Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Кофе    «Официальная» история кофе в России начинается, по общепринятому мнению, с 1665 года. В этом году придворный лекарь предписал Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Тридцатью годами позже заморский напиток уже предлагался к обязательному употреблению на введенных Петром ассамблеях. По известному анекдоту, сановные соотечественники, принужденные «хлебать кофе», втихомолку окрестили горькое новшество «зельем» и «сиропом из сажи», но были вынуждены подчиниться приказу Петра (пристрастившемуся к кофе во время своего первого путешествия по Европе) «не возводить напраслины на достойное кушанье».

                          А. Богданов 12 стр. 21 илл.

 

Этнофутуризм    Этнофутуризм возник в Эстонии в 1980-х годах.  Это течение сформировалось в период возрождения национальной независимости Эстонии и в манифесте Этнофутуризма его смысл толкуется просто: "футу" — выживание народностей как наций в будущем обеспечивается самостью культуры. Только это качество является основой национальной идентичности и обеспечивает "этносу" выживание. Способом, объединяющим финно-угров предложено было избрать Интернет — в Сети нет централизации, доминирования, идеологического контроля. Среда Сети, — по мысли авторов манифеста, — вполне подходит для рассеянно живущих лесных народов. Это хороший способ остаться самими собой, войдя, вместе с тем, в мир современной культуры.

                        Н. Розенберг, Е. Плеханова 22 стр.

 

Панк   DIY (Do It Yourself — сделай сам) — основной принцип функционирования "андеграундного" панка. DIY панк-культура представляет собой единственный панк-феномен, сохранивший и успешно развивший изначальный протестный потенциал панка. По отношению к панку DIY панк-культура составляет ту его часть, которая, опираясь на принцип DIY, сумела стать альтернативой как господствующей культуре, живя в соответствии с иными ценностями, противостоящими доминирующим, так и массовой культуре, создав андеграундную музыкальную инфраструктуру, стоящую в оппозиции шоу-бизнесу. Панк в этой андеграундной форме изменяет мир через "отвоевывание" своего пространства и формирование своего собственного окружения.

                               О. Аксютина 40 стр.

 

Римская эротика    Покрывало, повязка на груди и сандалии — вот три атрибута римской эротики. Alètheia имеет второе значение — «срывание покрова». Истина (а-lètheia) — это незабытое. Истина снимает покров с прошлого. Она делает юными мертвых в преисподней. Alètheia связана с наготой. Первичная нагота никогда не бывает сексуальной — только генетической. «Обнажение» в переводе на греческий — anasurma, на латынь — objectio. Обнажить груди — значит снять нагрудную повязку и выставить их на обозрение, что было запрещено патрицианкам. Первое «обнажение» — это женская грудь. Обнаженные женщины, выстроенные в ряд во время сражения, представляли собой залог победы (оружие Марса). Тацит рассказывает, что жены германцев во время битвы обнажали груди, дабы напомнить своим мужьям и сыновьям о позоре плена, грозившего им в случае поражения.

                                  П. Киньяр 11 стр.

 

Б. Челлини    "Жизнь Бенвенуто Челлини" можно рассматривать как литературный автопортрет. Изображая свой портрет, Бенвенуто Челлини смотрелся в зеркало; встает вопрос, каким было это зеркало и насколько правдиво Челлини описал в книге то, что увидел в этом зеркале. Многих ввел в заблуждение сам Челлини своим знаменитым письмом к Варки: "...ваша милость мне говорит, что эта простая речь о моей жизни больше вас удовлетворяет в этом чистом виде, нежели будучи подскобленной и подправленной другими, что показалось бы не настолько правдой, насколько я писал...". Такую оценку собственному труду мог вложить в уста почтенного друга сам Челлини, никогда не упускавший случая несколько приукрасить то, что имело отношение к его собственной персоне.

                      Н. Подземская 7 стр. 21 илл.

 

Секты     Наше обращение с российским прошлым претерпевает серьезные изменения. Фокус смещается от безусловной симпатии к угнетенному «народу» к генеалогии наших представлений о нем, — представлений, которые мы унаследовали от культурной элиты народнической России. Но практически все, что мы знаем об угнетенных, мы знаем от угнетателей. Все, что мы знаем о «народе», включая его язык и фольклор, мы знаем от тех, кто принадлежал к привилегированным группам, которые записывали «народ». В середине XIX века сектоведение стало стартовой площадкой русской интеллектуальной истории. Вплоть до начала XX века оно оставалось важнейшим полем игры между знанием и властью. Соответственно политическая оппозиция трактовала народные секты как «таинственного», а оттого лишь еще более важного союзника.

                                 А. Эткинд 17 стр.

 

Юмор    Почему у китайцев мало развито чувство юмора? По Фрейду, анекдоты о членах определенных социальных, этнических или религиозных групп могут обеспечивать санкционированную отдушину для выражения агрессии к этой группе. Однако это верно для государства, в котором свобода слова  обеспечена законами этой страны. В Китае испокон веков было распространено табуирование фамилии и имени правителя. Соответствующие им иероглифы заменялись другими или видоизмененными. Любое упоминание императора, даже в метафорических контекстах, могло рассматриваться как злонамеренная акция. Для автора такого текста это означало в лучшем случае пожизненную ссылку, в худшем — истребление всего его рода. Этот вид наказании в истории Китая именуется «литературная расправа».

                                  Тань Аошуан 4 стр.

 

Ирод   Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой. Начиная с Евсевия Кесарийского повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим. Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем - Ирод Агриппа. Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями.

                                      С. Рысев

 

Молчание    Художественный мир Бродского предстает перед нами как система оппозиций, своеобразных антиномий, в ряду которых одной из важнейших оказывается антиномия речи и молчания. При этом категория речи у Бродского изучается сегодня очень активно, а вот теснейшим образом связанную с ней категорию молчания исследователи обходят стороной. Одной из сторон мотива молчания становится в пьесе «Мрамора» стремление к тишине, воспринимающейся как единственная, кроме поэтического творчества, возможность противостоять тавтологичности, повторимости мира и речи: если нельзя сказать неповторимо, то лучше не говорить вовсе. В этом и заключается главный парадокс героев «Мрамора»: будучи не в силах выжить без речи, без диалога, без собеседника, они, тем не менее, стремятся к молчанию и тишине

                                 Д. Фельдман 7 стр.

 

Лолита   «Лолита» В. Набокова в фильме Стенли Кубрика. Практически все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями. Но режиссёр всегда в них выступает как полноправный автор, свободный в своем поиске. Что же и зачем трансформировал Кубрик при экранизации набоковской «Лолиты»? Кубрик столкнулся с необходимостью соотнести отрефлексированную сексуальность с цензурными запретами, вогнать в рамки допустимого эротизм как задание для фильма. Вероятно, это не могло не вызывать у него внутреннего недовольства, основанного на неприятии внешнего диктата. Кинокритики  обратили внимание на иронию в тексте афиши фильма «Лолита» Кубрика: "До 17 лет вход воспрещен... Или в сопровождении взрослого".

                            А. Н. Смирнова 18 стр. 7 илл.

 


В избранное