Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Ирония    Ироник то тут, то там, но никогда здесь и сейчас. Здесь и сейчас - это точка неподвижности, претящая иронику. Человека, находящегося то тут, то там, и не любящего оставаться на одном месте, называют странником. Ироник как ярмарочный артист всегда имеет временное жилище. Странник, как и ироник, предельно свободен (ему ничего не принадлежит, и он не принадлежит ничему). Он опьянен своей свободой. Он примеряет маски. Он - вне добра и зла (так как моральные законы придуманы не им и не для него). Для Къеркегора «душа ироника находится в вечном паломничестве». Дорога лучше гостиницы, утверждал ироник Сервантес, духовный преемник Сократа. Здесь ирония - и поиск истины, и самоценное движение.

                              И. Осиновская 20 стр.

 

Кровать   Ни одна из важнейших фаз жизни не обходится без кровати: рождение - взросление - брачное ложе - смертный одр. В 2001 г. проходила выставка кроватей прошлых столетий. Автор рецензии на эту выставку пишет: «Никогда бы не подумала, что обычные спальные принадлежности могут быть столь "говорящими". Они говорят о своем хозяине. Вот купеческая кровать с толстой периной и горкой подушек. Глядя на такую кровать, «так и встает перед взором: стол с самоваром, за столом пышнотелая молодица. Кому ж как не ей спать на таких перинах?». Так, в образе кровати уже заложены многие характеристики ее хозяина. И неизвестно, кто под кого подстраивается. Может быть, купчиха такая ленивая и дородная именно потому, что у нее такая кровать, а не наоборот.

                            И. Осиновская 14 стр. 19 илл.

 

Загадка    Загадки - один из древнейших жанров славянского фольклора, сохранивший значительный пласт общего праславянского (и индоевропейского) наследия и вместе с тем испытавший сильное влияние средневековой слав. книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций. В своем происхождении загадки обнаруживают связь с архаическим ритуалом, моделирующим преодоление хаоса и упорядочение состава мира путем обозначения и именования каждого его элемента; с магией слова и мифопоэтической картиной мира; с явлениями языкового табу и тайных языков. Ритуальные истоки загадок прослеживаются в сохраняющихся иногда до наших дней регламентациях и запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок.

                          И. Седакова, С. Толстая 5 стр.

 

Фортуна   Колесо с помещенным на него человеком - образ уже не классического происхождения, он вводится в культуру Боэцием, становясь в средневековье главным символом Фортуны. Боэций не ограничивается этим образом, он разрабатывает тему Фортуны в широком философско-онтологическом плане - Фортуна мыслится как испольнительница воли Провидения, осуществляющая в земной человеческой жизни законы высшей необходимости. Фортуна, таким образом, включается Боэцием в иерархию Творения, становясь ближайшим к человеку звеном в триаде Провидение-Судьба-Случай.

                          Т. Котельникова 25 стр. 5 илл.

 

Заумь   Заумь как разновидность ритуальной речи славян. 3аумь - разновидность ритуальной речи, представляющая собой бессмысленный набор непонятных, искаженных слов, обычно ритмически организованных и зарифмованных. 3аумь часто имитирует иноязычную речь. 3аумь используется в сакральных и магических ситуациях: для общения с потусторонним миром, для передачи речи нечистой силы, как способ обозначения сакральных понятий, а также для коммуникации с животными, маленькими детьми, иностранцами, т. е. с «не-людьми» или «не вполне людьми». С заумью тесно связана глоссолалия - говорение на иностранных, «непонятных» языках.

                                  Е. Левкиевская 4 стр.

 

Ледяной дом   Ледяной дом был построен в Петербурге в 1739 г. Некоторых современников удивил не сам Ледяной дом, а ледяные пушки, которые «выдерживали заряды в три четверти фунта пороха». Ледяной дом - это не только грандиозная придворная забава, но и эпизод из истории науки XVIII в. В ней отсутствуют четкие границы, отделяющие науку от искусства, физический эксперимент уживается с суеверием и чудесами. С точки зрения позитивной науки Ледяной дом был понят как дорогая безделушка, продиктованная исключительно жаждой развлечений. С позиции своего времени - это ученая забава, научный эксперимент, поставленный как невиданное зрелище.

                              Л. Никифорова 9 стр. 3 илл.

 

Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 

Мораль   Смысл морали в философии Ф. Ницше. Образ "иного совершенства" и "иной дисциплины", нарисованный Ницше, без сомнения, является вызовом моральному сознанию и вызовом серьезным. Философ провозглашает, что совершенствование, осуществляемое за счет тиражирования и репликации человеческих свойств и не сопровождающееся стремлением за пределы "человеческого, слишком человеческого", не является в действительности совершенствованием. Это очень сильный критический тезис и даже своеобразный приговор морали.

                                 А. Прокофьев 23 стр.

 

Знание    Дискурс знания произрастает из несовпадения, зазора между властью и смыслом, между жизнью и смертью: знания всегда производится больше, чем механизмов его утилизации, управления им и распределения; знание создаёт себя помимо институтов власти и множится вопреки всякой необходимости. Мы слишком много знаем. Слишком много, чтобы жить только в одной реальности, разделять одну историю и одно тело. Именно благодаря этому несовпадению, раздиалектизации отношений - власть никогда не покрывает знания целиком - и оказывается возможным движение истории.

                                Дм. Ольшанский 5 стр.

 

Домовой  - домашний дух, мифологич. хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Домовой существует в каждом доме и связан с определенным родом, предком которого он мыслится. Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу - жена и дочь домового. Полагают, что домовой невидим и показывается людям только как предвестник какого-л. события. Домовой имеет антропоморфный вид: древнего старика, черного человека. У богатых людей домовой покрыт шерстью, у бедных он голый. Как и другие демоны, домовой способен к оборотничеству. Он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного.

                              Е. Левкиевская 5 стр.

 

Шизофрения   Большой шизофренический проект культуры XX века можно считать завершенным. В чем причины его возникновения? В соответствии с циклической моделью культурного развития культурные циклы развиваются в двухтактном ритме -вначале культура актуализирует все рациональное, потом на смену приходит формализм, иррационализм и мистика. Так чередовались рациональный Ренессанс и иррациональное барокко, рациональный классицизм и иррациональный романтизм, наконец, позитивистская реалистическая культура XIX века и иррациональная шизофреническая модернистская культура XX века. В соответствии с этой логикой впереди нас ждет новый рационалистический ренессанс.

                                   В. Руднев 7 стр.

 

Графоман   Значение эпигонства, дилетантизма и графомании - отмечал Ю. Тынянов - переменчиво, «от эпохи к эпохе разное, и высокомерное отношение к этим явлениям - наследство старой истории литературы». При сегодняшней распространенности слова «графоман», наверное, нет нужды в оговорке, что оно употреблено не для того, чтобы обидеть автора, а чтобы попытаться понять смысл его текста. Сегодняшняя литературная ситуация дает повод разобраться в сути этого явления. Сегодня если и звучит высокомерие, то в тоне самопризнания: «Я графоман». О себе так прежде не говорили. Теперь говорят, ибо вот что такое графомания: «Это мистическая потребность в письме».

                                  И. Шайтанов 8 стр.

 


В избранное