Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

История   То, что принято называть "доисторией", не тождественно - вопреки Гегелю - отсутствию истории. Можно согласиться с Коллингвудом в том, что идея истории имманентна человеку. Как это ни парадоксально, человек древности даже более историчен, нежели люди последующих веков. Он видит в истории тотальность, к которой более нечего прибавить. Он включен в полномасштабную историю, которую переживает целиком, а не по частям, подобно тем будущим поколениям, что примутся отбрасывать прошлое ради настоящего. Но почему и в какой момент мифоритуальное общество начинает переживать вместо полноты дефицит истории?

                                И. П. Смирнов 16 стр.

 

Чеченцы   Историю чеченцев вплоть до последнего времени представляли как историю народа, который провел тысячи лет в условиях родоплеменного строя, был вытеснен врагами в труднодоступные горные ущелья и не имел ни государства, ни письменности. Однако по работам древних авторов можно судить о существовании у нахов с древнейших времен различных государственных образований. Каждый чеченец помнит название своего тейпа, его генеалогию, и эта память может быть определяющей в его мироощущении. Ведь именно в недрах тейповой демократии сложилась культура чеченцев.

                                  Л. Ильясов 10 стр.

 

Шахматы   Начиная с середины XIII в. интеллектуалы пытаются осмыслить социальные отношения оригинальным способом, представив общество в виде шахматной доски, а социальные страты - в виде шахматных фигур. Что означала такая социальная метафора, как шахматная доска, и какие новые принципы социальной стратификации она отражала? Попробую ответить на эти вопросы, обратившись к известному трактату о шахматной игре - «Книге об обязанностях и нравах знати, или о шахматной игре». Он был написан доминиканским монахом Якопо ди Чессоли во второй половине XIII в.

                            С. Лучицкая 7 стр. 25 илл.

 

Табак   Поначалу в Старом Свете табак выращивали в горшках, которые ставили на подоконник, чтобы необычными цветами любовались не только домочадцы, но и прохожие. Потом его стали употреблять и как средство от разных болезней: головной и зубной боли, колик, ревматизма, кашля и порезов. В Турции, в 1633 г., пойманных за курение четвертовали или отрубали им головы. Во Франции в 1635 г. правительство запретило употреблять табак без разрешения врача. В Швейцарии курение табака приравняли в 1661 г. к убийству и блуду. В 1692 г. в Испании были заживо замурованы в стену пятеро монахов, которых застали за курением сигар.

                       И. Богданов 15 стр. 11 илл.

 

Табакерка   В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали. Жевание табака, как и его искусственная ароматизация, в Петербурге не были популярны, а вот нюхательный табак был весьма распространен, особенно среди людей пожилого возраста. Считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье, но распространилась эта привычка во многом и из-за запрета на курение в публичных местах. В XIX в. дорогие табакерки часто служили императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

                        И. Богданов 14 стр. 11 илл.

 

Марихуана  Семена конопли и снадобья, приготовленные из каннабиса, находят в раскопках евразийских культурных слоев трехтысячелетней давности (в Сибири, в склепах были обнаружены табакерки с перетертыми соцветиями растения). Разновидность каннабиса была найдена и в древнеегипетских захоронениях третьего тысячелетия до н.э. Родом это растение из Центральной Азии. Полагают, что именно отсюда конопля распространилась на восток: в Индию и Китай. Из Индии каннабис перекочевал в Северную Африку и в Испанию, откуда благодаря мореплавателям попал в Америку. Геродот описал обряд очищения у скифов, которые, укрывшись в шатрах, бросали на раскаленные камни семена конопли и вдыхали пары "вызывающие радость".

                              С. Петросян 7 илл.

 

Интимность   В философии существует направление, которое расценивает способность человека вступать в интимное отношение к окружению и к себе подобным как предзаданную нам, как одно из главных качеств нашей изначальной природы. Батай представил праинтимность сложнее, чем его предшественники; в его концепции интимность недостижима, помимо насилия. Ханна Арендт указывала, что интимизация жизни становится релевантной только после того, как социопространство распадается на приватное и публичное. В интимном результируется, согласно Арендт, протест против социальности вообще.

                                 И. П. Смирнов 22 стр.

 

Терроризм   Скажем ли мы террористам, что если бы у них была армия, то они могли бы ею воспользоваться; но поскольку у них ее нет, они не в праве использовать самодельные бомбы, которые у них есть? Мы раз и навсегда структурировали наше мышление так, чтобы думать о чем-то как о приемлемом, а о чем-то - как о подлом. Насилию террористов и солдат одинаково свойственно отношение к людям как к объектам, которые должны быть уничтожены, если они мешают достижению цели. Раз мы признаем, что допустимо использовать насилие для достижения какой-либо цели, нужно всего лишь приучить людей преодолевать свое естественное отвращение к убийству - и вы сможете использовать их в своих целях. Как раз этому и учат в армиях всего мира.

                                    Р. Холмс 21 стр.

 

Ирония    Ироник то тут, то там, но никогда здесь и сейчас. Здесь и сейчас - это точка неподвижности, претящая иронику. Человека, находящегося то тут, то там, и не любящего оставаться на одном месте, называют странником. Ироник как ярмарочный артист всегда имеет временное жилище. Странник, как и ироник, предельно свободен (ему ничего не принадлежит, и он не принадлежит ничему). Он опьянен своей свободой. Он примеряет маски. Он - вне добра и зла (так как моральные законы придуманы не им и не для него). Для Къеркегора «душа ироника находится в вечном паломничестве». Дорога лучше гостиницы, утверждал ироник Сервантес, духовный преемник Сократа. Здесь ирония - и поиск истины, и самоценное движение.

                              И. Осиновская 20 стр.

 

Кровать   Ни одна из важнейших фаз жизни не обходится без кровати: рождение - взросление - брачное ложе - смертный одр. В 2001 г. проходила выставка кроватей прошлых столетий. Автор рецензии на эту выставку пишет: «Никогда бы не подумала, что обычные спальные принадлежности могут быть столь "говорящими". Они говорят о своем хозяине. Вот купеческая кровать с толстой периной и горкой подушек. Глядя на такую кровать, «так и встает перед взором: стол с самоваром, за столом пышнотелая молодица. Кому ж как не ей спать на таких перинах?». Так, в образе кровати уже заложены многие характеристики ее хозяина. И неизвестно, кто под кого подстраивается. Может быть, купчиха такая ленивая и дородная именно потому, что у нее такая кровать, а не наоборот.

                            И. Осиновская 14 стр. 19 илл.

 

Загадка    Загадки - один из древнейших жанров славянского фольклора, сохранивший значительный пласт общего праславянского (и индоевропейского) наследия и вместе с тем испытавший сильное влияние средневековой слав. книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций. В своем происхождении загадки обнаруживают связь с архаическим ритуалом, моделирующим преодоление хаоса и упорядочение состава мира путем обозначения и именования каждого его элемента; с магией слова и мифопоэтической картиной мира; с явлениями языкового табу и тайных языков. Ритуальные истоки загадок прослеживаются в сохраняющихся иногда до наших дней регламентациях и запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок.

                          И. Седакова, С. Толстая 5 стр.

 

Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 


В избранное