Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu



 

Какао   Культура какао была создана, очевидно, около 1500 г. до н.э., т.к. уже ольмеки снаряжали экспедиции за семенами какао. Индейцы Месоамерики до конкисты имели большие плантации деревьев какао. Полученные там семена подвергались просушке на солнце и размалывались. Получившийся порошок разводили водой, добавляя туда мёд, ваниль, октли (ферментированный сок агавы), иногда зерна зеленой кукурузы и молотый перец. Это питье называлось чоколатль (отсюда наше слово шоколад). Этот напиток употреблялся только представителями знати и жречеством. Вероятно, уже со времени расцвета Теотиуакана с его разветвленной торговой сетью семена какао стали использоваться как монета. Известны случаи подделки подобной денежной единицы - пустая оболочка заполнялась землей или глиной.

                                              Р.В. Кинжалов 3 стр. 12 илл.

 

Гедонизм    (Декадентский гедонизм) Вторая половина XIX в. - время упадка чувственной европейской культуры. Чувственное искусство живет и развивается в эмпирическом мире чувств; его цель - доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, развлечение, увеселение и т.д. Для достижения этой цели оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, постоянно ищущим нечто новое. Чувственное искусство отмечено возбуждающей наготой и сладострастием, оно свободно от религии, морали и других ценностей, посему его главный художественный принцип - «искусство для искусства». Утверждение данного принципа знаменует отрыв парнасцев от романтиков и начало постепенной смены типа культурной ментальности. По существу, путь от эстетизма к декадансу - это путь от активного эпикурейства к пассивному.

                                                    А.Н. Долгенко 3 стр.

 

Роскошь    В философских кругах XVIII века споры о неравенстве велись вокруг вопроса о роскоши. Было понятно, что напряженность в вопросе о неравенстве порождалась роскошью, но не потому что роскошь была причиной неравенства, а потому что была ее зримым свидетельством. Таким образом, вопрос заключался не столько в том, чтобы осудить экономические причины роскоши, сколько в том, чтобы уменьшить ее провокационную театральность. Существует глубинная логика, позволяющая праздному классу (главным образом, на той стадии, когда его представляет дворянство) потреблять излишек на легитимных основаниях, которые восходят к идеалу доблести и подкрепляются риском потери, демонстрируемым праздничным расточительством; однако следует признать, что право на высокое положение, славу и власть исторически выродилось в произвол и безжалостную эксплуатацию рабского труда. Такой, во всяком случае, была ситуация во Франции до 1789 г.

                                                 Марсель Энафф 12 стр.

 


В избранное