Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Бык   Первобытный бык олицетворял жизненную силу и мужскую власть. Если сила и дикость его импонировали, то тупая бессмысленная жестокость внушала ужас. Знаменитые испанские корриды представляют быка символом мрака и варварства, а матадора-человека - олицетворением света и цивилизации, что так созвучно ренессансному антропоцентризму. Древние критские культы, которые существовали в сходных формах и в других культурах, делали быка объектом атлетически-артистических танцев-перепрыгиваний, в которых человек пытался доказать свое превосходство и ощутить чувство победы над животной природой зверя. С этим связано стремление приручить быка и поставить его на службу человеку.

                              А. Романчук 5 стр. 30 илл.

 

Караимы    Караимы — народ, переживающий процесс этнокультурного растворения. Надвигающийся уход народа в историческое небытие воспринимается его духовными лидерами как естественно-исторический процесс. Это не значит, что ими открыты все шлюзы потоку забвения. Издаются многочисленные исследования о караимах— философские, исторические, этнографические. Одна из особенностей караимов — сосуществование в их культуре традиций древних языческих верований прототюркского происхождения, реформированного иудаизма эпохи Анана бен Давида, а также традиций более позднего культурного окружения, связанных прежде всего с исламом и многолетним сосуществованием и полемикой с иудаистскими общинами.

                             В. Глаголев 20 стр.  

 

Официальная народность    На двух поворотных этапах русской истории XIX в. два российских императора пытались доказать «национальный» характер собственной власти: Николай I — после восстания декабристов и Александр III — после убийства Александра II. Оба монарха явно стремились отмежеваться от западных моделей, служивших образцом для российских самодержцев со времен Петра Первого. Однако «национальный фундамент» такого рода создавал специфические проблемы в репрезентации российского монарха. Начиная с Петра Первого, российские императоры акцентировали «европейскость» собственного облика, дистанцируя себя и окружавшую их дворянскую элиту от основной массы подданных, как русского, так и нерусского происхождения.

                                Р. Вортман 12 стр.

 

Официальная народность    Российская империя в XIX в. была чудесной империей, придумавшей для себя превосходную формулу своего существования — «православие, самодержавие, народность» — и старавшейся жить в согласии с этой славной триадой. История была переписана в соответствии с новой парадигмой. Собственно, она переписывалась в течение всего века, потому что все составляющие этой формулы могли интерпретироваться по-разному, и каждая интерпретация требовала, чтобы прошлое было приведено в соответствие с ней. Внутреннее устройство триад может быть разным. Например, в известном наборе liberté, égalité, fraternité все три члена более или менее равны: нельзя сказать, что fraternité важнее, чем liberté, или liberté важнее, чем égalité. Уваровская триада устроена по-другому — как вершина с двумя хвостами. Вершину, естественно, образует самодержавие.

                                В. Живов 16 стр.

 

Официальная народность   Исследования колониальных обществ XIX в. показывают, что правовая ситуация в России обнаруживает аналогии с историей колониальных стран: в России в роли «колонизируемых» выступают крестьяне, а в роли «колонизаторов» — царские чиновники. Хрестоматийными стали определения истории России С. Соловьева и В. Ключевского как «истории страны, которая колонизуется». Но взаимоотношение городской и деревенской культуры осознается современниками не столько в собственно колониальных, сколько в цивилизаторских, миссионерских терминах, противопоставляющих культуру города и культуру (или точнее — бескультурье) деревни. Убеждение в том, что крестьянское сословие интеллектуально недееспособно и требует властного надзора, лежит в основе резолюции Петра по поводу возможности введения в России системы  самоуправления: «Из крестьянства умных людей нет».

                           А. Богданов 41 стр.

 

Крокодил    В образе крокодила египтяне изображали Собека - бога, религиозное представление о котором хотя и варьировало (Бог-создатель, помощник солнечного бога Ра), но оставалось характерной особенностью культовой жизни Древнего Египта. Наиболее раннее сообщение о «крокодильих слезах» - в одном из текстов «Библиотеки» патриарха Фотия (810-895 гг.). Фотий сообщает  о «крокодилах, которые головы людей оплакивают, которых они сожрали, и слезы льют на останки убиенных». Странную повадку крокодила сам Фотий объясняет весьма прагматически: не раскаяние о жертвах порождает крокодиловы слезы, а то, что «костистая голова не годится в пищу».

                            А. Богданов 40 стр. 30 илл.

 

Любопытство    В истории европейской культуры оценка любопытства колеблется между панегириком и филиппикой. Осуждение «любопытства» принято связывать с отцами церкви. Но истоки неприязни к любопытству восходят к до-христианским временам. Аристотель истолковывал удивление как начало философствования, однако, стремление к философскому познанию при этом необходимо уметь отличать от хлопотливого вопрошания о разнообразии вещей. Сходные рассуждения встречаются у Эразма, Паскаля, Декарта, Монтеня. Хайдеггер усматривал в любопытстве наряду с «болтовней» неподлинность публичного «бытия-в-мире». Ж. Делёз и Ф. Гваттари утверждали, что смысл самой философии состоит не в стремлении к знанию и истине, а именно в интересном: «Мысль как таковая производит нечто интересное, стоит ей получить доступ к бесконечному движению, освобождающему ее от истины как предполагаемой парадигмы, и вновь обрести имманентную творческую потенцию».

                                   А. Богданов 30 стр.

 

Законность    Для Российской империи контроль деятельности должностных лиц был проблемой извечной. В 1722 г. Петр I принял указ «О хранении прав гражданских...». Обращаясь к судейским чиновникам, монарх пытался внушить им хотя бы элементарное представление о законности. Без этого, настаивал Петр, нет государства. Суть нового закона можно определить как запрет под угрозой смерти нарушать уже существующие законы. Петр намеревался выпустить другой именной указ, согласно которому каждого чиновника, незаконно получившего сумму, хотя бы равную стоимости веревки, надлежало вешать. Вполне вероятно, Петр так бы и поступил. Но один из приближенных, услышав о планируемом указе, спросил, смеясь, не желает ли государь царствовать в одиночестве, ведь иным результат исполнения указа не будет.

                                  Д. Фельдман 9 стр.

 

Король Артур   Происхождение легенды о короле Артуре теряется во мраке времен. Его исторический прототип жил, вероятно, в VI в. н.э. и был предводителем племени бриттов. Впервые этот вождь упомянут Гильдасом в его латинской "Книге о разорении и завоевании Британии".  Ко времени правления (1558-1603) королевы Елизаветы I Тюдор легенда о короле Артуре прошла большой путь развития и была очень популярна не только на Британских островах, но и на континенте. О популярности легенды в Англии говорит хотя бы тот факт, что в 1568 г. секретарь королевы Елизаветы отмечал, что "книга эта часто изгоняет Библию из покоев государей".

                               М. Попова 7 стр. 8 илл.

 

Мода    Французский диктат в области моды впервые проявил себя в России в царствование Елизаветы Петровны. Известно, что Елизавета поджидала прибытия в Санкт-Петербургский порт французских кораблей, чтобы перехватить самые последние образчики тканей, лент, кружев и фасонов, прежде чем с ними ознакомятся другие щеголихи. На этих кораблях привозили и «пандоры» - куклы в модных нарядах из Парижа. «Пандорам» принадлежала роль, которую впоследствии взяли на себя модные журналы; так, например, в Венеции в начале каждого сезона на улице Мерчерие выставляли на всеобщее обозрение куклу в новейших парижских нарядах. Хотя в Европе и, прежде всего, во Франции модные журналы появились еще в XVII в., в России дольше, чем в других странах, предпочитали им «пандоры».

                             Р. Кирсанова 12 стр. 24 илл.

 

Партизан   Отечественная война 1812 года была одним из переломных моментов в русской истории, серьезным потрясением для русского общества, которое столкнулось с рядом новых проблем и явлений, требующих осмысления. Одним из таких феноменов стала партизанская война, которая породила невероятное количество слухов, а затем и устойчивых легенд, традиционно связанных с тремя именами: Давыдов, Сеславин, Фигнер. Формированию легенды об А.С. Фигнере в сознании его современников и потомков и посвящена данная статья. В русской истории его имя традиционно сопровождается эпитетом «герой-партизан». Начнем мы с понятия «партизан», которое в описываемую эпоху имело несколько другое значение, нежели сейчас.

                         Е. Грачева, А. Востриков 25 стр.

 

Кофе    «Официальная» история кофе в России начинается, по общепринятому мнению, с 1665 года. В этом году придворный лекарь предписал Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Тридцатью годами позже заморский напиток уже предлагался к обязательному употреблению на введенных Петром ассамблеях. По известному анекдоту, сановные соотечественники, принужденные «хлебать кофе», втихомолку окрестили горькое новшество «зельем» и «сиропом из сажи», но были вынуждены подчиниться приказу Петра (пристрастившемуся к кофе во время своего первого путешествия по Европе) «не возводить напраслины на достойное кушанье».

                          А. Богданов 12 стр. 21 илл.

 

Панк   DIY (Do It Yourself - сделай сам) - основной принцип функционирования "андеграундного" панка. DIY панк-культура представляет собой единственный панк-феномен, сохранивший и успешно развивший изначальный протестный потенциал панка. По отношению к панку DIY панк-культура составляет ту его часть, которая, опираясь на принцип DIY, сумела стать альтернативой как господствующей культуре, живя в соответствии с иными ценностями, противостоящими доминирующим, так и массовой культуре, создав андеграундную музыкальную инфраструктуру, стоящую в оппозиции шоу-бизнесу. Панк в этой андеграундной форме изменяет мир через "отвоевывание" своего пространства и формирование своего собственного окружения.

                               О. Аксютина 40 стр.

 


В избранное