо использовать насилие для достижения какой-либо цели, нужно всего лишь приучить людей преодолевать свое естественное отвращение к убийству - и вы сможете использовать их в своих целях. Как раз этому и учат в армиях всего мира.

                                    Р. Холмс 21 стр.

 

Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 


В избранное