Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Крокодил    В образе крокодила египтяне изображали Собека - бога, религиозное представление о котором хотя и варьировало (Бог-создатель, помощник солнечного бога Ра), но оставалось характерной особенностью культовой жизни Древнего Египта. Наиболее раннее сообщение о «крокодильих слезах» - в одном из текстов «Библиотеки» патриарха Фотия (810—895 гг.). Фотий сообщает  о «крокодилах, которые головы людей оплакивают, которых они сожрали, и слезы льют на останки убиенных». Странную повадку крокодила сам Фотий объясняет весьма прагматически: не раскаяние о жертвах порождает крокодиловы слезы, а то, что «костистая голова не годится в пищу».

                            А. Богданов 40 стр. 30 илл.

 

Любопытство    В истории европейской культуры оценка любопытства колеблется между панегириком и филиппикой. Осуждение «любопытства» принято связывать с отцами церкви. Но истоки неприязни к любопытству восходят к до-христианским временам. Аристотель истолковывал удивление как начало философствования, однако, стремление к философскому познанию при этом необходимо уметь отличать от хлопотливого вопрошания о разнообразии вещей. Сходные рассуждения встречаются у Эразма, Паскаля, Декарта, Монтеня. Хайдеггер усматривал в любопытстве наряду с «болтовней» неподлинность публичного «бытия-в-мире». Ж. Делёз и Ф. Гваттари утверждали, что смысл самой философии состоит не в стремлении к знанию и истине, а именно в интересном: «Мысль как таковая производит нечто интересное, стоит ей получить доступ к бесконечному движению, освобождающему ее от истины как предполагаемой парадигмы, и вновь обрести имманентную творческую потенцию».

                                   А. Богданов 30 стр.

 

Законность    Для Российской империи контроль деятельности должностных лиц был проблемой извечной. В 1722 г. Петр I принял указ «О хранении прав гражданских...». Обращаясь к судейским чиновникам, монарх пытался внушить им хотя бы элементарное представление о законности. Без этого, настаивал Петр, нет государства. Суть нового закона можно определить как запрет под угрозой смерти нарушать уже существующие законы. Петр намеревался выпустить другой именной указ, согласно которому каждого чиновника, незаконно получившего сумму, хотя бы равную стоимости веревки, надлежало вешать. Вполне вероятно, Петр так бы и поступил. Но один из приближенных, услышав о планируемом указе, спросил, смеясь, не желает ли государь царствовать в одиночестве, ведь иным результат исполнения указа не будет.

                                  Д. Фельдман 9 стр.

 

Король Артур   Происхождение легенды о короле Артуре теряется во мраке времен. Его исторический прототип жил, вероятно, в VI в. н.э. и был предводителем племени бриттов. Впервые этот вождь упомянут Гильдасом в его латинской "Книге о разорении и завоевании Британии".  Ко времени правления (1558-1603) королевы Елизаветы I Тюдор легенда о короле Артуре прошла большой путь развития и была очень популярна не только на Британских островах, но и на континенте. О популярности легенды в Англии говорит хотя бы тот факт, что в 1568 г. секретарь королевы Елизаветы отмечал, что "книга эта часто изгоняет Библию из покоев государей".

                               М. Попова 7 стр. 8 илл.

 

Мода    Французский диктат в области моды впервые проявил себя в России в царствование Елизаветы Петровны. Известно, что Елизавета поджидала прибытия в Санкт-Петербургский порт французских кораблей, чтобы перехватить самые последние образчики тканей, лент, кружев и фасонов, прежде чем с ними ознакомятся другие щеголихи. На этих кораблях привозили и «пандоры» - куклы в модных нарядах из Парижа. «Пандорам» принадлежала роль, которую впоследствии взяли на себя модные журналы; так, например, в Венеции в начале каждого сезона на улице Мерчерие выставляли на всеобщее обозрение куклу в новейших парижских нарядах. Хотя в Европе и, прежде всего, во Франции модные журналы появились еще в XVII в., в России дольше, чем в других странах, предпочитали им «пандоры».

                             Р. Кирсанова 12 стр. 24 илл.

 

Ремесло   Люди средневековья не знали деления своей жизни и деятельности на производственную, общественную, частную. Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей, со своими мыслями, чувствами, объединенных общим видом деятельности. Поэтому главная задача цеха - регулирование не производственных, а человеческих отношений. Слово "цех" происходит от немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова "гильдия". Собственно научные познания не были распространены в ремесленной среде. Из этого, однако, не следует, что не существовало некоей "квази-теории", объяснявшей ремесленные действия и познания. Ремесло было тесно связано с магией. Применялись самые экзотические средства, вроде пепла василиска, крови дракона, желчи ястреба или мочи рыжего мальчика.

                                Д. Харитонович 7 стр.

 

Слон   Этимологически слово «слон» восходит к тюркскому слову «арслан», обозначающему не слона, но льва (с тем же словом связано собственное имя Руслан). Но почему произошла такая лексикографическая путаница, не ясно по сей день. В 1714 году, в Петербург был доставлен слон, подаренный Петру I шахом Хуссейном. Слон выгуливался по Невскому проспекту и служил поводом к сборищу зевак. Басня И. А. Крылова о моське, облаявшей слона (1808), отсылает не к Эзопу и Лафонтену, а к уличным сценам из жизни Петербурга и Москвы. С тем же зрелищем связывается появление в русском языке глагола «слоняться» (первоначально «слонов слонять», «слонов продавать»), обозначающего праздную прогулку и ничегонеделание.

                            А. Богданов 7 стр. 25 илл.

 

Партизан   Отечественная война 1812 года была одним из переломных моментов в русской истории, серьезным потрясением для русского общества, которое столкнулось с рядом новых проблем и явлений, требующих осмысления. Одним из таких феноменов стала партизанская война, которая породила невероятное количество слухов, а затем и устойчивых легенд, традиционно связанных с тремя именами: Давыдов, Сеславин, Фигнер. Формированию легенды об А.С. Фигнере в сознании его современников и потомков и посвящена данная статья. В русской истории его имя традиционно сопровождается эпитетом «герой-партизан». Начнем мы с понятия «партизан», которое в описываемую эпоху имело несколько другое значение, нежели сейчас.

                         Е. Грачева, А. Востриков 25 стр.

 

Бальдунг Грин   Бальдунг, работавший в Нюрнберге в мастерской Дюрера, с 1503 по 1507 гг. находился под определенным влиянием своего великого учителя. Оно не проявлялось в слепом следовании или подражании Дюреру, что явилось несомненной заслугой таланта Дюрера-педагога, который не подавлял индивидуальности своих учеников, но способствовал их развитию. Нам известна единственная копия, исполненная Бальдунгом с живописного произведения Дюрера, - диптих "Адам и Ева", написанный Дюрером около 1507 г. Он был повторен Бальдунгом в те же годы. Отличие оригинала от копии состоит только в том, что в последнюю включены изображения животных и птиц, отсутствующие в композиции Дюрера.

                         О. Постникова 11 стр. 27 илл.

 

Кофе    «Официальная» история кофе в России начинается, по общепринятому мнению, с 1665 года. В этом году придворный лекарь предписал Алексею Михайловичу рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Тридцатью годами позже заморский напиток уже предлагался к обязательному употреблению на введенных Петром ассамблеях. По известному анекдоту, сановные соотечественники, принужденные «хлебать кофе», втихомолку окрестили горькое новшество «зельем» и «сиропом из сажи», но были вынуждены подчиниться приказу Петра (пристрастившемуся к кофе во время своего первого путешествия по Европе) «не возводить напраслины на достойное кушанье».

                          А. Богданов 12 стр. 21 илл.

 

Панк   DIY (Do It Yourself - сделай сам) - основной принцип функционирования "андеграундного" панка. DIY панк-культура представляет собой единственный панк-феномен, сохранивший и успешно развивший изначальный протестный потенциал панка. По отношению к панку DIY панк-культура составляет ту его часть, которая, опираясь на принцип DIY, сумела стать альтернативой как господствующей культуре, живя в соответствии с иными ценностями, противостоящими доминирующим, так и массовой культуре, создав андеграундную музыкальную инфраструктуру, стоящую в оппозиции шоу-бизнесу. Панк в этой андеграундной форме изменяет мир через "отвоевывание" своего пространства и формирование своего собственного окружения.

                               О. Аксютина 40 стр.

 


В избранное