Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Слон   Этимологически слово «слон» восходит к тюркскому слову «арслан», обозначающему не слона, но льва (с тем же словом связано собственное имя Руслан). Но почему произошла такая лексикографическая путаница, не ясно по сей день. В 1714 году, в Петербург был доставлен слон, подаренный Петру I шахом Хуссейном. Слон выгуливался по Невскому проспекту и служил поводом к сборищу зевак. Басня И. А. Крылова о моське, облаявшей слона (1808), отсылает не к Эзопу и Лафонтену, а к уличным сценам из жизни Петербурга и Москвы. С тем же зрелищем связывается появление в русском языке глагола «слоняться» (первоначально «слонов слонять», «слонов продавать»), обозначающего праздную прогулку и ничегонеделание.

                            А. Богданов 7 стр. 25 илл.

 

Партизан   Отечественная война 1812 года была одним из переломных моментов в русской истории, серьезным потрясением для русского общества, которое столкнулось с рядом новых проблем и явлений, требующих осмысления. Одним из таких феноменов стала партизанская война, которая породила невероятное количество слухов, а затем и устойчивых легенд, традиционно связанных с тремя именами: Давыдов, Сеславин, Фигнер. Формированию легенды об А.С. Фигнере в сознании его современников и потомков и посвящена данная статья. В русской истории его имя традиционно сопровождается эпитетом «герой-партизан». Начнем мы с понятия «партизан», которое в описываемую эпоху имело несколько другое значение, нежели сейчас.

                         Е. Грачева, А. Востриков 25 стр.

 

Бальдунг Грин   Бальдунг, работавший в Нюрнберге в мастерской Дюрера, с 1503 по 1507 гг. находился под определенным влиянием своего великого учителя. Оно не проявлялось в слепом следовании или подражании Дюреру, что явилось несомненной заслугой таланта Дюрера-педагога, который не подавлял индивидуальности своих учеников, но способствовал их развитию. Нам известна единственная копия, исполненная Бальдунгом с живописного произведения Дюрера, - диптих "Адам и Ева", написанный Дюрером около 1507 г. Он был повторен Бальдунгом в те же годы. Отличие оригинала от копии состоит только в том, что в последнюю включены изображения животных и птиц, отсутствующие в композиции Дюрера.

                         О. Постникова 11 стр. 27 илл.

 

Кофе    «Официальная» история кофе в России начинается, по общепринятому мнению, с 1665 года. В этом году придворный лекарь предписал Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Тридцатью годами позже заморский напиток уже предлагался к обязательному употреблению на введенных Петром ассамблеях. По известному анекдоту, сановные соотечественники, принужденные «хлебать кофе», втихомолку окрестили горькое новшество «зельем» и «сиропом из сажи», но были вынуждены подчиниться приказу Петра (пристрастившемуся к кофе во время своего первого путешествия по Европе) «не возводить напраслины на достойное кушанье».

                          А. Богданов 12 стр. 21 илл.

 

Этнофутуризм    Этнофутуризм возник в Эстонии в 1980-х годах.  Это течение сформировалось в период возрождения национальной независимости Эстонии и в манифесте Этнофутуризма его смысл толкуется просто: "футу" - выживание народностей как наций в будущем обеспечивается самостью культуры. Только это качество является основой национальной идентичности и обеспечивает "этносу" выживание. Способом, объединяющим финно-угров предложено было избрать Интернет - в Сети нет централизации, доминирования, идеологического контроля. Среда Сети, - по мысли авторов манифеста, - вполне подходит для рассеянно живущих лесных народов. Это хороший способ остаться самими собой, войдя, вместе с тем, в мир современной культуры.

                        Н. Розенберг, Е. Плеханова 22 стр.

 

Панк   DIY (Do It Yourself - сделай сам) - основной принцип функционирования "андеграундного" панка. DIY панк-культура представляет собой единственный панк-феномен, сохранивший и успешно развивший изначальный протестный потенциал панка. По отношению к панку DIY панк-культура составляет ту его часть, которая, опираясь на принцип DIY, сумела стать альтернативой как господствующей культуре, живя в соответствии с иными ценностями, противостоящими доминирующим, так и массовой культуре, создав андеграундную музыкальную инфраструктуру, стоящую в оппозиции шоу-бизнесу. Панк в этой андеграундной форме изменяет мир через "отвоевывание" своего пространства и формирование своего собственного окружения.

                               О. Аксютина 40 стр.

 

Римская эротика    Покрывало, повязка на груди и сандалии - вот три атрибута римской эротики. Alètheia имеет второе значение - «срывание покрова». Истина (а-lètheia) - это незабытое. Истина снимает покров с прошлого. Она делает юными мертвых в преисподней. Alètheia связана с наготой. Первичная нагота никогда не бывает сексуальной - только генетической. «Обнажение» в переводе на греческий - anasurma, на латынь - objectio. Обнажить груди - значит снять нагрудную повязку и выставить их на обозрение, что было запрещено патрицианкам. Первое «обнажение» — это женская грудь. Обнаженные женщины, выстроенные в ряд во время сражения, представляли собой залог победы (оружие Марса). Тацит рассказывает, что жены германцев во время битвы обнажали груди, дабы напомнить своим мужьям и сыновьям о позоре плена, грозившего им в случае поражения.

                                  П. Киньяр 11 стр.

 

Б. Челлини    "Жизнь Бенвенуто Челлини" можно рассматривать как литературный автопортрет. Изображая свой портрет, Бенвенуто Челлини смотрелся в зеркало; встает вопрос, каким было это зеркало и насколько правдиво Челлини описал в книге то, что увидел в этом зеркале. Многих ввел в заблуждение сам Челлини своим знаменитым письмом к Варки: "...ваша милость мне говорит, что эта простая речь о моей жизни больше вас удовлетворяет в этом чистом виде, нежели будучи подскобленной и подправленной другими, что показалось бы не настолько правдой, насколько я писал...". Такую оценку собственному труду мог вложить в уста почтенного друга сам Челлини, никогда не упускавший случая несколько приукрасить то, что имело отношение к его собственной персоне.

                      Н. Подземская 7 стр. 21 илл.

 

Секты     Наше обращение с российским прошлым претерпевает серьезные изменения. Фокус смещается от безусловной симпатии к угнетенному «народу» к генеалогии наших представлений о нем, - представлений, которые мы унаследовали от культурной элиты народнической России. Но практически все, что мы знаем об угнетенных, мы знаем от угнетателей. Все, что мы знаем о «народе», включая его язык и фольклор, мы знаем от тех, кто принадлежал к привилегированным группам, которые записывали «народ». В середине XIX века сектоведение стало стартовой площадкой русской интеллектуальной истории. Вплоть до начала XX века оно оставалось важнейшим полем игры между знанием и властью. Соответственно политическая оппозиция трактовала народные секты как «таинственного», а оттого лишь еще более важного союзника.

                                 А. Эткинд 17 стр.

 

Юмор    Почему у китайцев мало развито чувство юмора? По Фрейду, анекдоты о членах определенных социальных, этнических или религиозных групп могут обеспечивать санкционированную отдушину для выражения агрессии к этой группе. Однако это верно для государства, в котором свобода слова  обеспечена законами этой страны. В Китае испокон веков было распространено табуирование фамилии и имени правителя. Соответствующие им иероглифы заменялись другими или видоизмененными. Любое упоминание императора, даже в метафорических контекстах, могло рассматриваться как злонамеренная акция. Для автора такого текста это означало в лучшем случае пожизненную ссылку, в худшем - истребление всего его рода. Этот вид наказании в истории Китая именуется «литературная расправа».

                                  Тань Аошуан 4 стр.

 


В избранное