Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

    

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Бетель    Почти десятая часть человечества употребляет бетель. Он стал важным элементом обрядовой и социальной жизни многих народов Индийского субконтинента и о-ва Цейлон, юга Вьетнама, Бирмы, Индонезии, Филиппин, отдельных районов Китая, о-вов Тайвань и Хайнань, западной части Океании. Археологи обнаружили семена бетеля и арековой пальмы в Таиланде (5500-7000 г. до н.э.), на окраинах региона (о-в Тимор на востоке Малайского архипелага, о-в Палаван Филиппинского архипелага) бетель культивировали в 3 тыс. до н.э. Листья бетеля оказывают слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевая смесь успокаивает чувство голода и боль, повышает настроение, вызывает прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам в Индии - перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»), в Китае преступникам - перед казнью.

                                                 Е.С. Соболева  4 стр.  12 илл.

 

Мате    Мате считается одним из самых древних напитков на земле. По мнению ученых, он был известен южноамериканским индейцам еще в начале 7 тыс. до н. э. В XVII в., когда на континент начали проникать европейцы, начался иезуитский этап в истории мате. Питье мате подверглось резкому осуждению со стороны монахов. Один из них, выступая перед трибуналом инквизиции, оценил обычай местных жителей как «дьявольский предрассудок». Употребление мате запретили, а за его употребление преследовали почти как ересь. Однако вскоре выяснилось, что торговля порошком мате прибыльна, и иезуиты поставили ее под свой контроль. С 1930 г. мате попадает в сферу интереса ученых, заинтригованных его легендарными свойствами, позволявшими индейцам и пастухам гаучо выносить изо дня в день непогоду и жизнь под открытым небом, заниматься тяжелым трудом, употребляя в пищу только говядину и настой мате.

                                                    Е.А. Ершова   4 стр. 10 илл.

 

Искусство для искусства    «Искусство для искусства» —явление гораздо более сложное, чем предполагается расхожим словоупотреблением; оно отнюдь не исчерпывается такими элементарными признаками, как отказ от социально-политической ангажированности и повышенное внимание к вопросам формально-технического мастерства. Действительно, обе тенденции возникают в искусстве во все эпохи, но только в XIX веке они оформились в сознательную творческую программу, отлились в звонкий полемический лозунг. Наряду с теорией, «искусства для искусства» существовало и само «искусство для искусства» — исторически определенный и исторически (то есть относительно) оправданный тип творчества; другое дело, что в нем присутствуют и острейшие противоречия, восходящие к общим проблемам литературного развития в XIX веке. Именно практический, творческий его аспект и должен стать первоочередным предметом исследования.

                                                   Сергей Зенкин   31 стр.

 

Русь   Cлово «Русь», поначалу чаще звучавшее как «рос», вошло в обиход с легкой руки византийцев в судьбоносном IX веке, который положил начало восточнославянской государственности. Росами в Византии стали называть дотоле незнакомых пришельцев с севера, которые резко активизировались в конце VIII в. и устремились на своих быстроходных ладьях в другие страны. В числе их вожделенных целей была восточная преемница Рима, благами культуры которой они надеялись поживиться. При этом нужно сразу же заметить, что византийцы и не думали причислять новоявленного агрессора к славянским племенам, которые жили с ними по соседству то во вражде, то в мире на протяжении не одного столетия и за которыми в то время уже прочно закрепилось название «славяне».

                                                            Сергей Рысев

 

Дуэльтип агрессивного поведения, который на протяжении нескольких веков сохранял высокий культурный статус. Как акт насилия, санкционированный обществом, поединок попадает в ту же категорию, что война и смертная казнь, однако существенным образом отличается от них. Дуэль была противостоянием не двух государств, как война, и не личности и государства, как смертная казнь, а двух личностей. Поэтому она в значительной степени находилась вне сферы влияния государства. Служа прежде всего самоопределению благородного сословия, дуэль служила и отдельным личностям — сначала дворянам, а потом и представителям других сословий — для утверждения их независимости от государства, а более всего — для определения и защиты их личного пространства. Выполняя эту последнюю функцию, дуэль способствовала формированию понятия личности, что было особенно актуально для обществ со слабым правовым сознанием и с плохо развитой идеей прав индивидуума, таких, как, например, Россия или Германия (характерно, что именно в этих странах дуэль была фактически узаконена в конце XIX в. и продолжала существовать значительную часть XX в.).

                                                  Ирина Рейфман   74 стр.

 

Порно   Мне искренне жаль ревнителей общественной благопристойности, которые утруждают умы в бесплодных попытках определить то, что именно следует запрещать. Так, если мы идем по «японскому» сценарию, признавая порнографией любое изображение коитуса или человеческих половых органов, то весьма существенная часть как европейского, так и азиатского искусства, которое принято называть «классическим», автоматически становится откровенной порнографией. Если же мы вводим расплывчатые критерии вроде «оправданности художественным замыслом» или «высокого художественного качества», то в контексте постмодернистских представлений об искусстве любая, даже самая вопиющая к общественному нравственному чувству порнуха легко может быть подверстана под эти критерии.

                                                 В. Михайлин  12 стр. 15 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Цыгане: Сергей Рысев. Цыгане и Африка

       К статье Праздник:

Харитонович Д.Э. Веселие и насилие

Чеканцева З.А. Праздник и бунт во Франции

В.Я. Петрухин "Праздник" в средневековой Руси

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Дж. Роули. Принципы китайской живописи

 


В избранное